Либерализация газового рынка Германии

1 стр. из 1

Одной из основных целей Директивы ЕС по ускорению либерализации газового рынка Западной Европы, вступившей в силу летом 2003 г., является создание свободной конкуренции между поставщиками газа. Инициаторы данного процесса ожидали резкого снижения цен на газ и создания максимально выгодных условий приобретения газа для конечных потребителей, независимо от объема закупок.

Предполагалось, что любой поставщик газа сможет поставлять его потребителям не только по территории какой-то одной страны, но и по всей Европе. Однако невозможно снабжать каждого конечного клиента только по собственным трубопроводным сетям поставщика, но в то же время можно беспрепятственно пользоваться инфраструктурой других операторов газотранспортных сетей.

Так, крупные европейские газовые компании уже заключили между собой двусторонние транзитные соглашения, позволяющие каждой из сторон пользоваться трубопроводными мощностями другой, и активно используют их для снабжения промышленных потребителей на территории соседних стран. Например, немецкая компания Winter­shall заключила такое соглашение с бельгийской газотранспортной компанией и активно внедряется на местный рынок. С прицелом на перспективу подобное соглашение было заключено с Великобританией на использование 2 млрд. м газотранспортных мощностей в магистральном газопроводе BBL (Балгзанг–Бактон), который с 2007 г. пройдет по дну Северного моря. Уже сейчас Wintershall ведет активную деятельность в Великобритании в области хранения газа на базе мощностей, забронированных на твердых условиях. Сбыт газа за пределы Германии осуществляет также немецкая компания Verbundnetz­gas (VNG). Так, VNG и итальянская компания HERA Trading S.r.l. заключили соглашение о поставках газа в Италию до 2007 г. VNG совместно с E.ON Ruhrgas заключили контракт с польской компанией PGNiG на поставку газа в Польшу, сроком до 2008 г.

Более того, все компании приводят в действие стратегии сооружения дополнительных собственных мощностей, позволяющих расширить и увеличить пропускную способность уже существующих систем транспортировки газа.

Основные аспекты

Остановимся более подробно на основных аспектах либерализации рынка газа Германии.
В потреблении первичных энергоносителей в Германии в последние годы наблюдался небольшой спад. Согласно подсчетам, проведенным Объединением энергобалансов (AG Energiebilanzen, AGEB), объем потребления в 2004 г. составил 492,6 млн. т.у.т., в 2003 г. — 493,1 млн. т.у.т. На данный показатель повлияли, несмотря на небольшой подъем в экономике в целом, как ценовые, так и погодные факторы. По 2005 г. обработка данных еще не завершена, однако, ожидается, что будет небольшое увеличение потребления газа, опять-таки из-за погодных факторов. Потребление природного газа в 2004 г. по сравнению с предшествующим возросло на 0,3% и достигло 110,4 млн. т.у.т. В промышленности использование природного газа возросло в силу конъюнктурных условий, а спрос бытовых потребителей снизился вследствие теплой погоды в отопительный период. Доля природного газа в суммарном балансе потребления первичных энергоносителей увеличилась с 22,3% в 2003 г. до 22,5% — в 2004 г. Этот прирост отражает в себе тенденцию, которая наблюдается на протяжении последних нескольких лет и заключается в постоянном небольшом приросте газопотребления на фоне спада потребления первичных энергоносителей в целом.

Прежде всего следует обратить внимание на то, что газовый рынок Германии имеет особенность, которую не имеет ни одна другая страна Евросоюза, а именно — газовый рынок страны поделен между тремя крупными (Wintershall, E.ON Ruhrgas и Verbundnetz­gas) и множеством мелких «игроков», что изначально существенно уменьшает возможность его либерализации. Следует отметить, что газовый рынок четко поделен между этими тремя компаниями по географическому принципу: Verbundnetzgas контролирует газовый рынок восточных федеральных земель (территория бывшей ГДР), Winter­shall — центральные земли и часть юга страны, E.ON Ruhrgas — север, запад и юг страны. Небольшие компании действуют по всей территории Германии.

Не последнюю роль играет и то, что Германия является страной-импортером природного газа — 80% газа закупается тремя вышеупомянутыми крупными компаниями. Большинство объемов импорта приходится на газ из России, Норвегии и Нидерландов. Таким образом, на газовом рынке страны наблюдается типичная олигополистическая структура предложения газа потенциальным потребителям, что существенно сокращает пространство для свободной конкуренции и снижения цен. Кроме того, конкурирующие компании имеют ограниченное влияние на цену газа, так как импортные цены на газ привязаны к цене нефти, а цены для конечных потребителей, в свою очередь, полностью зависят от импортных цен. Данные формулы образования цен на газ, зафиксированные в контрактах купли-продажи природного газа между экспортерами и импортерами, делают практически невыполнимыми директивы Еврокомиссии по формированию свободного рынка газа в странах Евросоюза и, в частности, в Германии.

