Дом на Английской набережной, 8

1 стр. из 1

История Английской (вначале Нижней, а позднее — Галерной) набережной, на которой расположен дом-дворец князя Паскевича-Эриванского, берет начало в первом десятилетии XVIII в. Тогда здесь, неподалеку от Адмиралтейской верфи, среди болотистого леса, росшего вдоль Невы, появились жилища морских служителей. Позднее рядом было возведено мазанковое здание для чинов Адмиралтейской коллегии, далее располагались смольная, паровая, сараи канатного (прядильного) завода, русские дома, занимаемые корабельными и шлюпочными матросами.

В конце 30-х гг. «прядильные анбары» с набережной были убраны, а освободившиеся участки раздали домовладельцам. Находившиеся в их собственности «сквозные дома» располагались между параллельными друг другу Английской набережной и Галерной улицей. Один из участков, на котором позднее был возведен дом № 8, принадлежал фельдмаршалу Ивану Юрьевичу Трубецкому, любимцу Петра I.

Дом И. Ю. Трубецкого имел высокий цокольный этаж, над которым возвышались еще два этажа. Девяти осям здания соответствовали девять окон по фасаду, обрамленные наличниками с лучковым завершением. На уровне второго этажа располагался балкон с фигурными балясинами. Крыльцо как неотъемлемая часть петербургских построек того времени вело на первый этаж, приподнятый на случай наводнения.

Впоследствии дом принадлежал князю Голицыну, правда, достоверно неизвестно, какой именно представитель этого рода и с какого времени владел особняком на Английской набережной.

Хранящаяся в историческом архиве Санкт-Петербурга коллекция чертежей, непосредственно относящихся к дому № 8, существует с 1824 г. Именно тогда начались первые исследования истории этого архитектурного памятника. В те годы владельцем дома был генерал-майор в отставке граф Станислав Станиславович Потоцкий, участник Отечественной войны 1812 г.

К судьбе особняка на Английской набережной имеет прямое отношение также известный архитектор XVIII в. А. И. Штакеншнейдер. В июле 1843 г. А. И. Штакен-шнейдер руководил работами по прокладке подземной трубы для подачи в дом чистой воды из Невы, а в следующем году стал автором проекта нового фасада здания со стороны Английской набережной.

В доме-дворце особой чистотой классического стиля выделяется отделка интерьеров Белого (Музыкального) зала и Арсенальной галереи. Лепной декор Белого зала отличается благородной изысканностью форм. В Белом зале находится и великолепный мраморный камин, не уступающий по красоте итальянским каминам Екатерининского дворца. По преданию, в этом зале танцевала Наталья Гончарова.

Иное, особое, впечатление производит декоративное убранство Арсенальной галереи, где раньше находилась богатейшая коллекция холодного оружия, приобретенная князем Ф. И. Паскевичем на денежную премию, полученную за участие в русско-турецкой войне. К ряду залов «невской анфилады», выходивших окнами на набережную, ведет красивая и словно воздушная Парадная лестница. Радует взор восхитительный Лебединый зал.

Новый период в истории дома на Английской набережной, которому он обязан своим официальным названием «Дом Паскевича-Эриванского», начался в 1856 г., когда его у графини А. С. Потоцкой приобрел князь Ф. И. Паскевич. Именно 1856 г. следует датировать чертежи по переустройству дома, на которых впервые встречается имя Александра Христофоровича Пеля. Знаменитый архитектор на протяжении тридцати лет работал помощником Огюста Монферрана при возведении Александровской колонны и постройке Исаакиевского собора, имел непосредственное отношение к строительству или переустройству более 500 зданий. В 1846 г. А. Х. Пель удостоен высокого звания академика архитектуры.

Архитектор спроектировал в юго-восточной части центрального корпуса дома зимний сад, по высоте он занимает полтора этажа. В настоящее время в этом помещении можно увидеть беломраморный «Фонтан слез», выполненный «по образцу известному под названием Бахчисарайского фонтана в Бахчисарае».

Проектный чертеж фасада дома также подписан А. Х. Пелем, и, казалось бы, нет никаких оснований сомневаться в его единоличном авторстве. Однако сомнения возникают после публикации в журнале «Зодчий» в 1872 г. гравированных рисунков фасада дома Паскевича-Эриванского и его деталей за подписью уже двух архитекторов — А. X. Пеля и Р. А. Гедике.

Архитектор Р. А. Гедике спроектировал немало зданий, в том числе в Санкт-Петербурге и Тифлисе, а также участвовал в создании новых интерьеров дома на Английской набережной, о чем красноречиво свидетельствуют некоторые стилистические особенности декоративной отделки нескольких залов. Один из них, Готический, представляет собой настоящий памятник неоготики в дворцовом строительстве Петербурга. В лепке стен используется мотив ромба, причем в эти ромбовидные ячейки вписан декоративный элемент «трезубец». Его серебристая окраска рельефно выделяется на синем поле стены. Этот знак присутствует и в фамильном гербе рода Паскевичей, который также украшает зал. На гербе написан девиз рода: «Честь и верность». Уникальная деревянная люстра — современница первоначального декора зала. Из Готического зала можно попасть в удивительный по офорлению Рыцарский зал. Его украшают величественные фигуры средневековых рыцарей в доспехах. Считается, что именно здесь самое благоприятное место во всем особняке для заключения различных соглашений, подписания договоров.

Первые документы, имеющие отношение к судьбе дома-дворца после Октябрьской революции, датируются 1918 г., когда его художественные коллекции начинают поступать в Петроградское отделение Государственного музейного фонда. До января 1924 г. в стенах дома на Английской набережной размещалось учебное учреждение, специализация которого сама по себе предполагала бережное отношение к интерьерам здания. Позднее здесь находились Музей торгового мореплавания и портов, архив и библиотека Центрального управления Морского флота. В 1947 г. комплекс построек дома Паскевича-Эриванского перешел на баланс Ленинградского треста нежилого фонда, в нем разместился институт «Ленжилпроект». В середине 70-х гг. прошлого века институт произвел реставрацию отделки и капитальный ремонт помещений и инженерных сетей эксплуатируемой части здания. В 1989 г. начался очередной этап реставрационных работ, связанный, в частности, с воссозданием утраченных деталей отделки Готического зала и расчисткой лепки Белого (Музыкального) зала.

После распада СССР судьба прекрасного памятника архитектуры и зодчества во многом оказалась во власти случая. С 1995 г. памятник является собственностью Московского индустриального банка, который выделил на окончание работ более $20 млн. Был проведен значительный объем реставрационных и строительно-восстановительных работ внутри дома, снаружи и на внутренней дворовой территории. Дом-особняк вновь, как и полтора столетия назад, засиял во всей своей красоте, сюда вернулась неповторимая атмосфера истории и таинственности. Постарались и реставраторы, и архитекторы, в числе которых — Григорий Михайлов, Андрей Родькин, Ольга Родькина, Александр Горелов и др., радеющие за сохранение нашей великой истории в ее духовном и материальном выражении.

Сегодня это не только исторические интерьеры, но и современные офисные помещения. В здании располагаются также кафе, бильярдная и сауна. Какова дальнейшая судьба здания, пока не известно. По словам управляющего Санкт-Петербургского филиала ОАО «Московский индустриальный банк» Владимира Геннадиевича Воробьева, содержание такого памятника довольно затратное. Поэтому будет ли оно сдаваться в аренду или продано, покажет время… Однако в планах руководства банка показывать эти замечательные интерьеры жителям и гостям нашего города, красоту утаивать нельзя!

Дата: 05.05.2006
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 4 (89)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!