Газобезопасность: власть и капитал. Выход есть!

1 стр. из 1

Когда садишься писать статью на актуальную тему для столь авторитетного журнала, то хочется, чтобы ее прочитали те люди, которые хотят и могут решать проблемы государственного масштаба. Это, конечно, власть имущие и… для краткости назовем их так — олигархи (в самом хорошем смысле этого слова).

А люди эти очень занятые, статьи просматривают бегло. Поэтому чтобы обратить их внимание и «заставить» прочитать эту статью, мы и озаглавили ее так броско. Если кратко, то суть нашего предложения состоит в том, что людям государственным и представителям частного капитала нужно, не теряя драгоценного времени, принять меры по созданию в России компании по разработке, производству, проектированию и сервису приборов и систем газового контроля. Мы будем довольны, если кто-то в правительстве, «Газпроме», Государственной думе или РСПП, среди руководителей государственных и частных компаний, радеющих за наше отечество, желающих организовать высокотехнологичный и интеллектуальный бизнес, обратит внимание на наше предложение и примет конкретные действия по приобретению акций зарубежных компаний, занимающихся детекцией газов, и на их базе организует современное приборостроительное производство в России.

Ниже мы приводим только аргументы и некоторые соображения по этом поводу. Так что лицам деловым и занятым можно дальше не читать, а сразу поручить своим рейдерам заняться реализацией этого предложения. Мы же с нашими западными друзьями готовы выступить в роли консультантов, шерпов в решении данной задачи.

Дело за малым: нужно взяться и сделать это! Кто после Виктора Вексельберга принесет яйца Фаберже? Кто приобретет эти яйца и вложит их в «инкубатор» российского приборостроения?

Роман Абрамович за несколько футболистов платит столько же, сколько нужно для решения данной проблемы. Да еще и прибыль от этого будет, безусловно, большей, чем от Chealsy. Где вы, Роман Борисович?

По слухам, Абрамович планирует купить акции сталелитейных компаний. Мы давно и взаимополезно работаем с металлургами — «Северсталью», НЛМК, МЕЧЕЛ, MITTALSTEEL TEMIRTAU и знаем, что качественную сталь не сварить без современных средств контроля кислорода и окиси углерода. А это можно делать в условиях высокой температуры и запыленности только лазерными анализаторами, которые точно и практически мгновенно выдают показания прямо из потока, без пробоотбора и связанных с ним недостатков: высокой стоимостью, малым сроком службы, запаздыванием показаний…

Наши металлурги сейчас решительно действуют по коренной модернизации своих производств. И мы это чувствуем. Из года в год растут заказы на сложные, дорогие, но очень точные и надежные приборы и системы технологического контроля газов и атмосферы рабочей зоны. Но пока деньги на эти цели выделяются по остаточному принципу. Наш южный сосед Китай денег на эти цели не жалеет. Мы знаем, что только в прошлом году китайские металлурги закупили более 300 лазерных анализаторов для контроля технологических газов, а в России, по нашим сведениям, такой анализатор приобретен только один.

Мы все мечтаем вернуть России место Великой мировой державы, сделать ее промышленность высокоразвитой, обеспечить ее гражданам безопасные и комфортные условия труда. Правительство, предприниматели пытаются поднять автопром, машиностроение, авиастроение. Потихоньку кое-где появляются результаты этих усилий, но надо понимать, что развитие современных производств невозможно без новых технологий, в том числе и в области газового контроля.

Правительство занимается «стерилизацией» поступающей в страну валюты, размещает излишки в ценные бумаги Запада под смешные проценты, а мы предлагаем вложить эти деньги в развитие приборостроения в нашей стране. Это и новые рабочие места. Это и часть научно-технической революции и модернизации промышленности. Это и наука, и престиж. Это, наконец, сотни и сотни миллионов долларов, которые сегодня вывозятся из страны зарубежными компаниями, поставляющим нам газоаналитическое оборудование.

Многие виды производства в нашей стране, мягко говоря, «не дотягивают» до мирового уровня, а некоторые, в силу известных обстоятельств перестроечного периода, просто развалились.

Безусловно, наша страна становится мировым лидером по поставке энергоресурсов. Осуществляются и планируются грандиозные проекты по строительству газо- и нефтепроводов в Европу, Китай, Японию, Израиль, которые предполагается реализовать в кратчайшие сроки. Уже полным ходом ведутся работы над проектами, в которые закладываются системы газового контроля. В основном проектировщики и заказчики ориентируются на самые современные, как правило, зарубежные системы. Таким образом, мы по большой трубе будем выкачивать из своей страны национальное богатство, а рядом, по «маленькой», — гнать сотни миллионов долларов за поставленные приборы и системы. Будем продавать и еще приплачивать, как делали это раньше, как делаем это сейчас.

