|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 Разнообразие национальных моделей предложения газа Газовая промышленность Западной Европы в настоящее время претерпевает существенные изменения, связанные с проводимой либерализацией энергетических рынков. Либерализация рынков газа и электроэнергии в странах ЕС основана на следующих трех элементах: 1. Дерегулирование — это процесс, посредством которого определенные секторы отрасли (разведка, добыча, продажа газа и т. д.) становятся открытыми для конкуренции. Эти три процесса могут протекать совместно, но возможно и их раздельное сосуществование. Например, дерегулирование и дезинтеграция не всегда сопровождаются приватизацией. И, напротив, (пример Великобритании, 1980 г.) приватизация не обязательно имеет следствием дерегулирование (в этом случае общественная монополия просто замещается частной монополией). Комиссия ЕС сделала дерегулирование и дезинтеграцию обязательными, однако она не навязывает приватизацию, поскольку это не входит в сферу ее компетенции. Но этот процесс дерегулирования не может анализироваться независимо от стратегии, которой следуют основные участники: нефтяные компании, газотранспортные и распределительные компании, электроэнергетические компании. В вопросах регулирования энергетики государство должно обеспечить инфраструктуру для развития частного сектора, доступ всего населения к основным услугам (водоснабжение, электроэнергетика, коммуникации), влиять на рыночные последствия с целью обеспечения более справедливого распределения продукции и услуг. Государственные органы должны постоянно адаптировать инструменты регулирования в соответствии со степенью зрелости рынка. Большие различия в организационных структурах проистекают от различий в стартовых условиях, с которыми столкнулись национальные рынки. В некоторых странах, таких как Германия, газовые компании действуют на полностью децентрализованных принципах и на базе частной собственности, тогда как газовая отрасль других стран отличается высокой степенью централизации структур, когда некоторые компании занимают доминирующие позиции, а государство оказывает значительное влияние на рыночные процессы. Основные характеристики различных форм организации газового хозяйства выглядят следующим образом: Благодаря слияниям и поглощениям были созданы крупные энергетические корпорации в странах Европейского Союза: самыми крупными компаниями являются E.ON/Ruhrgas, RWE/Thyssengas и EDF/Maontedison. Несколько меньшими по размерам являются такие компании, как Gasunie, Centrica, ENI/Snam, Tractebel и Gaz de France.
Остановимся теперь на месте России в нынешнем раскладе сил на газовом рынке Европы и перспективах российского экспорта в этот район. По данным E.On Ruhrgas AG, в 2004 г. Россия добыла в общей сложности 632 млрд. м газа, из которых на все виды внутреннего потребления пошло 434,3 млрд. м (импорт составил 7,5 млрд. м). В страны СНГ ушло 56,7 млрд., а в Европу — 154,9 млрд. м. В табл. 2 приведены данные об удельном весе российского газа в общем объеме импорта природного газа соответствующих европейских стран. Табл. 2. Удельный вес российского газа в общем объеме импорта природного газа европейских стран
В итоге из 575 млрд. м природного газа, поступившего в 2004 г. на рынки 30 европейских государств, на долю России пришлось 26%, Норвегии — 13%, Нидерландов — 9%, прочих европейских стран — 4%, Алжира — 10%, прочих неевропейских стран — 5%, и 31% европейские страны обеспечили за счет собственных внутренних ресурсов. Таким образом, главными нашими конкурентами на европейском рынке являются Норвегия, Нидерланды, Алжир. Норвегия львиную долю своей добычи природного газа отправляет на экспорт (в 2004 г. 74,86 млрд. м из добытых 78,5 млрд. м). Этому способствуют два главных фактора: демографический — ее население составляет всего 4,5 млн. человек, и благоприятный баланс потребления основных энергетических ресурсов — из общего объема потребляемых основных энергоресурсов, в нефтяном эквиваленте составлявших 39 млн. т в 2004 г., на возобновляемые гидроэлектрические ресурсы приходится 24,7 млн. т, 9,6 млн. т — на нефть, только 0,6 млн. т — на уголь и 4,1 млн. т на газ. Реорганизация газовой цепочки и ее новые участники В прежней регулируемой бизнес-модели основными «игроками» являлись (и продолжают оставаться) производители, торговые газовые компании, газораспределительные компании (ГРК) и конечные потребители. Основными участниками