ОВОС проекта транспортировки газа со Штокмановского месторождения до завода СПГ в губе Ура

1 стр. из 1

Штокмановское газоконденсатное месторождение (ШГКМ) расположено в центральной части Баренцева моря, в 650 км к северо-востоку от Мурманска, 920 км к северо-востоку от Архангельска и в 290 км к западу от архипелага Новая Земля. Проект освоения этого месторождения предусматривает подачу газа по подводному газопроводу с месторождения на завод по производству сжиженного природного газа (СПГ), расположенного в районе пос. Видяево (губа Ура). В данной статье представлены краткие основные результаты ОВОС для проекта строительства и эксплуатации трубопровода от границы лицензионного участка ШГКМ до выхода на берег.

В соответствии с техническим заданием при разработке ОВОС Штокмановского проекта ставились следующие задачи:
1) оценить современное состояние и дать прогноз возможных изменений окружающей среды под влиянием строительства и эксплуатации объектов транспортировки СПГ от лицензионной площадки до выхода на берег;
2) определить характер, степень и масштаб воздействия объектов на окружающую среду;
3) выявить наиболее уязвимые компоненты природной среды и зоны наибольшего экологического риска.

ОВОС подготовлен Мурманским морским биологическим институтом КНЦ РАН (основной исполнитель) и ООО «Эко-Экспресс-Сервис» (соисполнитель) по заказу ОАО «Гипроспецгаз»; генеральный заказчик — ОАО «Газпром».

Сведения об объекте

Обустройство ШГКМ в базовом варианте на период подготовки настоящего ОВОС предусматривалось с применением платформы. В этом варианте газ с подводного добычного комплекса поступает на платформу (TLP или SPAR), на которой он проходит через установку подготовки газа к транспортировке и комплимирования и далее по подводному трубопроводу поступает на завод по производству СПГ. Проектная протяженность трассы морского трубопровода ШГКМ — пос. Видяево составляет 590 км. Участок предполагаемого строительства завода по сжижению газа расположен в южной части губы Ура в районе пос. Видяево.

Планируемый объем транспортировки газа на побережье Кольского полуострова (производительность одной нитки морского газопровода) составляет 22,5 млрд. м/год или 15 млн. т/год. Пуск производства СПГ в данном объеме намечен ориентировочно на 2010 г. Принципиальная технологическая схема газопровода в соответствии с техническим заданием предполагала два варианта его прокладки: первый — одной ниткой диаметром 1118 мм протяженностью 350 км, далее двумя нитками (965 мм) — на 50 км и двумя нитками (1067 мм) — на 190 км; второй — одной ниткой (1067 мм) протяженностью 590 км. Параллельно им предусматривается дополнительная укладка еще одного подводного трубопровода для ингибитора (моноэтиленгликоля) и подводного кабеля. Все эти работы планируется осуществить за полтора года — в период 2007–2009 гг.

Среда и биота. Наиболее уязвимые компоненты экосистемы в районе работ

Этапом наиболее активного воздействия следует признать этап строительства. Основными, экологически значимыми видами воздействия на окружающую среду окажутся: безвозвратное и временное отторжение участка донной поверхности, нивелирование участка донного рельефа, перемещение донного грунта на участках заглубления трубопровода, выброс загрязняющих веществ в атмосферу и сброс очищенных вод в водную среду.

Наиболее уязвимым компонентом природной среды будет собственно водная среда (ухудшение качества водной среды — замутнение) в результате дноуглубительных, трубозагубительных работ и дампинга. Следствием этого является воздействие почти на все компоненты биотических составляющих экосистемы в районе работ. Больше всего пострадают: зообентос — гибель при отчуждении участка поверхности дна, гибель под слоем грунта при дноуглубительных работах (включая дампинг); зоопланктон — повышенная концентрация взвеси приведет к различным воздействиям на организмы зоопланктона, в том числе их гибели, нарушению системы дыхания фильтрующего аппарата зоопланктеров. Воздействие на ихтиофауну будет оказано главным образом через снижение кормовой базы и, возможно, временного беспокойства на участках нереста некоторых видов рыб (в зависимости от сезона строительных работ). Определенное воздействие будет также оказано на фитопланктон, макрофиты, авифауну и морских млекопитающих.