На мировом уровне сегодня происходит укрупнение и без того больших и успешных компаний в области детекции газов. Рождается англосаксонский гигант Ho­neywell, который через покупку First Technology взял в свои руки CityTechnology, а ранее купил Singer, и в итоге стал в этой сфере крупнейшей компанией в мире. Перед таким конкурентом даже амбиции MSA, Dra­ger, Oldham и Siemens теряются. Что тут уж говорить о наших оте­чественных компаниях…

Да, цены на импортные приборы высокие. Выход только один — производить эти приборы в России. Многое для этого у нас есть. Сохранились еще высококлассные специалисты и талантливые ученые, которые зачастую из-за спада производства в «оборонке» оказались не у дел, и сейчас с большим удовольствием возьмутся за любимую работу. Научно-техническую революцию можно совершить только на условиях применения самых новейших мировых разработок, и уже на их основе двигаться к более совершенным образцам.

Россия, пожалуй, лучший в мире производитель термокаталитических чувствительных элементов для датчиков контроля взрывоопасных газов. Разработанная российскими учеными десятки лет назад уникальная технология позволяет производить надежные высокочувствительные датчики. Десятки тысяч таких приборов покупают Франция, Польша и даже США. В Смоленске и Санкт-Петербурге освоен выпуск самых перспективных оптических сенсоров, а в Москве и других российских городах производятся высокочувствительные полупроводниковые сенсоры.

База есть, нет флагмана. На старой советской базе без него создать конкурентоспособное производство невозможно. Его надо купить за рубежом. Вопрос, наверное, даже не в деньгах, так как деньги в стране и у частных лиц есть — иногда даже возникает проблема размещения этих излишков. Это же полный абсурд, когда средства стабилизационного фонда размещаются в ценные бумаги за рубежом под 2%, когда без всякого ущерба, а только с пользой можно купить компанию и организовать производство приборов в России с доходностью не менее 10%.

Ведь можем! Можем, да не все. И, пожалуй, главное, чего мы не умеем — это организовать серийное производство. Ну не может русский человек работать на конвейере! Не умеет! Но не рабочего в этом вина, потому что при серийном производстве сборочные линии практически на 100% автоматизированы. Но для строительства таких линий нужны не только деньги, но и объем производства, исчисляемый десятками тысяч.

В прошлом мы имели в стране «монстров»-приборостроителей. Фактически существовали технопарки, которые сейчас вновь создаются: НПО «Прибор», «Химавтоматика», «Дельта», ВТИ, Зеленоград, Новосибирск, «Аналитприбор», «Электронстандарт», «Союзавтоматика», Курчатовский институт и многие другие, о которых нам раньше и знать было не положено. В настоящее время во всех этих приборостроительных «монстрах» произошли различные структурные преобразования, и появилось множество полукустарных фирм, производящих приборы малыми сериями «на коленке», естественно, не первого сорта.

Правда, от такого распада и есть польза. Надо сказать спасибо ведущим мировым компаниям за то, что они еще не полностью заняли наш рынок, и мы имеем возможность восстановиться и развиться. Многие талантливые инженеры, ученые, конструкторы ринулись создавать свои приборы. Появилось много оригинальных разработок, конструкций, но все они производятся кустарными или полукустарными методами и, естественно, не могут претендовать на продукцию мирового класса. Без серьезных инвестиций в эту отрасль дело можно продолжать, но на второстепенном уровне, без малейших шансов выйти в мировые лидеры.

А ведь наши именитые компании давно и успешно вышли на мировые рынки. Строят нефтепроводы, заводы, станции и комплектуют эти объекты приборами и системами иностранного производства. И только наша «оборонка» по своему предназначению не может применять для своих целей приборы иностранного производства, а получает от отечественных производителей устаревшие образцы прошлого века. Но на этой приборной базе не создать современную армию. С такими приборами нельзя создать высокотехнологичные производства, отвечающие современным требованиям технологической, экологической безопасности и охраны труда.

Сегодня мы, наконец, начинаем задумываться об энергосбережении, применении альтернативных источников энергии и просто тех ресурсов, которые мы выбрасываем.

