|
||||||||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 Штокмановское газоконденсатное месторождение (ШГКМ) расположено в центральной части Баренцева моря, в 650 км к северо-востоку от Мурманска, 920 км к северо-востоку от Архангельска и в 290 км к западу от архипелага Новая Земля. Проект освоения этого месторождения предусматривает подачу газа по подводному газопроводу с месторождения на завод по производству сжиженного природного газа (СПГ), расположенного в районе пос. Видяево (губа Ура). В данной статье представлены краткие основные результаты ОВОС для проекта строительства и эксплуатации трубопровода от границы лицензионного участка ШГКМ до выхода на берег. В соответствии с техническим заданием при разработке ОВОС Штокмановского проекта ставились следующие задачи: ОВОС подготовлен Мурманским морским биологическим институтом КНЦ РАН (основной исполнитель) и ООО «Эко-Экспресс-Сервис» (соисполнитель) по заказу ОАО «Гипроспецгаз»; генеральный заказчик — ОАО «Газпром». Сведения об объекте Обустройство ШГКМ в базовом варианте на период подготовки настоящего ОВОС предусматривалось с применением платформы. В этом варианте газ с подводного добычного комплекса поступает на платформу (TLP или SPAR), на которой он проходит через установку подготовки газа к транспортировке и комплимирования и далее по подводному трубопроводу поступает на завод по производству СПГ. Проектная протяженность трассы морского трубопровода ШГКМ — пос. Видяево составляет 590 км. Участок предполагаемого строительства завода по сжижению газа расположен в южной части губы Ура в районе пос. Видяево. Планируемый объем транспортировки газа на побережье Кольского полуострова (производительность одной нитки морского газопровода) составляет 22,5 млрд. м/год или 15 млн. т/год. Пуск производства СПГ в данном объеме намечен ориентировочно на 2010 г. Принципиальная технологическая схема газопровода в соответствии с техническим заданием предполагала два варианта его прокладки: первый — одной ниткой диаметром 1118 мм протяженностью 350 км, далее двумя нитками (965 мм) — на 50 км и двумя нитками (1067 мм) — на 190 км; второй — одной ниткой (1067 мм) протяженностью 590 км. Параллельно им предусматривается дополнительная укладка еще одного подводного трубопровода для ингибитора (моноэтиленгликоля) и подводного кабеля. Все эти работы планируется осуществить за полтора года — в период 2007–2009 гг. Среда и биота. Наиболее уязвимые компоненты экосистемы в районе работ Этапом наиболее активного воздействия следует признать этап строительства. Основными, экологически значимыми видами воздействия на окружающую среду окажутся: безвозвратное и временное отторжение участка донной поверхности, нивелирование участка донного рельефа, перемещение донного грунта на участках заглубления трубопровода, выброс загрязняющих веществ в атмосферу и сброс очищенных вод в водную среду. Наиболее уязвимым компонентом природной среды будет собственно водная среда (ухудшение качества водной среды — замутнение) в результате дноуглубительных, трубозагубительных работ и дампинга. Следствием этого является воздействие почти на все компоненты биотических составляющих экосистемы в районе работ. Больше всего пострадают: зообентос — гибель при отчуждении участка поверхности дна, гибель под слоем грунта при дноуглубительных работах (включая дампинг); зоопланктон — повышенная концентрация взвеси приведет к различным воздействиям на организмы зоопланктона, в том числе их гибели, нарушению системы дыхания фильтрующего аппарата зоопланктеров. Воздействие на ихтиофауну будет оказано главным образом через снижение кормовой базы и, возможно, временного беспокойства на участках нереста некоторых видов рыб (в зависимости от сезона строительных работ). Определенное воздействие будет также оказано на фитопланктон, макрофиты, авифауну и морских млекопитающих. На основе анализа опубликованных материалов определены зоны наибольшей экологической чувствительности. Для района прокладки трассы подводного трубопровода от ШГКМ до выхода на берег такими зонами являются прибрежные акватории шириной несколько десятков километров (40–50 км) от берега (включая губу Ура) и участок халинной фронтальной зоны в районе 70–71° с.ш. Воздействие объекта на окружающую природную среду Воздействие подводного трубопровода на окружающую среду (на качество воздушной среды и морской воды, донные отложения, растительный и животный мир) разделяется на два этапа: строительства и эксплуатации. Воздействие на водную среду. Экологически значимыми воздействиями будут: Наиболее существенное воздействие в период строительства может быть оказано при проведении дноуглубительных и трубозаглубительных работ на акватории. Дноуглубление с помощью многочерпакового земснаряда будет производиться для разработки траншеи при выходе трубопровода на берег с глубины 20 м. Объем дноуглубительных работ составит 200000 м. Максимально возможная площадь пятна мутности при загрузке грунтоотвозной шаланды равна 0,9 га. Площадь заиления дна на участке производства дноуглубительных работ — 3,7 га (как и акватории подводного отвала грунта). Трубозаглубительные работы запроектированы с целью исключения опасности повреждения трубопровода при сходе лавин с близлежащих подводных