|
|||||
1 стр. из 1 Утверждение о том, что 22 марта 2006 г. в «кремовом зале» санкт-петербургской гостиницы «Пулковская» яблоку негде было упасть, будет все-таки некоторым преувеличением. Но оно весьма близко к истине — «круглый стол» «Обеспечение экологической безопасности при реализации проекта строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ) в Балтийском море» не смог вместить всех желающих, так что его вскоре после начала пришлось перенести в более просторный конференц-зал отеля. Обсуждение этого вопроса, состоявшееся в рамках VII Международного экологического форума «День Балтийского моря», выявило огромный интерес к СЕГ, который объясняется масштабностью и многоплановостью проекта, но острой нехваткой информации по нему. В предыдущем номере нашего журнала (см. № 1/2006) мы постарались в какой-то мере восполнить этот пробел. Но, как говорится, конкретики все же не хватает… Поэтому ни в коей мере не умаляя значимости выступлений многочисленных докладчиков, а также учитывая многочисленные пожелания наших читателей, в этой публикации мы акцентировали внимание на «первоисточнике» — «Газпроме», которого на форуме представлял заместитель начальника Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа Сергей Сердюков. Информация, представленная ниже, почерпнута из его доклада и ответов на вопросы участников «круглого стола». «Эволюция» проекта «Газпром» имеет подписанные на период до 2020 г. контракты, по которым обязан осуществлять поставку в Европу как минимум 30 млрд. дополнительных м газа в год. При этом существующие (через Украину и Белоруссию) транзитные пути стареют — за исключением нового газопровода Ямал–Европа. «Возраст» этих систем приближается к своему предельному значению. Поэтому в 1997 г. в содружестве с финской компанией Neste было решено приступить к изучению возможности прокладки трубы по Балтике. Многое в тот период удалось сделать, была, в принципе, даже выбрана основная трасса. Но тогда появились определенные надежды на создание совместных предприятий на Украине и в Белоруссии, что практически на 6 лет отодвинуло реализацию этого проекта. Поэтому только в 2003 г. «Газпромом» было принято окончательное решение по строительству СЕГ. «Эволюция» решения о его прокладке начиналась с объема 19,2 млрд. м в год по одной нитке диаметром 1000 мм. Но очень скоро выяснилось, что этого недостаточно. Затем был рассмотрен и отклонен вариант с 30 млрд. м. На сегодняшний день определена окончательная цифра в 55 млрд. м. Чтобы обеспечить такой объем транспортировки, надо не только построить сам газопровод, но и развить сети на северо-западе России и севере Германии, т.к. кратчайшая трасса между этими странами оказалась вне зон прокладки основных газовых магистралей. Для того чтобы подключиться к ним, необходимо построить 917 км трассы в нашей стране и 450 — в Германии. Исходя из этих соображений, и были выбраны участники проекта (в составе совместного российско-германского предприятия ENGP Company, которое будет строить и эксплуатировать морскую часть газопровода): «Газпром», группа компаний BASF AG и концерн E.ON AG. Сложность поставленной перед ними задачи определена, в первую очередь, особым статусом Балтийского моря. Техническая сторона реализации проекта на сегодняшний день не вызывает больших вопросов, т.к. у участников проекта есть все возможности по использованию самых современных исследовательских и строительных средств. Поэтому основным вопросом становится обеспечение экологической безопасности как при строительстве СЕГ, так и при его эксплуатации. Изначально был определен принцип проектирования трассы — максимальное удаление от мест захоронения взрывоопасных предметов (ВОП), имеющихся в Балтийском море. Реализация этой задачи оказывается достаточно сложным делом. Бомбы, мины, химоружие… Начиная с 1997 г., был проведен целый ряд исследований по определению возможного маршрута. Последние работы были выполнены в 2005 г., по результатам которых сейчас и проводится деталировка трассы. Обследована полоса шириной 2 км, получены данные, позволяющие видеть абсолютно