либерализованного рынка в настоящее время являются производители, транспортные компании, грузоотправители, трейдеры, регулирующие ведомства («регуляторы»), поставщики и конечные потребители. Новыми участниками газовой цепочки, главным образом, являются национальные компании, стремящиеся выйти на другие национальные рынки, а также добывающие компании (производители). Эти игроки могут непосредственно получать прибыль из собственного «газового портфеля», который дает им доступ к основным газовым поставщикам. Торговые компании также достаточно активно оперируют на рынке, но многие из них не имеют достаточно большого «газового портфеля» для того, чтобы продавать значительные объемы газа. Формирование торговых газовых центров (хабов) в качестве ключевого фактора либерализации рынка Причиной создания торговых газовых центров явился интенсивный процесс либерализации газового рынка в Европе. Торговый центр (хаб) — это центр, где оператор предлагает сервисные услуги, которые облегчают покупку, продажу и физическую транспортировку в/из системы газопровода, с которым имеются соединения, а также внутри самой системы (TTF, NBP). В торговом центре участники могут обмениваться газом на стандартных условиях, которые разработаны исходя из требований создания ликвидного рынка. Когда хаб достаточно ликвиден, физическая поставка обычно осуществляется лишь после того, как данный газ прошел несколько торговых операций на рынке. Чем выше ликвидность, тем более прозрачна цена газа. Торговые центры предлагают поставщикам газа более легкий доступ к кратко-, средне- и долгосрочным поставщикам, а также доступ к огромному количеству покупателей и продавцов газа, включая производителей, других поставщиков, крупных потребителей и чисто оптовых трейдеров. Как в США, так и в Европе газовые центры по торговле природным газом были открыты совсем недавно в результате появления спотовых сделок, частично вызванных избытком предложения газа. Торговые газовые центры способствуют росту спотового рынка, связанного с фьючерсным рынком, предлагая при этом широкий спектр услуг. Мелкие и крупные поставщики могут получать выгоду от разнообразных сервисных услуг, балансируя портфелями по спросу и предложению. Газовые центры и спотовый рынок играют ключевую роль в открытии рынков газа. Действительно, развитие многосторонних сделок в хабе позволяет поддерживать увеличение спотовых сделок и уменьшает препятствия по движению потоков газа между национальными рынками, тем самым облегчая участникам вход на эти рынки. На рынке европейского союза можно выделить три основных центра: NBP в Великобритании, Zeebrugge в Бельгии и Bunde/TTF в Голландии. Английский центр National Balancing Point был первым торговым центром, созданным в Европе, операции на котором начали проводиться с 1996 г. Развитие National Balancing Point как торгового центра было ускорено возникновением процесса либерализации на рынке Британии, избытком поставок на внутреннем рынке и переходом в 1996 г. от ежемесячного к ежедневному балансированию. NBP является виртуальной транзитной точкой, которая теоретически аккумулирует все газовые потоки. Он также обеспечивает баланс между входом и выходом в сети. Сегодня этот центр работает как точка подразумеваемых поставок в соответствии с установлением стандартных газовых контрактов в форме фьючерсов, что было реализовано Лондонской нефтяной биржей (International Petroleum Exchange (IPE)). Он также играет ключевую роль в качестве репрезентативной системы справочных цен; при этом индексы NBP стали основой индексации для долгосрочных газовых контактов. Второй важный европейский центр находится в Zeebrugge; его формирование началось на бельгийском границе в конце 1998 г. Развитие центра Zeebrugge способствовало расширению с начала 1999 г. ликвидного спотового рынка газа. Инфраструктура этого центра имеет пропускные мощности в размере 38 млрд. м в год, что составляет около 9% от общего потребления газа в Европе. Эта инфраструктура состоит из: Совсем недавно значительные объемы природного газа, поступающего в Германию, особенно на северо-западное побережье рядом с Emden, послужили причиной создания третьего крупнейшего европейского центра по природному газу в пункте Bunde, недалеко от голландской границы. Помимо описанных трех основных центров, создан еще один центр в Baumgarten в Австрии. Но пока этот рынок имеет ограниченную ликвидность. Формируется также еще один центр в Италии в новом пункте