|
|||||
1 стр. из 1 7 ноября 1949 г. скважина, пробуренная в Каспийском море азербайджанскими нефтяниками, зафонтанировала «черным золотом». С этого дня ведет свой практический отсчет мировая история освоения морского шельфа. Наша страна имеет давний опыт шельфовых разработок. В СССР они начались в 1920-е гг. на том же Каспии, где были отработаны технические особенности морского нефтепромысла. В 1934 г. на острове Артем впервые было осуществлено кустовое бурение. А в начале 70-х гг. в Каспийском море уже возвышались 1880 стальных островов, связанных многокилометровыми эстакадами. Известно, что на шельфах во всем мире сосредоточены немалые запасы углеводородов. Континентальный шельф Российской Федерации является самым крупным в мире по площади. Его территория превышает 6,2 млн. км, из них 4 млн. являются перспективными по нефти и газу (предполагается, что там сосредоточено до четверти мировых запасов углеводородов). По данным Министерства природных ресурсов России, речь идет о 13 млрд. т нефти и 20 трлн. м газа, — и это лишь те запасы, которые могут быть разведаны к 2020 г. При этом около 66,5% из них приходится на шельфы северных морей — Баренцева и Карского. Начальные извлекаемые ресурсы шельфа превышают 100 млрд. т условного топлива (в том числе около 11 млрд. т промышленных запасов). Первым опытом строительства буровых платформ в современной России стал Каспий, где работает международный консорциум по добыче нефти. Вторым — Сахалин, регион с более суровыми климатическими условиями. На Сахалине добывают или собираются добывать нефть в рамках пяти проектов, реализуемых различными компаниями. Такие данные привел глава Минприроды Юрий Трутнев на международной конференции, состоявшейся осенью 2005 г. в Санкт-Петербурге, подчеркнув, что в стране прежде мало работали над освоением морских месторождений. Министр также заявил, что в ближайшие 15 лет государство вложит в геологическое изучение акваторий морей свыше 33 млрд. руб. Основные объемы работ в период до 2010 г. будут сосредоточены в Баренцево-Карском и Охотском регионах, где уже открыты месторождения нефти и газа. Пока только «Моликпак» Добыча нефти на сахалинском шельфе началась в 1999 г. в рамках первого этапа освоения Пильтун-Астохского месторождения. Разведанные запасы этих углеводородов на месторождениях «Сахалин-1» и «Сахалин-2» составляют около 450 млн. т нефти и почти 900 млрд. м. Американская компания «Эксон Нефтегаз Лимитед», оператор проекта «Сахалин-1», сообщила, что две ее морские платформы будут ежегодно добывать на шельфе 12,5 млн. т нефти. По проекту «Сахалин-2», оператором которого является международный консорциум «Сахалин Энерджи», добычу нефти и газа будут вести с трех морских платформ. Одна из них, «Моликпак», работает на шельфе с 1999 г. Под две другие морские платформы — «Лун-А» и «ПА-Б» — на шельфе летом 2005 г. были установлены гигантские основания, в 2006 г. на них будут посажены верхние части нефтедобывающих платформ, добычу углеводородов они начнут в конце 2007–начале 2008 гг. По проекту «Сахалин-3» прогнозные запасы нефти составляют свыше 850 млн. т, газа — свыше 800 млрд. м. Проект «Сахалин-4» — 120 млн. т нефти, 540 млрд. м газа, проект «Сахалин-5» — 60 млн. т нефти и 600 млрд. м газа. Разведанные запасы нефти по всем пяти сахалинским шельфовым проектам составляют свыше 2 млрд. т, газа — 2 трлн. 900 млрд. м. Если бы российские компании — «Лукойл», или, скажем, «Роснефть» — потянули разработку названного проекта в полном объеме, то для России это было бы выгоднее, чем сотрудничать с иностранными инвесторами, считают в Министерстве природных ресурсов РФ. Но, к сожалению, в России таких мощных национальных компаний пока не нашлось. Проект «Сахалин2», например, оценивается инвесторами в сумму порядка $10 млрд. Такие деньги вложить в нефтедобычу на шельфе Сахалина Россия не смогла. Достаточно давно осуществляется проект «Сахалин-1», находятся в стадии разработки другие проекты, но буровая платформа «Моликпак» в Охотском море пока одна, и нефть сегодня добывают только там. 80% процентов