Нефтегазовый сектор Тюменской области: перспективы развития

1 стр. из 1

Тюменская область продолжает оставаться основным нефтегазодобывающим регионом России — на ее долю приходится более 60% добычи нефти и более 90% — природного газа. Отрасли ТЭК на длительную перспективу сохранят свою доминирующую роль в экономике области — на сегодняшний день здесь разведано менее половины потенциальных ресурсов. Акцент Тюменской области на формирование новой системы недропользования как основы решения широкого круга социально-экономических проблем развития сырьевых территорий во многом определил тот путь, по которому пошли впоследствии другие регионы России.

О перспективах развития нефтегазового сектора области рассказывает член Совета Федерации ФС РФ от Тюменской областной Думы Александр Лоторев.

— Александр Николаевич, еще несколько лет назад специалисты отмечали неудовлетворительное состояние дел в нефтехимической промышленности и сфере геологоразведки Тюменской области. Как на сегодняшний момент Вы можете оценить ситуацию в данных направлениях?

— Принятые в 2001–2002 годах серьезные меры со стороны руководства Тюменской области и руководителей ОАО «Газпром» и ОАО АК «Сибур» позволили изменить ситуацию в нефтехимической промышленности Тюменской области. Начиная с 2002 года ООО «Тобольск-Нефтехим» работает стабильно, наращивает объемы производства. Так, объем переработки широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) за этот период увеличился с 1,4 до 2,23 миллионов тонн. В настоящее время решается вопрос по строительству в Тобольском промузле новых производств по глубокой переработке углеводородов в интересах дальнейшего развития экономики нашей страны.

Теперь о геологоразведке. Утверждена программа геологоразведочных работ и воспроизводства минерально-сырьевой базы до 2010 года. Она сформирована исходя из принципиально нового подхода к стратегии геологического изучения нераспределенного фонда недр. Ее цель — подготовка максимального количества участков фонда недр к лицензированию.

В основе организации геологоразведочных работ — научный подход, когда на ранних этапах проводятся предварительные исследования (космодешифрирование, гравий-магниторазведка, геохимия) с тем, чтобы в дальнейшем капиталоемкие работы (сейсморазведка, бурение и др.) были сконцентрированы на наиболее перспективных участках.

Большие надежды связаны с геологоразведочными работами, которые проводят 14 предприятий-недропользователей на трех лицензионных участках.

Наметившаяся к 2003 году тенденция к сокращению объемов геологоразведочных работ была преодолена. Это стало возможным в результате как изъятия и перераспределения участков недр (в 2004–2006 годах), по которым недропользователи не проводили геологоразведочные работы в дальнейшем, так и заключения с ТНК-ВР инвестиционных соглашений.

Специалисты-геологи отмечают, что юг Тюменской области вышел на оптимальный уровень финансирования объемов геологоразведочных работ в размере 2–2,5 миллиардов рублей в год и в дальнейшем необходимо только поддерживать этот уровень.

Прирост запасов углеводородного сырья в 2005 году по промышленным категориям С1-С2 составил порядка 27 миллионов тонн, что в 18 раз превышает объем добычи, чем закладывается прочная ресурсная база для наращивания добычи в дальнейшем.

В результате геологоразведочных работ в Уватском районе открыто 15 месторождений углеводородного сырья.

— Одним из перспективных проектов в сфере ТЭК Тюменской области еще недавно называлось создание территориально-производственных комплексов, подобных тем, что были в советское время. Сейчас основные перспективы региона видятся в строительстве технопарка и развитии нефтегазового сервиса. Как, по Вашему мнению, соотносятся друг с другом данные направления развития?

— Территориально-производственные комплексы советского типа были эффективным механизмом, связывающим отечественную науку с производством. Такую же цель преследует правительство Тюменской области, осуществляя реализацию проекта создания технопарка. Подобная структура позволит создать условия, необходимые для эффективного коммерческого освоения научных знаний. Нефтегазовая специализация технопарка обусловлена наличием в Тюмени науки и инноваций, ориентированных в первую очередь на базовый нефтегазовый сектор и представленных научно-исследовательскими, аналитическими центрами и профильными вузами.

Следует также отметить, что на юге Тюменской области продолжает формироваться новый нефтедобывающий район. Добыча нефти здесь доведена до 1,45 миллионов тонн. Дальнейшее развитие услуг нефтегазового сервиса будет, безусловно, востребовано как на юге, так и на севере области. Создание крупного технопарка, сориентированного на нефтегазовый комплекс, позволит намного эффективнее использовать накопленный интеллектуальный и производственный потенциал научных организаций и промышленных предприятий, ускорить внедрение новейших технологий и оборудования в производство. Предполагается, что создание технопарка станет мощным толчком для развития нефтегазового сектора и экономики региона в целом.