формирования газового баланса Punto di Scambio Virtuale (PSV) в районе Рима. Операции в этом центре начались в октябре 2003 г. С октября 2003 г. по январь 2004 г. общий объем газовых транзакций составил 120 млн. м, что составляет 0,5% от физических поставок за тот же период. Кроме того, некоторые рыночные площадки в Европе рассматриваются как будущие центры торговли. Например, в северной части Италии в районе Милана (где собирается газ, поступающий из Алжира, России, Голландии и Норвегии); в Восточной Германии в районе города Оберкапел, в восточной части Франции, вблизи местечка Дункрик. Существующий интерконнектор между испанской и французской газовыми сетями на юго-западе Франции также может получить развитие в качестве торгового центра в этом районе (Col de Larrau). Развитие европейской системы газопроводов, которая соединит будущие торговые центры с уже существующими, может способствовать эффективному развитию газового рынка, снижая транспортные затраты через увеличение обменных сделок между центрами. Программы реэкспорта газа («газовыделения») Описанная динамика конкуренции может в будущем изменить существующую систему вертикальной интеграции и долгосрочных контрактов, преобразуя их в более гибкие на основе переговоров по краткосрочным контрактам и повторного рассмотрения некоторых пунктов долгосрочных контрактов. Однако существует несколько препятствий, затрудняющих эффективную конкуренцию на газовом рынке. Во-первых, объемы и значимость рынка квалифицированных (elligible) потребителей значительно различаются по странам; это в первую очередь относится к использованию газа в производстве энергии, что значительно развито в некоторых странах (Великобритания, Италия и Испания), но остается неразвитым в других (Франция). Во-вторых, в европейской системе поставок большую долю занимают долгосрочные контракты типа «бери или плати» (Take or Pay) между традиционными поставщиками и ведущими компаниями, что оставляет незначительное место для конкуренции по крупным поставкам и, следовательно, конкуренции для новых участников рынка. В некоторых случаях уже заключенные контракты составляют лишь 10% от объемов прогнозируемого спроса, который не сможет быть удовлетворен к 2010 г. Чтобы исправить эту ситуацию, некоторые страны решили ввести программу реэкспорта или «высвобождения газа» — Gas release programs, которая требует, чтобы определенный объем долгосрочных контрактов был передан новым участникам рынка по цене, равной затратам, с тем, чтобы создать конкуренцию на рынке газа. Такая программа высвобождения газа изначально была запущена в Великобритании, а позднее — в Испании и Италии. В 2001 г. испанской компании Gas Natural было предъявлено требование передавать на ежегодный аукцион 25% поставляемого ей газа через компанию Pedro Duran Farell по контракту с Алжиром в размере 8 млрд. м. Планировалось, что этот газ будет использоваться в течение трех лет, начиная с 2001 г., чтобы избежать сложностей с пересмотром цен. Общее количество высвобожденного газа составило 2 млрд. м/год, или примерно 9% от общих поставок на рынок Испании и 19% общего рынка потребителей газа. Впервые такие операции были проведены с шестью компаниями: BP (25%), Iberdrola (25%), Union Fenоsа (20%), Endesa (18%), Hidrocantabrico (10%) и Shell (2%). На газовом рынке Италии были зафиксированы два максимальных уровня продаж для головной компании ENI. Соответственно, часть газа, который поступал от компании «Газпром», была передана компаниям ENEL и Edison (2 млрд. м/год) и часть восьмимиллиардного контракта с Ливией была передана компании Edison (4 млрд. м /год) и «Газ де Франс» и Energia (2 млрд. м/год каждой). В дополнение к этому с целью уменьшения разрыва между импортной ценой газа и его ценой для конечных потребителей антимонопольные ведомства Италии предусмотрели еще 2,3 млрд. м/год в рамках программы высвобождения газа в июле 2004 г. для снижения доминирующей позиции компании ENI на рынке поставок газа в Италии. Программа, предложенная компанией ENI, предполагает, что 23 лота размером по 100 млн. м газа будут выставляться на аукцион ежегодно с 2004 по 2008 гг., причем участники могут приобретать не менее 2 и не более 5 лотов. С 2003 г. программа высвобождения газа была также инициирована в Германии и Австрии, во Франции это программа стартовала в 2005 г. Дата: 29.03.2006 К. Н. Миловидов "НефтьГазПромышленность" 2 (22)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||