На основе анализа опубликованных материалов определены зоны наибольшей экологической чувствительности. Для района прокладки трассы подводного трубопровода от ШГКМ до выхода на берег такими зонами являются прибрежные акватории шириной несколько десятков километров (40–50 км) от берега (включая губу Ура) и участок халинной фронтальной зоны в районе 70–71° с.ш.

Воздействие объекта на окружающую природную среду

Воздействие подводного трубопровода на окружающую среду (на качество воздушной среды и морской воды, донные отложения, растительный и животный мир) разделяется на два этапа: строительства и эксплуатации.
Воздействие на атмосферный воздух. За весь период строительных работ (1,5 года) по прокладке газопровода в атмосферу поступит 1694 т загрязняющих веществ. Их источниками являются суда, участвующие в работах по укладке трубопровода и его частичному заглублению. Расчет выбросов загрязняющих веществ выполнен с учетом фоновых концентраций загрязняющих веществ, для условий проведения в наихудший период и с учетом установленного на судах газоочистного оборудования. Проведенные расчеты показали, что максимальные приземные концентрации загрязняющих веществ на границе жилой застройки (пос. Видяево) не превысят ПДК с учетом и без учета фона. Поэтому в период строительства воздействие на атмосферный воздух ближайшей жилой застройки оказываться не будет. При безаварийной эксплуатации газопровода воздействие на атмосферный воздух также будет отсутствовать.

Воздействие на водную среду. Экологически значимыми воздействиями будут:
 -  замутнение воды при прокладке газопровода на участках заглубления в грунт (30 км до входа в губу Ура и 0,4 км на участке выхода на берег);
 -  сброс химических поллютантов с бытовыми технологическими стоками судов; десорбция химических веществ при взмучивании донных осадков;
 -  атмосферные выпадения продуктов сгорания топлива в энергетических установках, несанкционированный сброс загрязняющих веществ.
 
Акустическое воздействие (шумовое и вибрационное) от земснарядов, воздействие ударных волн при проведении взрывных работ не вызовет ухудшения качества воды. Тепловое воздействие газопровода не повлияет на гидрологические процессы в море вследствие незначительных масштабов влияния данных физических полей.
На период строительства водопотребление из поверхностных водных объектов и подземных вод не предусмотрено. Сброс сточных вод в водные объекты в пределах 12 морских миль от берега не предусмотрен. За пределами 12 морских миль от берега хозяйственно-бытовые и льяльные воды с судов будут сбрасываться в море после предварительной очистки и обеззараживания на установках очистки сточных вод, до показателей, допустимых к сбросу в морских районах. Подобные установки имеются на судах согласно технологическим параметрам. Следовательно, истощение водных ресурсов вследствие водозабора или загрязнение водных ресурсов при сбросе сточных вод наблюдаться не будут.

Наиболее существенное воздействие в период строительства может быть оказано при проведении дноуглубительных и трубозаглубительных работ на акватории.

Дноуглубление с помощью многочерпакового земснаряда будет производиться для разработки траншеи при выходе трубопровода на берег с глубины 20 м. Объем дноуглубительных работ составит 200000 м. Максимально возможная площадь пятна мутности при загрузке грунтоотвозной шаланды равна 0,9 га. Площадь заиления дна на участке производства дноуглубительных работ — 3,7 га (как и акватории подводного отвала грунта).

Трубозаглубительные работы запроектированы с целью исключения опасности повреждения трубопровода при сходе лавин с близлежащих подводных склонов. Заглубление участка будет производиться с помощью судна-носителя, оснащенного плужным трубозаглубителем. Объем грунта, вынимаемого при трубозаглубительных работах на участке, равен: по первому варианту — 540 тыс. м, по второму — 405 тыс. м. Масса грунта, переходящего во взвешенное состояние, равна: для первого технологического варианта трубопровода — 486 тыс. т; для второго — 364,5 тыс. т. Площадь пятна мутности по первому варианту равна 7,2 млн. м, соответственно, объем замутненной воды равен 10,8 млн. м. По второму варианту — 5,4 млн. м и 8,1 млн. м.