— Руководство региона отмечает, что в ближайшее время не следует ожидать новых крупных международных проектов в нефтегазовом комплексе Тюменской области. Означает ли это, что основной акцент будет сделан на внутренние инвестиции, в частности, «ЛУКОЙЛА»?

— Практика сотрудничества региона с крупными нефтегазодобывающими компаниями подтверждает их заинтересованность в дальнейшем социально-экономическом развитии территории. Инвестиции в основной капитал нарастают с каждым годом. Лидерами здесь являются компании «ЛУКОЙЛ», ТНК-BP и «Сургутнефтегаз».

Что касается международных проектов, то следует сказать, что правительство Тюменской области проводит активную диверсифицированную политику в данном направлении, и в 2006 году планируется реализовать ряд инвестиционных проектов с участием следующих иностранных компаний:
 -  National Oilwell Varco (США) — проекты в области производства и снабжения подрядчиков буровым оборудованием и комплектующими.
 -  Harvest Natural Resources (США) — проекты в сфере нефтегазодобычи.
 -  Bentec Drilling & Oilfield Systems (Германия) — проекты по проектированию и производству, модернизации и техобслуживанию буровых установок для кустового бурения.
 -  Siemens (Германия) — проекты в области телекоммуникаций, медицины, автоматизации и безопасности зданий, а также комплексные решения и услуги для промышленности.
 -  Knauf (Германия) — проекты, связанные с производством строительных материалов для внутренней и внешней отделки, изоляционных материалов, а также в области производства оборудования для машинной штукатурки.
 -  Jaakko Poyry Consulting (Финляндии) — проект по разработке стратегии плана развития лесной промышленности Тюменской области и определению потенциальных зарубежных инвесторов.
 -  Marriott Hotels Collection (США) — проект по строительству 5-звездочного отеля в Тюмени.
 
В настоящее время все проекты находятся на стадии обсуждения с целью изучения возможных вариантов сотрудничества. Предлагаемый объем инвестиций по вышеуказанным проектам составит около $5 миллиардов с созданием 3000 рабочих мест.

— Как Вы оцениваете стратегию дальнейшего развития Уватского проекта, предлагаемую компанией ТНК-ВР? Насколько позитивно меняется в целом ситуация на юге Тюмени, где ставится задача по созданию сервисных структур нефтедобычи?

— Реализация Уватского проекта, осуществление которого предполагается ТНК-BP, в значительной степени определяет развитие нефтяной промышленности на юге Тюменской области. Добыча нефти здесь в ближайшие годы практически кратно возрастет. Одновременно мощный стимул для социально-экономического развития получат и районы юга области. Серьезное развитие получит инфраструктура территорий, будут созданы тысячи новых рабочих мест, значительно возрастут налоговые поступления в бюджеты всех уровней для решения насущных социальных задач.

— По данным статистики, в 2005 году машиностроительные предприятия Тюменской области значительно увеличили объем производства, в том числе и выпуск нефтегазового оборудования. С другой стороны, по-прежнему отмечается значительное отставание нефтяного машиностроения от потребностей нефтегазового сектора. Какие дальнейшие шаги необходимо предпринять для дальнейшего улучшения ситуации?

— Особенностями регионального бизнеса в Тюменской области являются:
 -  высокая по сравнению с другими территориями РФ стоимость рабочей силы;
 -  продолжительность отопительного сезона;
 -  удаленность от источников сырья.
 
Все это существенно влияет на себестоимость выпускаемой промышленной продукции.
Предприятия постепенно модернизируют свое производство и переходят на международные системы качества; используют прогрессивные технологии и осваивают новые изделия; прилагают усилия по расширению рынков сбыта.
Благодаря инвестиционной привлекательности области и поддержке правительства в регион привлекаются крупные иностранные компании, занимающиеся изготовлением, монтажом и сервисом оборудования для нефтяников и газовиков: «Шлюмберже», «Халлибертон», «КСА ДОЙТАГ», «Бентек» и т. д.

Все это в целом поднимет уровень нашей промышленности и конкурентоспособности продукции, выпускаемой тюменскими предприятиями для нефтегазового сектора.

— Какова роль администрации региона в укреплении связей машиностроителей с предприятиями нефтегазового комплекса? Какие резервы здесь Вы могли бы отметить?

