«Кедр» из Заводоуковска

1 стр. из 1

После выставки «Энергетика. Энергетическая оборудование. Газификация. Газовое оборудование. Экология. Химиндустрия», которая проходила в Тюмени в конце марта этого года, оставались еще сутки до вылета в Санкт-Петербург. И я решила съездить в г. Заводоуковск, который находится в 96 км от Тюмени.

Именно здесь есть предприятие, информация о котором в течение последних лет довольно часто появляется на страницах нашего журнала. Это Заводоуковский машиностроительный завод, который в конце прошлого года отпраздновал 60-летний юбилей.

Три года назад, на московской выставке «Нефтегаз», я познакомилась с его генеральным директором Сергеем Алексеевичем Гордеевым. Именно тогда он и пригласил меня в гости.

…Несмотря на субботний день, в цехах кипела работа. Во время экскурсии по заводу начальник производственного отдела Леонид Александрович Зыков согласился ответить на несколько моих вопросов.

— Расскажите, пожалуйста, вкратце об истории завода.

— ОАО «Заводоуковский машиностроительный завод» работает на российском рынке более 60 лет. Весной 1941 года в рабочий поселок Заводоуковский прибыл эвакуированный из Воронежа авиационный завод №499, он и составил основу будущего завода по производству планеров — «бесшумной авиации». В конце апреля 1945 года авиазавод реэвакуировали, но не в Воронеж, так как он был разрушен, а в Ленинград. На базе оставшихся цехов организовали новое производство.

С 1 декабря 1989 года предприятие на основании приказа Минхиммаша СССР получило нынешнее название — Заводоуковский машиностроительный завод. К этому времени расширился ассортимент выпускаемой продукции. В частности, было освоено производство кузовов — фургонов различных модификаций, в том числе на шасси КАМАЗ 4310, МХА-7 (машина для внесения в почву минеральных удобрений), более 60-ти наименований запасных частей для ремонта сельхозмашин, запчасти к автомобилям ВАЗ и многое другое.

— С какого времени завод производит вагон-дома «Кедр»?

— С сентября 1992 года, ориентируясь на потребности предприятий, работающих в условиях Крайнего Севера, завод приступил к выпуску нового вида продукции на базе военного изделия 260З Б — здания жилые мобильные «Кедр».

— Какова география распространения «Кедров», какие предприятия являются их основными потребителями?

— Основными и стабильными заказчиками продукции завода являются нефтегазодобывающие, строительные, газовые предприятия и компании по транспортировке нефти, в том числе: «Интегра КРС», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «Газпром», «Транснефть», «Сибнефть», «ТНК-ВР», «Роснефть», «Славнефть», а также иностранные компании: «Роспан Интернейшил», «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.», «Шлюмберже Лоджелко Инк» и предприятия стран ближнего зарубежья: Казахстана, Белоруссии, Украины.

Вагон-дома «Кедр» эксплуатируются в разных климатических условиях: от Ямбурга, Коми и Чукотки до Туркмении.

— Каков в настоящий момент объем производства вагон-домов «Кедр»?

— Объем их производства за последние 3–4 года сложился в пределах 1200–1500 изделий в год. Производственные мощности предприятия позволяют выпускать до 2000 вагон-домов в год.
В начале 2006 года определилась тенденция к увеличению спроса на наши изделия. Анализируя работу четырех месяцев 2006 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, можно отметить, что рост объемов производства составил порядка 150–160 изделий. В апреле месячный объем производства вагон-домов составил170 штук.

— Сколько модификаций «Кедра» может сейчас предложить ваш завод?

— В 1992 году выпуск начался с 2–3 модификаций, в настоящее время мы производим более 300 различных модификаций «Кедра»: жилые вагон-дома на 8, 10, 12 человек, повышенной комфортности — на одного или четырех человек, пункты питания, сушилки, склады для хранения продуктов, сауны с душем, инструменталки, а также жилые городки из блок-модулей контейнерного типа, которые предназначены для бытовых и производственных целей.
Данные мобильные здания идеально подходят для обеспечения комфортабельных условий проживания персонала, задействованного в проведении непрерывных долгосрочных работ, проходящих в значительном отдалении от населенных пунктов.

