Частные трубопроводы: утопия или реальность?

1 стр. из 1

В конце марта этого года в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что ближайшие три года в России могут появиться частные трубопроводы. Такое мнение высказал председатель Комиссии Совета Федерации РФ по естественным монополиям Михаил Одинцов. Мы обратились к Михаилу Викторовичу за подробностями:

Я понимаю, что мои слова вызвали определенную скептическую реакцию в журналистской среде…

— Да судя по всему, не только у них, но и у специалистов…

— Я действительно считаю, что частные компании имеют право заниматься строительством и эксплуатацией магистральных нефте- и газопроводов. И мы к этому все равно однозначно придем — хотим мы этого или не хотим.
Здесь есть некоторое противоречие. С од­ной стороны, определено количество углеводородов, которое мы собираемся экспортировать. С другой стороны, есть понимание того, сколько трубопроводов для этого необходимо. И, как следствие, в итоге приходит осознание того, что возможности государства в этом смысле ограничены.

Если мы ставим себе задачу, что все продекларированное топливо мы собираемся поставить — как на Восток, так и на Запад — то мы должны четко представлять, какое количество нефте- и газопроводов в ближайшие 5–10 лет нам необходимо построить. Необходимыми для этого финансами государство обеспечить не сможет — ни бюджетом, ни гарантиями.

Мы будем обязаны привлекать частные инвестиции. Но сегодня процедура их привлечения определена либо гарантиями, либо долей, участием, собственностью в этих объектах. Поэтому, если мы сегодня хотим на практике подтвердить все наши декларации, то мы будем просто вынуждены сделать возможным строительство частных трубопроводных систем. И я не вижу в этом ничего страшного.

— Для этого необходима соответствующая законодательная база?

— Естественно. На сегодняшний день наша законодательная база такова, что несет в себе определенные противоречия. С одной стороны, мы говорим: «Пожалуйста, стройте, в принципе это разрешено». Но, с другой стороны, существует множество ограничений со стороны государства. А ведь если какая-либо деятельность не подпадает под статьи Уголовного кодекса, значит, она законна.

Далее. Мы не можем себе позволить построить три-четыре параллельных магистральных трубопровода по одной простой причине, что углеводородного сырья на всех не хватит и какие-то мощности будут обязательно простаивать. Поэтому я говорю, что участие государства как регулятора в этом процессе обязательно.

Мы видим, например, какие экологические проблемы существуют сейчас с планируемым прохождением нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан в районе Байкала (наш разговор состоялся еще до решения президента РФ о переносе трассы ВСТО к северу от этого озера. — В.Ч.). Конечно, здесь без государственного вмешательства не обойтись.

Еще года три-четыре назад мы выходили с инициативой создания так называемых энерготранспортных коридоров и говорили, что проблемы, подобные ситуации с ВСТО, все равно возникнут. А если в этом районе, например, газопровод будут строить? А если ЛЭП, еще что-то? Поэтому мы говорим, что в определенных зонах с востока на запад и с севера на юг государству необходимо определить некие энерготранспортные коридоры, чтобы не каждый, где хотел, там и строил, а при утверждении проекта учитывался целый комплекс самых различных факторов, в том числе экологических, административных, технологических и т. д. Но, к сожалению, этого до сих пор нет. Поэтому с подобными проблемами мы будем сталкиваться и в дальнейшем.

Если есть, например, энерготранспортный коридор шириной 0,5–1 км, который четко определен государством, то в этой зоне могут располагаться авто- и железные дороги, электросети, нефте- и газопроводы и т. д. и т. п. Это серьезный «плюс» для государства, ведь вдоль этого коридора будет сосредоточена соответствующая инфраструктура обеспечения, что благотворно скажется на развитии близлежащих районов.

— Каким должен быть первый шаг на пути к реализации проектов частных трубопроводных систем?