Воздействие на водные ресурсы будет выражаться:
 -  временным загрязнением воды взвешенными веществами, образующими пятна мутности в районах углубления, трубозаглубления и отвала грунта;
 -  временным химическим загрязнением воды веществами, содержащимися в разрабатываемом грунте;
 -  заилением поверхности дна акватории слоем осадков.
Таким образом, для оценки воздействия дноуглубительных и трубозаглубительных работ на водную среду для расчета ущерба, наносимого водному хозяйству, были определены:
 -  масса взвешенных веществ, переходящая в водную среду при производстве работ;
 -  объем замутненной (концентрация взвешенных веществ > 10 мг/л) воды в пятнах мутности и их площадное распространение;
 -  масса отдельных химических загрязнителей, привносимая в водную среду;
 -  площадь дна акватории, покрываемая слоем осадков толщиной более 0,5 см.
 
На основании этих данных оценен ущерб, наносимый водной среде и рыбному хозяйству в стоимостном выражении по действующим методикам расчета.

Общее количество отходов, образующихся на объекте в период строительства, составит 143 т, в том числе: 4-го класса опасности — 55,7, и 5-го класса опасности — 87,3 т. Условия образования, сбора, временного хранения и утилизации отходов объекта в период строительства не приведут к ухудшению экологической обстановки в районе расположения объекта. При эксплуатации газопровода отходы будут отсутствовать.

Таким образом, воздействие, которое может привести к ощутимому изменению гидрологических условий в данном районе (изменение уровня, режима течений, значимых процессов переформирования берегов и дна, существенного изменения химического состава воды) в период строительства трубопровода оказано не будет. Воздействие объекта на водную среду будет локальным и временным. При безаварийной эксплуатации объекта данное воздействие будет отсутствовать.

Воздействие на растительный и животный мир

Строительство и эксплуатация газопровода в Баренцевом море будет происходить в условиях уже существующего уровня антропогенного пресса на водную экосистему.
Помимо воздействия на качество морской воды и донных субстратов, они приведут к некоторому прямому или косвенному воздействию на биотические объекты экосистемы, вовлеченной в промышленное освоение: ихтиофауну, бентосные сообщества, фито- и зоопланктон, авифауну, сообщества морских млекопитающих.

Негативное воздействие планируемых гидротехнических работ на рыбные ресурсы Баренцева моря будет складываться из двух составляющих:
 -  безвозвратной потери части нагульных площадей (пастбищ) рыб при отторжении дна под укладку трубопровода без заглубления («постоянный ущерб»);
 -  временного сокращения нагульных площадей (пастбищ) рыб и снижения продуктивности их кормовой базы от повреждения дна и повышения мутности воды при углублении под траншеи, а также при дампинге грунта («временный ущерб»).
 
Акваторию Баренцева моря по трассе трубопровода можно разделить на четыре участка по продуктивности кормового бентоса и три участка по среднегодовой концентрации зоопланктона.

В сумме по всем составляющим ущерб рыбным запасам составит: для первого варианта прокладки трубопровода — 126 млн. руб., для второго варианта — 96 млн. руб. Ущерб орнитофауне — 206,9 тыс. руб., морским млекопитающим — 317,1 тыс. руб.

Воздействие на окружающую среду при авариях в период строительства

В период строительства наиболее характерными авариями, связанными со спецификой работы по укладке и частичному заглублению морского трубопровода, могут быть навигационные аварии с судами (посадка на мель, столкновение в море), пожары и разливы нефтепродуктов при авариях судов. В ОВОС рассмотрено воздействие на окружающую среду аварийной ситуации, которая нанесет максимальный ущерб окружающей природной среде (пролив и возгорание дизельного топлива на акватории Баренцева моря при навигационной аварии танкера-бункеровщика дедвейтом 1660 т типа «Баскунчак», вместимостью грузовых танков 2040 м, 12 танков по 124,5 м). В случае максимального разлива топлива из двух смежных танков в море попадет 207 т (124,5Ч2Ч08,83) дизельного топлива. С учетом того, что максимальная продолжительность сбора нефтепродуктов должна составлять не более суток, затраты на сбор аварийного топлива и плата за сдачу собранных нефтепродуктов составят 366 тыс. руб.

По результатам ОВОС сделан вывод, что аварии при строительстве трубопровода могут оказать очень слабое воздействие на окружающую природную среду.