все крупные предметы, которые строители должны обязательно обойти на безопасном расстоянии. Это прежде всего затонувшие корабли, упавшие самолеты и крупные рыболовные снасти. Такая возможность для прокладки на сегодняшний день уже определена. Отдельная тема — захоронения химического оружия. Впервые вдоль всей трассы планируется проведение химического анализа придонных вод с тем, чтобы не допустить контакта с боевыми отравляющими веществами, прежде всего, при геотехнических исследованиях. Был обобщен опыт уже реализованных в Балтийском море проектов, который показал, что прежде практически никто не исследовал придонную воду на предмет наличия в ней отравляющих веществ, поступающих из химоружия с нарушенной в результате длительного нахождения в море оболочкой. Боеприпасы общего применения. В пределах возможной трассы установлено местонахождение всех предметов размером 4 м и крупнее. Остается лишь риск «встречи» с теми боеприпасами, которые когда-то были выстрелены или сброшены, но их количество, по мнению Сердюкова, — сравнительно небольшое, в «штучных величинах». Для того чтобы подробно исследовать такие ВОП, необходима совершенно другая техника. Эти работы будут проведены в течение 2006–07 гг. В этом году, например, планируется детальное прохождение всей длины трассы СЕГ по обоим ниткам (2 раза по 1200 км) для обнаружения на дне предметов массой 1 кг и более. Результатом столь масштабной работы в конце 2006 г. станет картографирование полученных данных. Как участники проекта будут поступать с выявленными боеприпасами? Разработан специальный регламент, который планируется согласовать со всеми странами, интересы которых затрагивает эта инструкция. Здесь следует отметить, что каких-либо нормативных документов, определяющих действия с обнаруженными ВОП, до последнего времени не существовало. А ведь только за последние 10 лет в прибрежных водах Балтийского моря были выявлены сотни боевых снарядов, бомб и мин. Часть из них взрывали на месте, очень небольшое количество пытались поднять и утилизировать на суше. Однако масштабность проекта СЕГ требует абсолютного единообразия действий в таких ситуациях. 50 лет — как минимум Теперь о дискуссии по поводу опасности газопровода для Балтийского моря. Состояние сегодняшних технологий, особенно металлургических и химических, позволяет применить лучшие материалы, обладающие «опытом» длительной подводной эксплуатации. На сегодняшний день в мире под водой уже лежит более 10 тысяч километров различных трубопроводов, имеющих высокие статистические показатели безаварийности. Для строительства СЕГ уже выбраны современные высокопрочные стали, максимальные запасы по надежности, будет применена усиленная изоляция от коррозии, кроме того, вся труба будет помещена в бетонную оболочку. В итоге морской участок СЕГ будет выглядеть так: стальное тело трубы ориентировочной толщиной 36 мм, затем полипропиленовая изоляция толщиной порядка 6 мм и, наконец, 8–10 см высокопрочного армированного бетона. Помимо этого, трубопровод будет иметь активную и пассивную электрохимическую защиту. На трассе СЕГ есть также участок (в бухте Грайфсвальда), где по экологическим требованиям труба будет помещена в траншею. Все это должно позволить эксплуатировать газопровод без снижения его производительности на протяжении не менее 50 лет. Укладка трубы будет производиться мощнейшими специализированными судами, способными в течение нескольких месяцев автономно работать в открытом море. Предстоит сделать выбор между двумя методами прокладки. В настоящий момент уже появились подобные суда четвертого поколения — с так называемым динамическим позиционированием. Их особенность заключается в том, что они осуществляют точное позиционирование на трассе без использования якорей — посредством целого ряда имеющихся на борту приводов. Ширина строительной полосы в данном случае составит всего 170 м. Применение же позиционных судов с якорным приводом увеличит это расстояние до 500 м. Дата: 29.03.2006 Валерий Чекалин "НефтьГазПромышленность" 2 (22)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||