|
|||||
1 стр. из 1 Как известно, тема мировой энергетической безопасности является приоритетной темой июльского саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. И обсуждение данной проблемы уже активно идет как на посвященных G-8 мероприятиях, так и на различных тематических выставках и конференциях. На прошедшем 25–27 апреля в Москве V-м Международном трубопроводном форуме, организованном ОАО «АК “Транснефть”», ЗАО «Евроэкспо» и компанией RPI при содействии ЗАО «Экспоцентр», одной из доминирующих тем была роль российского трубопроводного транспорта в укреплении мировой энергетической безопасности. Международный трубопроводный форум — это центральное ежегодное событие России, посвященное актуальным вопросам трубопроводного транспорта и нефтегазовой промышленности в целом. Это подтверждается участием более 250 компаний из различных стран мира: Австрии, Бельгии, Великобритании, США, Казахстана, Германии, Китая, Латвии, России, Канады, Нидерландов, Норвегии, Украины, Франции, Японии и др. Одновременное проведение конференции и выставки «Трубопроводный транспорт-2006» обеспечивает наиболее эффективное общение профессионалов топливно-энергетического комплекса и благоприятные условия для решения конкретных задач. В своем приветственном слове участникам и гостям форума президент ОАО «АК “Транснефть”» Семен Вайншток отметил, что «развитие трубопроводного транспорта России вызывает повышенный интерес как в стране, так и за рубежом. Ежегодный рост числа участников московского форума — лучшее тому свидетельство. Сегодня это площадка для ведения прямого бизнес-диалога, объединяющая представителей более чем 25 стран мира». И на этой площадке — в седьмом павильоне Выставочного комплекса «Экспоцентр» на Красной Пресне — в рамках двух мероприятий три дня шла активная совместная работа представителей органов государственной власти, нефтегазовых и нефтегазотранспортных компаний, юридических, консультационных, инвестиционных компаний, производителей оборудования по решению вопросов развития трубопроводных систем, обеспечения их надежности и экологической безопасности, улучшения нормативно-правовой базы и финансирования трубопроводных проектов. Следует также отметить, что на конференции у участников была возможность не только заслушать доклады представителей государственной власти и компаний-лидеров нефтегазового рынка, но и в ходе секционных заседаний обменяться мнениями и пообщаться в неформальной обстановке. С вопросом энергетической безопасности неразрывно связана задача диверсификации направлений и повышения надежности транспортировки российской нефти, в том числе и на экспорт. По оценкам Международного энергетического агентства, на Россию приходится почти 12% мирового экспорта первичных энергоносителей. Как сообщил Евгений Кожокин, директор Российского института стратегических исследований, «при сопоставлении России с таким важным мировым экспортером энергии, как Саудовская Аравия, можно отметить, что мы экспортируем энергоносителей больше, чем эта страна производит». Естественно, что при рассмотрении новых рынков для российского ТЭК значительная часть конференции «Трубопроводный транспорт-2006» была посвящена разработкам новых маршрутов, направленных в первую очередь на освоение Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и североамериканского континента, что позволит сократить риски, которыми чревата высокая степень зависимости нефтепроизводителей от европейского рынка. Об этом говорил не только Семен Вайншток, но и представитель компании RPI Дмитрий Лебедев в своем докладе о перспективности рынков Северной Америки и АТР для российской нефти. Эти рынки, основными странами-потребителями которых являются Мексика, Канада, США, Китай, Индия, Япония и др., в совокупности потребляют 58% общемирового производства нефти и, по прогнозам специалистов, годовое потребление здесь вырастет более чем на 1400 млн. т к 2025 г. (по сравнению с 650 млн. т в остальном мире). Однако собственные ресурсы нефти в регионах способны обеспечить внутренние потребности рынков только лишь на 65% в Северной Америке и на 37% — в АТР. Если учесть прогнозируемые объемы добычи и потребления нефти, становится ясно, что эти регионы будут испытывать дефицит, который будет особенно высоким в АТР. И эту перспективную нишу экспортера нефти России необходимо занять. Эту задачу призвано решить, по словам Семена Вайнштока, «принципиально новое экспортное направление: трубопровод “Восточная Сибирь — Тихий Океан” (ВСТО)», причем «на пике своей мощности нефтепровод ВСТО позволит экспортировать до 80 млн. т нефти в год». Здесь нужно учитывать и ту основную идею, которую отметил президент «Транснефти», что «стоимость транспортировки нефти из Сковородино (Амурская область) до тихоокеанского порта будет равна стоимости ее поставки в китайском направлении. Это сделано для того, чтобы в рамках восточного проекта нефтяники имели возможность выбирать нужное им направление в зависимости от экономической конъюнктуры». Еще об одном проекте, вызывающем заметный интерес у нефтепроизводителей, в своем докладе рассказал заместитель начальника Главного управления по обеспечению добычи нефти и газа компании «ЛУКОЙЛ» Осман Сапаев. На северном побережье Баренцева