Этапы

Общеизвестно, что либерализация европейского рынка газа проводится в два этапа: первый — предоставление промышленным потребителям права свободного выбора поставщика газа, второй — предоставление такого же права индивидуальным потребителям. Промышленным потребителям право на свободный выбор поставщика природного газа было предоставлено раньше, чем предполагалось первоначально — с июля 2004 г. С июля 2007 г. все без исключения индивидуальные потребители газа тоже должны получить такое же право.

Поскольку основной целью первого этапа либерализации европейского рынка газа было обеспечение промышленным предприятиям возможности свободного выбора поставщика газа, многие газовые компании активно включились в этот процесс, видя в нем возможность расширения сфер своего влияния и увеличения числа потенциальных клиентов. Так, предложениями Verbund­netzgas по транспортировке газа сторонних организаций по своим трубопроводным сетям воспользовалось значительно больше компаний, чем в первый, 2003 г. работы подобных соглашений. Значительно возросло как число заявок на транспортировку газа, так и число заключенных договоров. В общей сложности в течение 2004 г. Verbundnetz­gas пропустил по своим сетям 55,4 млрд. м газа для сторонних организаций, что составило 111% от уровня 2003 г.

1 октября 2004 г. Verbundnetzgas была введена в действие новая коммуникационная система на базе Интернета («транспортный портал»), в рамках которой клиенты, намеревающиеся осуществить транспортировку своего газа через трубопроводные сети VNG, получают наряду с другими услугами возможность провести оптимизацию и расчет параметров для транспортировки своих объемов газа в режиме реального времени. Кроме того, клиенты могут получать на этом же сайте актуальную информацию об оплате услуг. В будущем «транспортный портал» в Интернете должен стать центральным регулирующим инструментом в торговле транспортными услугами и всеми связанными с транспортировкой обязательствами. Более того, 1 октября 2004 г. Verbundnetzgas опубликовал актуализированный вариант такого документа, как «Общие условия доступа к сетям». Наряду с уже ставшими обычной практикой услугами по транспортировке клиенты VNG теперь имеют возможность покупать эти мощности на очень короткие сроки в пределах одних суток.

В рамках европейского сотрудничества VNG взяло на себя руководство вновь созданной рабочей группой «Хранилища», являющейся составной частью Объединения GTE (Gas Transmission Europe). Аналогично «Директиве о положительном опыте осуществления доступа к магистральным сетям европейских компаний» по инициативе GTE намечена разработка Директивы об использовании подземных хранилищ. Директива будет составляться европейскими компаниями, эксплуатирующими ПХГ.

Что касается двух других крупных «игроков» на немецком газовом рынке — компаний Wintershall и E.ON Ruhrgas, у них в сфере транспортировки газа сторонних организаций по своим трубопроводным сетям в последнее время наблюдался некоторый спад активности. С одной стороны, присутствовала некоторая выжидательность в запросах на транспортировку, так как некоторые правовые положения, необходимые для транспортировки газа сторонних организаций по своим трубопроводным сетям, должны были вступить в силу несколько позже — в течение 2005–2006 гг. С другой стороны, рост цен на природный газ на западноевропейских спотовых рынках привел к падению заинтересованности промышленных клиентов в использовании чужих транспортных мощностей.

Индивидуальные потребители

Однако, если с промышленными потребителями все более-менее ясно, то в сегменте индивидуальных потребителей есть еще много неопределенного.

Так, несмотря на то, что систему свободного выбора поставщика газа индивидуальным потребителем пытаются ввести в действие уже на протяжении более чем пяти лет, далеко не каждый потребитель может выбрать себе поставщика газа. И это при том, что данный вопрос отрегулирован законодательством и рынок открыт для свободной конкуренции. Однако вместо свободной конкуренции газовый рынок Германии продолжает носить олигополистический характер. Крупные поставщики вместо того, чтобы предлагать выгодные условия потребителям, продолжают повышать цены и, по сути, диктовать свои условия.

В других странах Западной Европы совсем иная ситуация. Там вместо продолжавшейся десятилетиями практики заключения долгосрочных контрактов на поставку природного газа организованы биржи, где любой поставщик природного газа может продавать его по цене, устанавливаемой ежедневными торгами. Спрос и предложение определяют актуальную на сегодня потребительскую цену на газ.