склонов. Заглубление участка будет производиться с помощью судна-носителя, оснащенного плужным трубозаглубителем. Объем грунта, вынимаемого при трубозаглубительных работах на участке, равен: по первому варианту — 540 тыс. м, по второму — 405 тыс. м. Масса грунта, переходящего во взвешенное состояние, равна: для первого технологического варианта трубопровода — 486 тыс. т; для второго — 364,5 тыс. т. Площадь пятна мутности по первому варианту равна 7,2 млн. м, соответственно, объем замутненной воды равен 10,8 млн. м. По второму варианту — 5,4 млн. м и 8,1 млн. м. Воздействие на водные ресурсы будет выражаться: Общее количество отходов, образующихся на объекте в период строительства, составит 143 т, в том числе: 4-го класса опасности — 55,7, и 5-го класса опасности — 87,3 т. Условия образования, сбора, временного хранения и утилизации отходов объекта в период строительства не приведут к ухудшению экологической обстановки в районе расположения объекта. При эксплуатации газопровода отходы будут отсутствовать. Таким образом, воздействие, которое может привести к ощутимому изменению гидрологических условий в данном районе (изменение уровня, режима течений, значимых процессов переформирования берегов и дна, существенного изменения химического состава воды) в период строительства трубопровода оказано не будет. Воздействие объекта на водную среду будет локальным и временным. При безаварийной эксплуатации объекта данное воздействие будет отсутствовать. Воздействие на растительный и животный мир Строительство и эксплуатация газопровода в Баренцевом море будет происходить в условиях уже существующего уровня антропогенного пресса на водную экосистему. Негативное воздействие планируемых гидротехнических работ на рыбные ресурсы Баренцева моря будет складываться из двух составляющих: В сумме по всем составляющим ущерб рыбным запасам составит: для первого варианта прокладки трубопровода — 126 млн. руб., для второго варианта — 96 млн. руб. Ущерб орнитофауне — 206,9 тыс. руб., морским млекопитающим — 317,1 тыс. руб. Воздействие на окружающую среду при авариях в период строительства В период строительства наиболее характерными авариями, связанными со спецификой работы по укладке и частичному заглублению морского трубопровода, могут быть навигационные аварии с судами (посадка на мель, столкновение в море), пожары и разливы нефтепродуктов при авариях судов. В ОВОС рассмотрено воздействие на окружающую среду аварийной ситуации, которая нанесет максимальный ущерб окружающей природной среде (пролив и возгорание дизельного топлива на акватории Баренцева моря при навигационной аварии танкера-бункеровщика дедвейтом 1660 т типа «Баскунчак», вместимостью грузовых танков 2040 м, 12 танков по 124,5 м). В случае максимального разлива топлива из двух смежных танков в море попадет 207 т (124,5Ч2Ч08,83) дизельного топлива. С учетом того, что максимальная продолжительность сбора нефтепродуктов должна составлять не более суток, затраты на сбор аварийного топлива и плата за сдачу собранных нефтепродуктов составят 366 тыс. руб. По результатам ОВОС сделан вывод, что аварии при строительстве трубопровода могут оказать очень слабое воздействие на окружающую природную среду. Аварии в период эксплуатации газопровода На основе анализа статистических данных об авариях и отказах морских трубопроводов, эксплуатируемых в различных районах, выделены следующие типовые сценарии аварий: При аварийных ситуациях возможны следующие виды воздействий на окружающую среду: Основная доля отказов (до 80%) происходит вследствие коррозии, производственно-хозяйственной деятельности и природных явлений, имеющих вероятностный характер. По данным ООО «ВНИИГАЗ», подводные магистральные газопроводы больших диаметров имеют высокую надежность. Консервативная оценка интенсивности аварий для подводных магистральных газопроводов диаметром 42 и более дюймов может быть принята на уровне 1,9–2,1Ч10-6 1/км в год, или, в среднем, — одна авария на 1000 км трубопровода в 500 лет. Для газопроводов диаметром от 26 до 36 дюймов аварии могут наблюдаться с частотой 1,06Ч10-5 1/км в год. Таким образом, последствия аварий на газопроводе в ходе его эксплуатации будут, в основном, локальными и кратковременными. Общие экономические показатели по природоохранным мероприятиям в период строительства приведены в табл. Табл. Общие экономические показатели
Выводы В ходе безаварийной эксплуатации подводного газопровода его влияние на окружающую природную среду при соблюдении действующих технологических правил и норм, природоохранных требований не приведет к изменению экологической ситуации в районе газопровода. Плата за воздействие на окружающую среду составит около 300 и 230 млн. руб. (первый и второй варианты прокладки трубопровода соответственно). Таким образом, предусмотренные конструктивные, технологические, инженерно-технические и природоохранные мероприятия позволяют допустить размещение объекта, обеспечить допустимое воздействие объекта на природную среду в период его штатной эксплуатации и свести к минимуму возможность возникновения аварийных ситуаций и их последствий. Дата: 29.03.2006 А. А. Шавыкин, Г. Г. Матишов "НефтьГазПромышленность" 2 (22)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
||||||||||||||||||||||||||||