— Каким образом обеспечивается нормальная эксплуатация вагон-домов в экстремальных климатических условиях?

— Она обеспечивается за счет систематической работы по совершенствованию конструкции и технологии изготовления, применения новых прогрессивных материалов и комплектующих. Так, на изделиях устанавливается двухслойное утепление, исключающее промерзание и появление «мостиков холода», гидроизоляция, теплые полы, ПВХ–окна с двухкамерным стеклопакетом и др. Не последнюю роль в данном вопросе играет постоянный контроль ОТК за качеством изготовления изделий и соблюдением требований конструктивной документации.

— По каким характеристикам «Кедры» превосходят зарубежные аналоги?

— Сравнивать их очень проблематично — мы знакомы только с венгерской «Тайгой», так как занимались их ремонтом. В данных изделиях, на наш взгляд, слабая ходовая часть, значительно уступает в надежности наружная обшивка (толщина листа, отрывная заклепка), малая, по сравнению с нашим вагоном, полезная площадь.
Ну, а пока основное преимущество наших вагонов по сравнению с зарубежными — это цена.

— Каковы средние сроки эксплуатации вагон-домов «Кедр»?

— Примерно 10 лет. Бывая в командировках на Севере, разговаривая с потребителями, знаем, что до сих пор, например, успешно эксплуатируются вагоны 1993–95 годов выпуска.

 — Какие новые направления деятельности ваше предприятие развивает сейчас?
 
— Сложившаяся за годы существования завода структура производства, технология, оборудование, конструкторские разработки характерны для кузовного производства. Поэтому новая продукция взаимосвязана с действующим производством. В 2005 году изготовлены и установлены опытные образцы изделий контейнерного типа: столовая на 40 человек в Башкирии; мини-спортивный комплекс в городе Салыме, в стадии разработки находится общежитие на 70 человек.

— Осуществляет ли ваш завод ремонт вагонов?

— Этот вопрос возникал неоднократно: с нашей стороны, когда падали объемы производства, со стороны потребителей, когда у них возникали трудности в финансировании по приобретению новых вагонов. В 2003–04 гг. мы отремонтировали порядка 20–25 вагонов для «Ноябрьскнефтегаза», в том числе восемь венгерских вагонов «Тайга». Основная проблема — большие транспортные расходы по доставке вагонов на завод и обратно. В 2005 году производили ремонт нескольких вагонов с выездом на место эксплуатации в город Ноябрьск.

— Каким образом осуществляется доставка продукции потребителям?

— Так как наше предприятие имеет свои подъездные железнодорожные пути, мы располагаем большими возможностями по доставке продукции к потребителям в любые регионы России и зарубежья.

— Как вы оцениваете перспективы развития рынка мобильных зданий?

— Интересный вопрос. Как сейчас говорят, строить какие-либо прогнозы — дело неблагодарное.

Тем не менее, этот рынок развивается, появляются новые производства по изготовлению вагонов, и ни один конкурент еще не закрыл их. Вопрос в том, какова потребность рынка. Судя по тому, что для обустройства новых месторождений строительство новых «мегаполисов» не планируется, а значит, будут вахтовые поселки (мобильные или стационарные), а те и другие — наш профиль. Следующий положительный фактор — развитие Восточно-Сибирского региона, плюс недавняя поездка президента России в Китай и его заявление о строительстве газо- и нефтепроводов в эту страну.

Все это вселяет оптимизм и надежду на востребованность нашей продукции, по крайней мере, в ближайшие годы.
…Экскурсия и интервью на этом подошли к концу. Все увиденное и услышанное еще раз подтвердило мое мнение о том, что коллектив Заводоуковского машиностроительного завода уверенно смотрит в будущее.

Дата: 24.05.2006
Таисия Тарасова
"НефтьГазПромышленность" 3 (23)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!