запасов Арктический шельф просто сказочно богат углеводородами. К концу 2002 г. в Баренцевом, Карском и Печорском морях, а также в районе Обской губы было открыто 15 месторождений нефти и газа. По классу крупности три из них относятся к уникальным, девять — к крупным, два — к средним и одно — к мелким. По нынешним оценкам, на арктическом шельфе сосредоточено до 80% потенциальных углеводородных запасов России. В пределах шельфа Баренцева моря выявлено 5 месторождений, и среди них — уникальное Штокмановское газоконденсатное месторождение (с запасами более 3,2 трлн. м). К значительным открытиям здесь следует отнести Ледовое и Лудловское (оба газоконденсатные) месторождения. Увеличение затрат Россия отстает от других стран в разработке нефтеносных шельфов, что объясняется наличием значительных запасов сырья в континентальной части. Кроме того, добыча на шельфе является более сложной задачей, чем на месторождениях суши. По информации Минпророды, время от начала поиска морского месторождения до получения первой продукции растягивается на десятки лет. Основной объем запасов нефти и газа в России сосредоточен в недрах шельфа арктических морей, характеризующихся суровыми климатическими условиями и экстремальной ледовой обстановкой. Без иностранных инвестиций не обойтись Как найти наиболее приемлемый для России выход из этой проблемы? Вопрос, безусловно, неоднозначный. Да, иностранцы имеют гораздо больше опыта и технических возможностей для разработки шельфов и их предложения гораздо дешевле и конкурентоспособнее, чем предложения отечественных разработчиков. Однако вполне естественно желание государства не отдавать крупнейшие месторождения полезных ископаемых на откуп иностранцам. Например, такие страны, как Мексика, Кувейт, Саудовская Аравия вообще не допускают иностранцев к своим природным ресурсам. С одной стороны, иностранцы готовы вложиться в разведку столь перспективного месторождения. С другой — они не хотят «зарыть в шельф», пусть даже очень перспективный, огромные суммы без твердой уверенности в окупаемости вложений. Ведь работы на арктическом шельфе России сопряжены с риском для инвесторов не только из-за сурового климата, нечетких границ и отсутствия инфраструктуры. Это преодолимо, по крайней мере, опыт аналогичных работ у иностранцев имеется. Государству достаточно лишь начать соответствующие работы, и бизнес тут же «придет на подмогу» со своими деньгами. Гораздо хуже отсутствие четко прописанных в законодательстве правил работы с иностранцами. Конечно, необходимо ликвидировать правовые пробелы. Главное же — стабильность общего инвестиционного климата в стране. Все это важно как для западных, так и для российских компаний. Весной 2005 г. Правительство РФ одобрило стратегию развития нефтяного континентального шельфа до 2020 г. По расчетам Министерства природных ресурсов РФ, добыча нефти на шельфе к 2010 г. должна составить 10 млн. т в год, к 2020 г. — 95 млн. т, при этом добыча газа в 2010 г. может составить 30 млрд. м, а еще 10 лет спустя — 320 млрд. м. Но в настоящее время изученность шельфов — не более 9–12%, что, по мнению разработчиков стратегии, позволяет ожидать открытия там крупных месторождений нефти и газа. Однако там, где ожидается большая выгода, и вложения велики. Только бурение одной скважины, по оценкам экспертов, будет стоить около $50 млн. С целью реализации стратегии Минприроды предлагает снизить основные ставки налогов и платежей для стимулирования вложений в освоение шельфа, а также использовать кредиты для операторов, освободить от налогообложений компании, проводящие геологоразведку, а также снизить импортные пошлины при поставках уникального технологичного оборудования. Главное — это технологии и выход на рынок Активность западных компаний в России теперь зависит только от желания российских нефтяников и газовиков работать с ними через совместные предприятия. Последние, кстати, уже активно работают на арктическом шельфе в паре с иностранцами. Так, «Газпрому» сейчас предстоит окончательно определиться с иностранными партнерами по