моря, в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции на территории Ненецкого автономного округа, в данный момент реализуется проект строительства Варандейского нефтяного отгрузочного терминала (ВНОТ). В этом районе расположены месторождения, на которые приходится более половины всех запасов нефти этой провинции. Но из-за суровых климатических условий, тяжелых ледовой и волновой обстановок и других осложняющих строительство факторов промышленное использование этих запасов достаточно осложнено. Тем не менее, как отметил г-н Сапаев, результаты многочисленных технико-экономических исследований, проведенных зарубежными и российскими специалистами за последние 10–15 лет, доказывают экономическую эффективность вывоза на рынки сбыта нефти этого региона морским путем. Она обусловлена и тем, что, по прогнозам ОАО «ЛУКОЙЛ», намечается значительный перспективный рост объемов добычи нефти в северной части нефтегазоносной провинции. Поэтому уже в 2003 г. было принято решение о строительстве ВНОТ, способного отгружать 12 млн. т нефти в год с перспективой увеличения объемов отгрузки до 20 млн. т в год. Он включит береговые сооружения — резервуарный парк объемом 320 тыс. м, насосная станция и морские сооружения — подводный трубопровод, состоящий из двух ниток труб диаметром 820 мм и протяженностью 22 км, стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал, морской рейдовый перевалочный комплекс в районе Мурманска. Из Мурманска на линейных танкерах вывоз нефти будет осуществляться в Роттердам и порты Восточного побережья США. При этом себестоимость перевозки нефти в Роттердам по морю снизится на 10–15% по сравнению с прямой доставкой, а в случае доставки на Восточное побережье США выигрыш от использования перевалочной схемы может достигать до 30 и более процентов. В данный момент завершена экспертиза ТЭО, выбраны генподрядчики по строительству, подготовлена значительная часть документации, а ввод терминала при условии своевременного финансирования и учете сезонности работ планируется в конце 2007 г. Немаловажна проблема надежности и экологичности таких проектов, поскольку многие российские трубопроводы проходят через зоны повышенного экологического риска. Высокая сейсмичность, цунами в прибрежных зонах, коррозия при неблагоприятных климатических условиях — вот те факторы, которые могут привести к потерям. На конференции были представлены доклады по строительству морских трубопроводов в арктических условиях и обеспечению экологической безопасности при строительстве и прокладке трубопроводных систем в сложных природно-климатических условиях. Отмечалось, что при реализации любого проекта по транспортировке нефти возникает ряд рисков, связанных не только с возможной опасностью загрязнения окружающей среды вследствие строительного брака (основная причина аварий наряду с коррозией) или нарушений правил эксплуатации, но и из-за рисков, связанных с размерами убытков (прямых и косвенных). Тщательный анализ всего комплекса рисков — путь к их снижению и эффективному страхованию процессов транспортировки. При рассмотрении транспортной системы энергоносителей участники конференции не обошли вниманием и транспортировку газа. В частности, ООО «ВНИИГАЗ» обозначило роль и значение реконструкции транспортной системы газа в развитии российского газотранспортного комплекса в рамках реализуемой сейчас компанией программы 2002–2006 гг. Суммарные капиталовложения на реконструкцию за этот период составляют порядка $8 млрд., 80% из которых направляются на обеспечение планируемых газопотоков и повышение маневренности, промышленной безопасности и надежности транспортировки газа. Был подсчитан технологический эффект от этих мер: повышение производительности на 35 млрд. м в год с учетом предотвращения деградации мощностей. Поэтому реконструкция будет иметь определяющее значение для развития российской газотранспортной системы, основные элементы которой эксплуатируются уже более 30 лет. И эта работа будет осуществляться не только в ближайшие годы, но и в перспективе до 2030 г., а объемы инвестиций в реконструкцию составят в среднем до $3 млрд. в год. Все вопросы, обсуждаемые на международной конференции «Трубопроводный транспорт-2006», носили актуальный характер и тесным образом соприкасались с тематикой одноименной выставки. Конечно, не все задачи получили однозначное и окончательное решение, но главные цели, поставленные организаторами форума, были достигнуты. А значит, невозможно переоценить роль подобных профессиональных встреч, способствующих развитию и установлению новых деловых контактов, обмену опытом, научным и технологическим разработкам, созданию базы для привлечения инвестиций. И уверенность президента ОАО «Транснефть» Семена Вайнштока, прозвучавшая на открытии V-го Международного трубопроводного форума в том, что он «пройдет в конструктивном русле, а его участники выработают решения, которые пойдут на пользу как интересам страны, так и интересам бизнеса», вполне себя оправдала. Благодарим Оргкомитет V-го Международного трубопроводного форума за отличную организацию работы и внимательное отношение к журналистам, освещавшим это событие Дата: 24.05.2006 Алина Новицкая "НефтьГазПромышленность" 3 (23)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||