Аварии в период эксплуатации газопровода

На основе анализа статистических данных об авариях и отказах морских трубопроводов, эксплуатируемых в различных районах, выделены следующие типовые сценарии аварий:
С1: разрыв подводного газопровода на полное сечение > подводная ударная волна > образование газового пузыря и выход его на поверхность… > истечение струй газа в воду, их дробление с образованием пузырьковой смеси, выход этой смеси на поверхность с образованием опасных для судоходства зон > рассеяние вышедшего газа в атмосфере.
С2: образование трещины в трубопроводе > раскрытие трещины до максимального размера, обеспечивающего ее самоторможение > истечение газа в водную среду > дробление пузырей газа с образованием мелкодисперсной смеси > выход этой смеси на поверхность > рассеяние вышедшего газа в атмосфере.
С3: образование свища в трубопроводе > истечение газа в водную среду > дробление пузырей газа с образованием мелкодисперсной смеси > выход этой смеси на поверхность > рассеяние вышедшего газа в атмосфере.

При аварийных ситуациях возможны следующие виды воздействий на окружающую среду:
 -  воздействие ударной волны на гидробионтов в случае разрыва газопровода;
 -  химическое загрязнение воды и донных осадков, а также гидробионтов парафинами (в основном метаном) и газовыми гидратами;
 -  токсическое воздействие на гидробионтов на участке аварии газопровода и далее по течению;
 -  локальное термическое воздействие (понижение температуры до отрицательных значений) на участке разрыва трубопровода;
 -  взмучивание донных осадков вследствие гидроудара и локальное нарушение среды обитания бентоса и планктона (аналогичное таковому при строительстве газопровода).
 
По данным ММБИ, воздействие на бентос при отравлении воды газовым конденсатом до летальных концентраций при разрыве трубы оценивается как умеренное, локальное (авария в прибрежной зоне) и как слабое, локальное (авария в северной глубоководной части трубопровода). Основное воздействие на ихтиофауну при аварии будет оказано на икру и личинки рыб от воздействия ударной волны и отравления воды растворенным в ней газом. Но оно также будет локальным. В случае разлива газоконденсата его агрегация со льдом значительно увеличит зону токсического поражения морской среды и биоты.

Основная доля отказов (до 80%) происходит вследствие коррозии, производственно-хозяйственной деятельности и природных явлений, имеющих вероятностный характер. По данным ООО «ВНИИГАЗ», подводные магистральные газопроводы больших диаметров имеют высокую надежность. Консервативная оценка интенсивности аварий для подводных магистральных газопроводов диаметром 42 и более дюймов может быть принята на уровне 1,9–2,1Ч10-6 1/км в год, или, в среднем, — одна авария на 1000 км трубопровода в 500 лет. Для газопроводов диаметром от 26 до 36 дюймов аварии могут наблюдаться с частотой 1,06Ч10-5 1/км в год.

Таким образом, последствия аварий на газопроводе в ходе его эксплуатации будут, в основном, локальными и кратковременными.

Общие экономические показатели по природоохранным мероприятиям в период строительства приведены в табл.

Табл. Общие экономические показатели

Компонент природной среды или источник загрязнения

Предотвращенный экологический ущерб, тыс. руб.

Плата за воздействие на окружающую среду, тыс. руб.

Атмосферный воздух

139

95

Водные ресурсы (сброс сточных вод)

1687

-

Водные ресурсы (дноуглубительные и гидротехнические работы)

-

1 вариант — 172 283 2 вариант — 129 245

Ущерб рыбным ресурсам

-

1 вариант — 126 057 2 вариант — 95 808

Ущерб животному миру

-

524

Образование и размещение отходов

8

23

Аварийная ситуация, связанная с проливом дизельного топлива в акватории

-

366*

Выводы
В целом, негативные экологические последствия строительства газопровода от Штокмановского месторождения до выхода на берег будут локальными и временными. Рассмотренные негативные воздействия допустимы с точки зрения устойчивости экосистемы Баренцева моря.

В ходе безаварийной эксплуатации подводного газопровода его влияние на окружающую природную среду при соблюдении действующих технологических правил и норм, природоохранных требований не приведет к изменению экологической ситуации в районе газопровода.

Плата за воздействие на окружающую среду составит около 300 и 230 млн. руб. (первый и второй варианты прокладки трубопровода соответственно). Таким образом, предусмотренные конструктивные, технологические, инженерно-технические и природоохранные мероприятия позволяют допустить размещение объекта, обеспечить допустимое воздействие объекта на природную среду в период его штатной эксплуатации и свести к минимуму возможность возникновения аварийных ситуаций и их последствий.

Дата: 29.03.2006
А. А. Шавыкин, Г. Г. Матишов
"НефтьГазПромышленность" 2 (22)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!