Мы — угольная страна. Этого вида топлива мы имеем огромные запасы, по крайней мере, на многие сотни лет. Мы добываем сотни миллионов тонн угля ценой невероятно тяжелого и опасного труда шахтеров и при этом выбрасываем, загрязняя атмосферу, миллиарды кубических метров метана. А в Европе, к примеру, используется практически весь метан, извлекаемый из шахт. Мы же только начинаем эту работу на стадии экспериментальных разработок. И, в частности, проблема не решается из-за отсутствия надежных и точных отечественных анализаторов газовых смесей.

Безопасность ведения горных работ в подземных условиях в значительной степени зависит от качества контроля рудничного воздуха непосредственно на рабочем месте. В соответствии с §279 ПБ каждый подземный рабочий при работе в указанных в параграфе местах должен обеспечиваться индивидуальным сигнализатором метана.

Выполнение этого требования будет эффективным, если такой прибор непрерывного действия является легким и малогабаритным. В ООО НТЦ «Ольдам» разработан газоанализатор непрерывного определения метана «ГНОМ», допущенный для работы в шахтах всех категорий по метану. Размеры его ненамного превышают спичечный коробок. Прибор оснащен световой и звуковой сигнализацией, которая включается при превышении порогового значения содержания метана.

Для контроля состава рудничной атмосферы инженерно-техническими работниками шахт предлагается мультигазоанализатор МХ 2100. Этот прибор позволяет одновременно анализировать до пяти газов. Возможность одновременного непрерывного контроля CH4, CO, CO2, O2 позволяет качественно контролировать атмосферу в шахтах. Это особенно необходимо для шахт, разрабатывающих пласты угля, склонные к самовозгоранию, как в действующих выработках, так и за изоляционными перемычками.

Наличие в приборе датчика для контроля метана до 100 об.д. % позволяет контролировать работу дегазационных систем. МХ 2100 оснащается пробоотборным насосом, что позволяет производить дистанционный отбор проб воздуха. Прибор имеет световую и звуковую аварийные сигнализации. Прибор при помощи интерфейса может подключаться к компьютеру для анализа показаний за длительный период.

Наша компания представлена своими дистрибьюторами более чем в 50-ти странах мира. В России и СНГ — официальный представитель компании OLDHAM group — ООО Научно-технический центр «Ольдам». Специалисты нашего бюро в Москве не только занимаются реализацией и техническим обслуживанием продукции, произведенной во Франции, но и участвуют в совместных разработках новых приборов и систем газового контроля.

Приборы и системы выгодно отличаются от аналогичной продукции других фирм невысокой ценой, надежностью, малыми затратами на сервис в период эксплуатации. Для обеспечения безопасности работ при бурении скважин, на котельных установках, в закрытых производственных помещениях, подземных коллекторах, колодцах, проходных каналах, тоннелях, гаражах и других объектах, где могут возникать скопления газов, ООО НТЦ «Ольдам» предлагает к применению стационарные системы и переносные приборы газового контроля.

Все приборы, выпускаемые фирмой OLDHAM по контролю взрывоопасных сред, оснащаются чувствительными элементами, изготовленными в России, что существенно снижает стоимость приборов и затраты на техническое обслуживание, в сравнении с аналогичной продукцией других фирм.

Одним из главных достоинств нашей компании является то, что мы постоянно производим обучение пользователей наших приборов и систем на территории заказчика, в Москве, а также во Франции.

Продукцию OLDHAM используют в МЧС России, энергетики, угольщики, металлурги, нефтяники, коммунальные службы, на НПЗ, атомных станциях, в аэронавтике, пищевой промышленности и др.

Мы за эти годы много сделали для интеграции. Наше французское руководство предлагает нам производить в России как можно больше деталей, узлов, комплектующих, различных аксессуаров. Они готовы передать нам для этих целей чертежи, технологию и оснастку, но не готовы, а скорее, не могут вкладывать в эту интеграцию деньги. И жалко, и боятся, в первую очередь, нашей непредсказуемости. Может, это и хорошо, что пока в России плотно не осела ни одна из ведущих в этой области мировых компаний, и мы имеем возможность, пока не поздно, сделать это сами. А шансы у нас есть, потому что сегодня, благодаря многолетнему потоку нефтедолларов, денег в стабилизационном фонде, в золотовалютных запасах, на счетах нефтяных и газовых компаний больше, чем у многих западных стран и компаний.

Наша нефтегазовая отрасль только в прошлом году получила под сотню миллиардов долларов чистой прибыли. Так неужели не найдется какая-нибудь сотня-другая миллионов долларов, чтобы создать в России мощную конкурентоспособную компанию по производству приборов и систем газового контроля?
За дело, господа!

Дата: 29.03.2006
И. А. Кот, А. К. Петров
"НефтьГазПромышленность" 2 (22)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!