Согласно действующему в Германии закону любой потребитель газа может приобретать его как в стране, так и за рубежом, например, в Голландии. Но здесь следует учитывать и то, что купленный за границей газ нужно еще как-то доставить в Германию — к конечному потребителю, для чего необходимо воспользоваться услугами немецких газотранспортных сетей. Действующий закон обязывает владельцев газотранспортных сетей обеспечивать свободный доступ в трубу газа сторонних потребителей. Цены на прокачку газа должны быть опубликованы в открытой печати. Однако здесь возникает довольно щепетильный вопрос: потребители, не являющиеся клиентами крупных газовых компаний и пользующиеся их сетями для транспортировки газа в конечный пункт его использования, фактически должны дважды оплачивать транспортные расходы: первый раз — крупным региональным компаниям при транспортировке газа по сетям высокого давления, второй — местным компаниям за транспортировку газа по сетям низкого давления непосредственно конечному потребителю. Более того, ежегодно они должны платить некоторую фиксированную сумму за эксплуатацию газотранспортных сетей. И все же, несмотря на все, некоторые потребители в западных районах Германии нашли способ покупать газ в Голландии, где цена существенно ниже немецкой. Однако жители центральных и восточных районов Германии находятся в менее выгодном положении и до сих пор вынуждены сталкиваться с трудностями транспортировки газа, закупленного у сторонних организаций, не владеющих мощностями транспортировки газа. Неудивительно, что несмотря на завышенные цены, предлагаемые крупными компаниями, многие немецкие индивидуальные потребители, даже в западных районах, не решаются менять поставщика природного газа. Наиболее существенной проблемой сегодня является перерасчет тарифов за транспортировку газа по сетям сторонних организаций. Поэтому многие не решаются покинуть «насиженное место» и поменять уже имеющегося поставщика, какие бы невыгодные условия он не предлагал, так как никто не хочет иметь дополнительные проблемы при оплате потребленного газа. Ситуация осложняется еще и тем, что отсутствуют какие-либо стандарты составления договоров на транспортировку газа для компаний, не владеющих собственными мощностями транспортировки. Чтобы хоть как-то улучшить сложившуюся ситуацию, Федеральное агентство по трубопроводным сетям создало специальную комиссию и обязало ее к 2007 г. урегулировать этот вопрос. Уже сегодня создан федеральный банк данных цен на природный газ, который периодически обновляется, где в любой момент конечный потребитель-индивидуал может изучить конъюнктуру цен на природный газ в своем регионе и выбрать наиболее удобного для себя поставщика. В качестве еще одного решения проблемы предлагается перейти от традиционных многолетних договоров на транспортировку газа к квартальным или месячным. По мнению экспертов, это позволит придать системе транспортировки природного газа большую гибкость и привлечь потребителей в небольшие компании за счет отмены необходимости потребителю привязываться к годовому контракту поставки газа и возможности менять поставщиков в течение года.

Система «вход — выход»

Федеральные власти неоднократно пытались сделать доступ к транспортным сетям более эффективным и нейтрализовать дискриминационную политику крупных компаний. Специально для решения проблемы транспортировки газа была разработана так называемая система «вход — выход», позволяющая собственнику газа беспрепятственно прокачивать необходимые объемы через немецкую сеть трубопроводов, согласовывая лишь пункты входа и выхода газа в систему и из нее без согласования промежуточных точек маршрута с местными региональными компаниями. Предполагалось, что любой участник рынка, обладающий определенными объемами газа и желающий прокачать его из одного пункта страны в другой, сможет свободно пользоваться газотранспортной системой на бездискриминационной основе. Одной из основных целей системы «вход —выход» является также объединение всех поставщиков газа в так называемую единую лигу с целью увеличения их свободы вне зависимости от расстояния, на которое необходимо прокачать газ, и от трансакций.

Однако, несмотря на все старания хоть как-то облегчить доступ сторонних организаций в трубопроводные сети крупных компаний, ситуация оставляет желать лучшего. Многие немецкие политики признают это, но в настоящий момент они мало способны повлиять на ситуацию, с чем, в принципе, и соглашаются. Так, комиссар по вопросам конкуренции Антимонопольного ведомства ФРГ г-н Ульф Беге заявил: «Сегодня на газовом рынке Германии существует очень много неопределенностей. Основная проблема заключается в том, что трубопроводные сети являются своего рода естественной монополией. С правовой точки зрения газовый рынок Германии либерализирован в соответствии с директивами Евросоюза еще в 1999 году. Однако фактически в Германии до сих пор нет свободного рынка газа, так как отсутствует свободный допуск сторонних организаций в газотранспортные сети крупных компаний по разумным ценам. В итоге конечный потребитель завязан на одного поставщика природного газа и ничего не может с этим поделать. Таким образом, отсутствует всякая конкуренция».