— Вы знаете, на днях на заседании правительственной комиссии по ТЭК господин Богданчиков (президент «Роснефти». — В.Ч.) сказал очень хорошую фразу: «Сегодня бизнес совершенно не удовлетворяет законодательный сервис». Достаточно новая формулировка, но, может быть, сейчас именно так и надо воспринимать законодательство. Если мы ставим своей главной целью развитие экономики и, как следствие этого, улучшение уровня жизни граждан России, и основную надежду возлагаем именно на бизнес, то, наверное, и надо воспринимать законодательное обеспечение как некий сервис, который должен успевать за темпами развития бизнеса, теми задачами, которые ставит перед нами жизнь.

Поэтому сегодня необходимо законодательно обеспечить условия, в которых частные инвесторы могли бы вкладывать средства в развитие трубопроводного транспорта. Перечень проблемных вопросов на сегодняшний день известен. Необходима лишь инициатива со стороны правительства по подготовке этих законопроектов. К сожалению, сейчас сложилась такая ситуация, что законодательной инициативой у нас обладают достаточно многие субъекты права, но реально утверждаются только те законопроекты, которые выдвигают либо президент, либо правительство. И коли последнее негласно отвоевало себе такое право, то с него и спрос. Именно правительство должно выявить ту законодательную брешь, которая сегодня существует для частного инвестирования трубопроводного транспорта, и заполнить ее законопроектами, которые и будут рассматривать Госдума, Совет Федерации и подписывать президент. Надо понимать, что работа эта небыстрая — как минимум 2–3 года.

— Существует ли противодействие этому со стороны, например, монополистов-транспортников?

— Противодействие возникает лишь тогда, когда ущемляются чьи-то права. В данном случае, если просто принять закон, который бы давал преференции только частным инвестициям в этой сфере, то, конечно же, «Транснефть» и «Транснефтепродукт» будут по целому ряду причин его противниками. И одна из них заключается в том, что эти компании подвержены тем болячкам, которые сегодня есть у всех естественных монополий. Это — износ основных фондов, перекрестное субсидирование, отсутствие инвестиций и т. д. При этом такие компании несут еще и достаточно серьезную социальную нагрузку вне бизнеса. И тут приходит частный инвестор и говорит: «Я от этого всего отказываюсь — меня интересует только прибыль».

Поэтому я и говорю, что должен быть разработан целый законодательный пакет, комплекс мер, который бы уравнивал в правах и частных инвесторов, и существующие структуры. И тогда на честных принципах конкурентной борьбы можно было бы заниматься этим бизнесом. Нельзя взять и выделить кого-то, например, все преференции — частным инвесторам, а та же «Транснефть» пусть по-прежнему тащит на себе всю социальную нагрузку. Необходим нормальный законодательный баланс.

— А готовы ли сами частные инвесторы вкладывать свои средства в эту сферу?

— Дело в том, что это надежный, стабильный бизнес при достаточно высоком уровне доходности. Та сумма, масса денег, которая сейчас имеется на руках у населения России, конечно, должна куда-то вкладываться. И сегодня трубопроводный транспорт — та самая инвестиционная брешь, которая в отличие от других стран у нас закрыта. И мы сегодня ощущаем, с одной стороны, потребность в новых магистральных трубопроводах, а, с другой стороны, видим невозможность вложения частных средств в их строительство из-за отсутствия необходимой законодательной базы. И как только законодательство будет гарантировать права собственника в этом вопросе, то это однозначно приведет к притоку сюда частного капитала.

— Будет ли государство регулировать тарифы на перекачку по частным трубопроводам?

— Государство должно выработать целый комплекс регулятивных мер в этом бизнесе, но он должен быть стандартным для всех его участников, независимо от формы собственности. В первую очередь, нельзя будет строить, повторюсь, параллельно две трубы. По одной простой причине — углеводороды пойдут либо по одной, либо по другой. У собственника одной из них, возможно, будут определенные преференции, которые позволят забрать все углеводороды себе, собственники другой трубы, соответственно, в этом случае разорятся.

В таких ситуациях государство должно в обязательном порядке регулировать процесс. Если есть необходимость строительства транспортной системы в данном месте, в таком-то направлении, то должен объявляться тендер, победитель которого занимает положение естественного монополиста (другой-то трубы здесь нет). И здесь государство, конечно, должно регулировать цены, но опять же одинаково для всех.

Дата: 24.05.2006
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 3 (23)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!