— Правительством Тюменской области в 2005 году осуществлен ряд мер по укреплению связей промышленных предприятий с нефтегазовым комплексом.

Осуществлены поездки директоров промышленных предприятий:
 -  на Х международную специализированную выставку «Сургут. Нефть и газ — 2005», проведена их встреча с руководителями ведущих нефтяных компаний;
 -  в города Ноябрьск (ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз») и Когалым (ООО «Лукойл-Западная Сибирь»).
 
Благодаря предоставленному 8% возмещению стоимости заказанного и оплаченного оборудования из областного бюджета нефтегазодобывающим компаниям на общую сумму 72,8 миллионов рублей, такими компаниями, как ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз», ОАО «НК «РоснефтьПурнефтегаз», ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» и др. было закуплено оборудования на общую сумму 910,3 миллионов рублей.

В рамках соглашения между правительством области и компанией «Шлюмберже»:
 -  начато производство погружных насосов для нефтегазового комплекса;
 -  ведется строительство цеха по производству комплектующих для перфорационного оборудования;
 -  разрабатывается проект по производству оборудования для интенсификации работы скважин;
 -  решаются вопросы по строительству Сибирского учебного центра.
 
Проведены переговоры с международной сервисной компанией «Халлибертон» о реализации на территории области инвестиционного проекта по организации сервисного ремонта для нефтегазового комплекса.

Проведена работа с компанией «КСА ДОЙТАГ» по открытию в Тюмени центра по производству, комплектации и сервисному обслуживанию буровых установок для предприятий ТЭК.

Осуществлены переговоры и предложены варианты возможного размещения производства, сервиса и ремонта буровых установок фирмы «Бентек» (сестринское предприятие компании «КСА ДОЙТАГ»).

Под патронажем правительства Тюменской области проводится ежегодная специализированная выставка «Нефть и газ. Топливно-энергетический комплекс».

— Какова в настоящий момент ситуация с кадровым обеспечением нефтегазового комплекса региона?

— Развитие нефтегазового комплекса Тюменской области обеспечивается возможностями местных образовательных учреждений, накопивших большой опыт подготовки квалифицированных кадров всех уровней и специальностей.
В первую очередь, здесь следует отметить Тюменский нефтегазовый университет (ТНГУ), крупнейший вуз этого профиля в нашей стране, который уже более 36 лет выпускает специалистов высшей квалификации не только для нашего региона, но и для всех других регионов страны, в той или иной мере связанных с ТЭКом. Следует заметить, что ТНГУ имеет высокий рейтинг среди ведущих университетов мира нефтяного профиля, поддерживает с ними деловые контакты.

В последнее время в сфере подготовки кадров начали активно работать зарубежные партнеры по нефтегазовому бизнесу. Так, в стадии формирования сейчас находится учебный центр компании «Шлюмберже» в городе Тюмень.

— Ваша оценка экологической ситуации в Тюменской области. Достаточны ли усилия предприятий нефтегазового комплекса по ее улучшению?

— В целом экологическую ситуацию на территории юга Тюменской области можно оценить как удовлетворительную. Уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду ежегодно уменьшается, что является следствием выполнения предприятиями природоохранных мероприятий.

Вместе с тем в Тюменской области сохраняется ряд экологических угроз. В первую очередь, это касается низкого качества речных вод, в том числе регулярно отмечаемых высоких и экстремально высоких уровней их загрязнения, что обусловлено наличием свалок, складов ГСМ и токсичных веществ, а также применением пестицидов в границах водоохранных зон, загрязнением рек предприятиями соседних регионов.

Тревогу вызывает и стремительно растущий парк автомобильного транспорта, что значительно снижает качество атмосферного воздуха в городах.

С целью обеспечения экологической безопасности населения и территории правительством Тюменской области в течение следующих трех лет запланирован комплекс природоохранных мероприятий, включающий в себя обустройство природоохранных зон, рекультивацию загрязненных земель, внедрение автоматизированных систем экологического мониторинга, позволяющих своевременно регистрировать и реагировать на случаи высокого загрязнения окружающей среды, организацию работ по регулированию выбросов в городах при неблагоприятных метеорологических условиях.

Необходимо отметить, что в отличие от Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, предприятия нефтегазового комплекса, расположенные на юге Тюменской области, не имеют столь доминирующего влияния на экологическую обстановку. Их удельный вес в общей массе выбросов и сбросов загрязняющих веществ не превышает 30%.

