|
|||||
1 стр. из 1 Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) — практически решенный вопрос, до которого осталось полтора-два года реального времени. Создается впечатление, что руководители многих отраслей отечественной промышленности не осознают, что это далеко не безобидный процесс для многих сложившихся секторов внутреннего рынка производства и сбыта технических изделий страны.
А вот сфера изготовления лифтов и лифтового оборудования сразу окажется совершенно в иной, непривычной обстановке. Здесь уже не помогут практикующиеся лоббистские методы подписания постановлений, предписывающих организациям целых областей покупать изделия только такихто заводов и по такимто ценам, или попытки «недружественных поглощений» друг друга любым способом. Когда в страну хлынет относительно дешевая, но лучшего качества лифтовая продукция китайских, корейских, турецких и других мировых изготовителей, то с той продукцией, которую мы выпускаем сейчас, конкуренцию не выдержать. А результаты привычных методов борьбы с конкурентами очень быстро могут оказаться предметом разборок гденибудь в Страсбурге или в другом месте, где эти методы не одобряются, да и руководители страны вряд ли допустят такой сценарий развития событий. В результате громадные секторы производства лифтового оборудования могут на долгий срок остаться без работы, и пострадают занятые там работники. Универсальных рецептов, предписывающих линию поведения, никто не подскажет, да и вряд ли они существуют. Рынок на то и рынок, что каждый решает свои вопросы, как умеет, но в основном выживают те, кто ведет себя адекватно сложившейся ситуации. Мы хотели бы предложить нашим коллегам обсудить несколько напрашивающихся предложений и результаты собственного наблюдения по поводу дальнейшего развития отрасли в ожидаемых условиях. Несмотря на дремучее отсутствие корпоративной этики в конкурентной борьбе внутри нашей отрасли, вопросы консолидации производителей лифтовой продукции страны становятся жизненно важными. Перед грядущими потрясениями в отрасли необходимо хотя бы временно забыть разногласия и попытаться совместно поискать подходящие ответы на вопросы. Безусловно, поле деятельности в этом направлении обширное, и многое станет ясно при обсуждении конкретных вопросов. Но некоторые вопросы очевидны и так. Например, качество различного оборудования. Достижения разных участников внутреннего рынка в процессе изготовления отдельных позиций комплектующих для сборки лифтовой продукции не только игнорируются другими участниками рынка, но и часто становятся предметом ожесточенной борьбы между ними. Мы прекрасно отдаем себе отчет, что просто призыв к пересмотру такой позиции выглядит наивно, но жизнь все равно заставит двигаться в этом направлении. Консолидация лифтовиков не только возможна, но и стала необходимой. Примерно так же обстоят дела и на других конкурирующих заводах. Рынок лифтов в Турции примерно такой же, что и у нас: массовый спрос на простые, недорогие, почти стандартные, но качественные лифты для городских строек, 10–15 % спроса на лифты улучшенного качества (обзорные, накладные) и небольшой спрос на дорогие эксклюзивные лифты для отелей, различных центров и т. п. За исключением последней, все остальные позиции практически изготавливаются вот этими заводиками и по таким ценам, что в стране не чувствуется никакого наплыва китайских, корейских, японских и других иностранных конкурентов аналогичной продукции. Там нет и больших заводов — мировых грандов лифтостроения. Все приведенное выше — результат того, что называется диверсификация производства. Понятно, что в нашем случае исторически сложилась иная ситуация, и так просто не рассредоточишь сверхконцентрированные промышленные точки по регионам, и быстрая перестройка производственного процесса по мере изменения спроса объективно затруднена. Но, по нашему убеждению, процесс диверсификации можно приспособить и к условиям существования гигантских централизованных промышленных объединений, немного изменив правила игры. До сих пор наши гранды лифтовой индустрии идут по пути создания на местах представительств, филиалов, дочерних предприятий и т. д. Но по сути эти местные подразделения ничем не отличаются от своих «родителей» ни по ассортименту продукции, ни по условиям оказания услуг. Они создаются только для удобства работы на местах и совершенно не приспособлены для быстрой реакции на изменяющийся на местах спрос по качеству продукции. Они просто распространяют продукцию своих «родителей». Более эффективными окажутся созданные с участием «родителей»гигантов и местных промышленных и административных структур промышленные цеха, наделенные правами самостоятельно решать вопросы комплектации запрашиваемых лифтов и лифтового оборудования. Вот здесь уже начинают конкретизироваться вопросы консолидации участников отрасли. На данный момент в отрасли у одних изготовителей получается удачная дешевая конструкция кабины и система управления, у других — более современная и экономичная лебедка, у третьих — удачная конструкция приводов и т. п. В реальности эти факты не только игнорируются другими коллегами, но часто становятся предметом ожесточенной борьбы между ними. Мы, консолидировавшись с тремя уже известными московскими производителями лифтового оборудования, а также при участии республиканских структур и поддержке Президента М. Ш. Шаймиева, создали в Республике Татарстан, в г. Елабуге, экспериментальный объект — новое предприятие по массовому выпуску лифтов. В процессе организации мы столкнулись с целым рядом серьезных проблем. Первый же этап работы выявил специфические нюансы нашей действительности, несколько из которых мы хотим поверхностно здесь привести. Первые трудности: несмотря на то, что на заводе собираются уже регистрированные и разрешенные к применению марки лифтов, существующие правила Гостехнадзора требуют нового оформления разрешительных документов, поскольку продукция предлагается новым юридическим лицом. В настоящее время такое переоформление документов завершается. Вторая неприятность: как только мы попытались рекламировать наши первые лифты в регионе, один из первых руководителей одного из наших лифтовых грандов во всеуслышание заявил о крайне негативном отношении к этому. В связи с этим еще раз хотим попросить наших коллег вот о чем: есть настоятельная необходимость изменить главное направление своих корпоративных намерений и забыть риторику «боевого топора», серьезно подумать о совместных действиях в условиях грядущей опасности для всех участников отрасли. Нам необходимо выработать единый подход в подготовке к встрече вступления в ВТО, защиты и продвижения отечественной продукции в новых условиях. Объединяющей платформой в решении этих вопросов, по нашему мнению, может стать вновь созданное некоммерческое межотраслевое объединение работодателей «Национальная лига предприятий лифтовой и коммунальной инфраструктуры» (НЛПЛКИ). Чем быстрее создастся такая объединяющая платформа для отрасли, тем грамотнее все мы сможем подготовиться к вступлению в ВТО. Дата: 19.04.2006 Ф. А. Лячин, В. М. Мамасуев, З. Р. Бабаев "СтройПРОФИль" 2-1
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||