совместной разработке Штокмановского месторождения, которое в 2010 г. должно быть введено в эксплуатацию. Председатель правления компании А. Миллер отмечает, что для «Газпрома» не является определяющим критерием размер инвестиций будущей компании-партнера. Главное — это «технологии и выход на рынок». Сроки ввода в разработку Штокмановского месторождения определяются в первую очередь спросом на газ и решением вопроса инвестиций. При более интенсивном варианте разработки газовых месторождений на шельфе Баренцева моря уже через 3 года после начала освоения можно говорить о введении первой очереди с объемами годовой добычи газа до 40 млрд. м, в дальнейшем, в течение следующих 6 лет, ее можно довести до 90–130 млрд. м. Общий объем затрат на реализацию первого этапа освоения Штокмановского месторождения запланирован в размере $10 млрд. Техническое решение по месторождению еще не принято. Рассматриваются «наиболее отвечающие условиям» варианты и их комбинации. Но так как еще никто не работал в подобных условиях, и некоторое оборудование из того, которое планируется применить на Штокмановском месторождении, еще никто никогда не использовал, велик риск всевозможных неполадок, связанных как с нетипичными климатическими условиями, так и с отсутствием у людей опыта обращения с подобной техникой. Обширную программу геологоразведочных работ на арктическом шельфе осуществляет принадлежащий «Газпрому» «Газфлот»: до 2010 г. эта компания планирует завершить разведку Северо-Каменномыского, Каменномысского-моря и Обского газоконденсатных месторождений и приступить к вводу их в разработку. Основные поисково-разведочные работы будут сосредоточены на Адерпаютинской и Южно-Обской площадях, а также на Семаковском и Антипаютинском газовых месторождениях. Будет также проведена доразведка морской части Харасавейского месторождения. В Печорском море планируется продолжить разведку Долгинского нефтяного месторождения. Нужна единая структура Опыт платформостроения в России невелик: только для Каспия. Что касается других государств, то оборудование для работы в ледовых условиях начали производить только норвежцы (газовое месторождение «Белоснежка», оператор — Statoil). Компания декларирует принцип нулевого ущерба окружающей среде. Среди методик — очистка и обратная закачка добытой воды, уменьшение эмиссий от работы платформ. Закачивают под землю и углекислый газ, чтобы уменьшить его выброс в атмосферу. Безусловно, ледовая обстановка в районе «Белоснежки» сильно отличается от условий, в которых планируется разработка российских месторождений, но это наиболее близкий по сложности вариант. Кроме этого, проектам разработки и Приразломного, и Штокмановского месторождений необходима развитая инфраструктура электроснабжения, транспорта. Все организации, заинтересованные в этом вопросе, ратуют за использование современного оборудования, отвечающего требованиям, которые предъявляют сложные климатические условия, говорят о необходимости создания единой координирующей структуры по вопросам ледокольного и буксирного обеспечения добычи, перевалки и транспортировки нефти, что, по мнению сотрудников Мурманского морского пароходства, снизит вероятность экологических катастроф на море и оптимизирует затраты добывающих компаний. Прирастать будем шельфом Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что нефтяные и газовые богатства России, несомненно, будут прирастать арктическим шельфом. Сколько полезных ископаемых здесь скрывается — точно не скажет никто, ясно только, что очень много. Однако ясно и другое: освоение шельфа — дело не одного года, и даже не одного десятилетия. И оно требует крупных финансовых вложений, разработки и внедрения совершенно новых технологий, создания мощной инфраструктуры. И, естественно, приступать к созданию всего этого необходимо именно сейчас, чтобы ко времени начала полномасштабного освоения подводных кладовых газовики и нефтяники оказались во всеоружии. Дата: 29.03.2006 Алексей Руднев "НефтьГазПромышленность" 2 (22)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||