При этом, учитывая высокую степень экологической угрозы, связанной с последствиями порывов магистральных нефте- и газопроводов, как наиболее важными и положительными можно охарактеризовать усилия предприятий нефтегазового комплекса по предотвращению появления подобных случаев. Так, за последние несколько лет на территории области была зафиксирована только одна авария, связанная с порывом газопровода. Аварий, сопровождающихся разливами нефти, не отмечено вовсе.

— Расскажите, пожалуйста, о Вашей работе в Комитете Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.

— Работа в Комитете Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды дает возможность реально участвовать в формировании эффективного природоресурсного законодательства. К сожалению, за последнее десятилетие нам с этой задачей справиться не удалось. Вроде и законов принято много, но не все из них имеют характер прямого действия, соответственно, к ним требуются десятки иных нормативных актов.

Негибкость, устаревшая база, слабо организованная и медленно осуществляемая работа по подготовке новых технических регламентов и стандартов — таковы, к сожалению, факторы, которые серьезно влияют на состояние дел в недропользовании.

Сейчас готовимся к утверждению новой редакции Водного кодекса, идет работа над Лесным кодексом, много поправок поступает в уже действующие законы. Важно, чтобы правительство наконец поняло, что без долгосрочной государственной стратегии социально-экономического развития страны и размещения производительных сил трудно определить место и роль потенциала минерально-сырьевого комплекса, а без этого невозможно эффективное развитие нашей экономики.

— Отслеживаете ли Вы ситуацию по прохождению в Госдуме РФ законопроекта «О недрах»? Какова ваша оценка основных разногласий по этому документу, перспектив его принятия?

— Чтобы устранить многие проблемы, накопившиеся в последнее десятилетие в недропользовании, необходимо принять комплекс мер политического, экономического и административного характера, которые в совокупности своей прямо или косвенно увеличивали бы инвестиционные предложения в отрасль. В данном случае действительно «деньги решают если не почти все, то очень многое».

Центральное место в этом комплексе мер принадлежит новому закону «О недрах». Концепция закона, по оценке Правительства России, «заключается в создании условий для привлечения в сферу недропользования частных инвестиций, в т. ч. иностранных, на основе строгой регламентации и осуществлении деятельности в указанной сфере и соблюдении интересов государства и недропользователя». В определенной степени принятие этого закона может создать условия для притока инвестиций в эту сферу.

Будет осуществлен переход на договорные условия в рамках гражданских отношений, что в свою очередь будет способствовать более полному выполнению договорных обстоятельств по объемам и срокам работ, соблюдению сроков ввода месторождений в разработку, устранит нарушения в отклонениях от уровня годовой добычи. Усилит инвестиционную привлекательность недропользования и возможность получения права на разработку месторождения пользователю недр, открывшему месторождение в результате геологического изучения.

Однако состоявшиеся в Совете Федерации парламентские слушания, которые провел Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды, в своих рекомендациях отмечает, что переход на договорные отношения в том виде, в каком они предусматриваются в проекте нового закона, введение оборота прав на пользование недрами и конкретизация права компании-первооткрывателя на выявленные ею месторождения могут не оказать существенного влияния на объемы инвестиций при условии, что остаются нерешенными следующие проблемы:
 -  расширение полномочий и ответственности региональных органов власти в управлении недрами и воспроизводстве МСБ; использование разнообразных форм торгов на заключение договора недропользования (конкурсов, аукционов, конкурсов с аукционным завершением), в том числе отдельное их проведение для независимых малых и средних компаний;
 -  введение права поэтапного внесения аукционных платежей или переноса их на период промышленной отработки месторождения;
 -   замена принципа обязательного погашения исторических затрат государства по вновь открытому месторождению на принцип приобретения по рыночным ценам недропользователем-первооткрывателем нужной ему геологической информации.
 
Еще большее значение для решения проблемы инвестиций имеет включение в законопроект концептуальных позиций по предметам регулирования, находящимся на стыке с налоговым законодательством. В том числе по вопросам:
 -  экономического стимулирования разработки низкорентабельных запасов, поддержания падающей добычи, внедрения инноваций, увеличения коэффициента извлечения полезного ископаемого;
 -  дифференциации налога на добычу полезных ископаемых;
 -  снижения налоговой нагрузки и оперативного погашения затрат на региональные и поисковые работы.
 
Могу дополнить, что даже если закон и будет принят в предложенной правительством редакции, целый ряд его новаций не сможет эффективно работать при существующей устаревшей нормативно-правовой базе, регламентирующей основные технологические процессы поисков, разведки, проектирования, обустройства и разработки месторождений различных ископаемых.

Дата: 24.05.2006
А. Н. Лоторев
"НефтьГазПромышленность" 3 (23)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!