Вопрос свободной конкуренции и доступа к трубопроводным сетям третьих лиц регулярно включается в повестку дня Еврокомиссии. Главная проблема состоит в том, что крупные компании никак не хотят расставаться с привилегиями монополистов и продолжают использовать свое положение, диктуя другим участникам рынка свои условия игры и завышая цены. Это связано также и с мнением, бытовавшим в Западной Европе до конца 90-х гг. ХХ в., что в газовой промышленности, как и в электроэнергетике, из-за их отраслевой специфики не может быть свободной конкуренции. Теперь подобные мнения остались в прошлом, но продолжают присутствовать такие отраслевые особенности, как транспортировка продукции.

Отсутствие прозрачности

Ситуация усугубляется также отсутствием прозрачности на европейских энергетических рынках, особенно в сфере сетевой тарификации. Здесь проблемы возникают не только у мелких, но и крупных потребителей газа. Так промышленные предприятия Западной Европы, потребляющие значительные объемы природного газа и очень сильно зависящие от конъюнктуры энергетического рынка региона, регулярно жалуются на завышенные цены и на непрозрачность тарификации услуг транспортировки газа. Все это, в свою очередь, является следствием недостаточной конкуренции на газовом рынке и приводит к неизбежному росту цен на газ, отбрасывая экономики стран Западной Европы назад. Некоторые федеральные земли Германии пытаются реагировать на это в масштабах своих полномочий. Так, например, правительство федеральной земли Гессен временно запретило повышать цены на энергоносители для конечных потребителей. Однако подобные меры вряд ли приведут к решению создавшейся проблемы.

И все же, несмотря на все перечисленные препятствия, конкуренция потихоньку растет. Видя, что наметился хоть какой-то сдвиг, административные органы Евросоюза надеются, что рост конкуренции, в конечном итоге, приведет к снижению цен на газ для конечных потребителей. Большие надежды возлагаются также на увеличивающееся количество спотовых сделок с газом, непривязанных к цене нефти. Следует отметить, что в последние годы в странах Западной Европы спотовая торговля продолжала поступательно развиваться. Широко использовалось заключение таких сделок в пунктах спотовой торговли, таких как Зеебрюге и Эйнаттене (Бельгия) и NBP (Великобритания). Для обеспечения краткосрочных и среднесрочных поставок и, в частности, для обеспечения объемов по форвардным сделкам, многие компании активно использовали мощности ПХГ. Предполагается, что эти шаги также будут способствовать снижению цен на газ.

Стадия переориентации

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: несмотря на то, что либерализация рынка газа в Германии в вопросах обеспечения индивидуальным потребителям свободы выбора поставщика идет со скрипом, в сфере предоставления промышленным потребителям права выбора поставщика газа все же намного лучше. Начинает отлаживаться четкий механизм работы пар покупатель–продавец (поставщик), набирают обороты достаточно новые формы рыночных сделок с газом, такие как форвардные контракты, биржевая торговля, краткосрочные поставки и т. д.

Особенно следует подчеркнуть тот факт, что энергетические рынки, в том числе и газовые, Германии и других стран Западной Европы находятся на стадии переориентации. Это довольно длительный и болезненный процесс, так как все нововведения и перемены связаны не только с новыми возможностями, которые открываются перед игроками, но и с тем, что приходится мириться с тем, что общие условия игры на рынке стали менее стабильными и труднее предсказуемыми. Поэтому Евросоюзу приходится принимать меры, направленные на структуризацию западноевропейского рынка газа, а именно на юридическое разделение объединенных компаний газоснабжения и учреждение федеральной регулирующей инстанции. В настоящее время ведется подготовка к тому, чтобы в будущем провести организационные изменения, но пока нет возможности окончательно оценить последствия, которые повлекут за собой новые рамочные условия.

Из-за резкого роста цен на нефть и другие энергоносители в течение ряда последних лет трудно оценить (в цифровом выражении) влияние вводимых мер по либерализации рынка газа на общее снижение цен на него для конечных потребителей, так как цены каждого последующего года все равно оказываются выше цен года предыдущего.

В целом же следует отметить, что, несмотря на некоторые трения и пробуксовки в сфере обеспечения права индивидуальным потребителям свободы выбора поставщика газа, немецкие компании взяли курс на улучшение эффективности деятельности и конкурентных условий, что является хорошей отправной точкой для создания оптимальных условий для безболезненного перехода на новые условия работы и успешного функционирования в будущем в качестве субъекта цивилизованного либерализированного рынка газа стран Западной Европы.

Дата: 24.05.2006
К. Н. Миловидов, Ю. В. Обухова
"НефтьГазПромышленность" 3 (23)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!