В согласии с природой

1 стр. из 1

Метод наклонно-направленного бурения (ННБ) при строительстве новых и реконструкции существующих трубопроводов в последнее время получил широкое развитие во всем мире, в т. ч. и в России. За рубежом в настоящий момент фактически не используются традиционные технологии прокладки переходов через естественные и искусственные препятствия, например, с разработкой траншеи по дну реки. И на это есть свои, очень веские причины.

Уже осуществленные и только лишь намечаемые к реализации проекты трубопроводов, несмотря на все их технико-технологические и организационные отличия, в большинстве своем имеют одно очень важное сходство. На их трассах находятся естественные и искусственные преграды — реки и озера, автодороги и железнодорожные пути, здания и сооружения, преодоление которых с использованием традиционных технологий не эффективно, а в ряде случаев — просто невозможно. Данное обстоятельство и привело к бурному развитию современных технологий в этой области, и, в первую очередь, метода ННБ.

Общепризнанным российским лидером в этой отрасли является ООО ИПСК «НГС-Темпобур» — за последние годы коллективом компании данным методом выполнено более 300 переходов по всей территории нашей страны. Среди них переходы через такие крупные водные преграды, как Иртыш, Обь, Енисей, Дон, Сура и Волго-Донской канал.

Преимущества метода ННБ, подтвержденные, в том числе, и реализацией этих проектов, обусловлены следующими особенностями:
 -  глубоким заложением трубопровода, что является надежной защитой от внешних механических повреждений и исключает опасность обнажения трубопровода при русловых изменениях рек и повреждения его на судоходных участках;
 -  возможностью выполнения строительно-монтажных работ на ограниченных по размерам и площади стройплощадках;
 -  возможностью прокладки трубопроводов под лесами, гидротехническими сооружениями (дамбами, подводными трубопроводами), коридорами коммуникаций и другими естественными и искусственными преградами;
 -  отсутствием продолжительных и дорогостоящих работ по подготовке подводных траншей, водолазных и берегоукрепительных работ, балластировки трубопровода пригрузами или сплошным бетонированием;
 -  обеспечением сохранности естественного рельефа местности, береговых склонов и водного режима реки за счет исключения подводных, береговых, буровзрывных, берегоукрепительных и других работ, отрицательно воздействующих на речную экосистему и на прибрежный экологический баланс;
 -  возможностью строительства переходов в любое время года;
 -  увеличением срока службы подводного перехода до 40–50 лет.
 
Среди множества преимуществ, которыми обладает данный метод, в первую очередь, следует выделить его экологичность. Основными в числе принципиальных экологических преимуществ являются:
 -  предельная минимизация риска аварий, а, следовательно, и риска загрязнения рек в результате разлива нефти;
 -  применение современной техники в сочетании с отработанной технологией позволяет полностью исключить воздействие трубопровода на речную экосистему и свести к минимуму нарушения прибрежного экологического баланса, на восстановление которого требуются годы;
 -  сведение к минимуму площади отвода территории под стройплощадку по берегам рек;
 -  не затрагивается естественный рельеф местности, не производится массовая вырубка лесов, отсутствуют подводно-технические, водолазные, берегоукрепительные и земляные работы, отпадает необходимость в пригрузах и дополнительных устройствах;
 -  сохраняется структура и текстура окружающей почвы в зоне непосредственного проведения работ;
 -  эффективная схема утилизации использованного бурового раствора на основе экологически чистого бентонита (производства Германии) без ущерба для окружающей среды.
 
Уже на этапе проектирования перехода траектория бурения выбирается с учетом существующего контура реки и его будущего положения после естественного отклонения русла реки и размыва дна. Технология ННБ позволяет сохранить в неприкосновенности структуру грунта в зоне проведения работ, исключить какие-либо нагрузки на трубопровод, что практически исключает возможность его механического повреждения. И даже в случае возникновения аварийных ситуаций в непосредственной близости от него конструкция трубопровода и примененные при его сооружении материалы обеспечат высокий уровень экологической безопасности как в водоохранной зоне, так и на береговой полосе.

Значительное уменьшение риска аварий на водных переходах, сооруженных методом ННБ, позволяет повысить надежность поставок углеводородов, что очень важно для компаний-заказчиков данных объектов. Поэтому их не останавливает даже то обстоятельство, что стоимость строительства переходов в этом случае несколько выше, чем их сооружение традиционным траншейным способом.

— Анализ показывает, что метод ННБ все же позволяет заказчику получать интегральный экономический эффект, — отмечает генеральный директор ООО ИПСК «НГС-Темпобур» Виталий Парижер. — Во-первых, за счет ежегодной экономии на обязательном обследовании переходов, необходимом при традиционной технологии их сооружения. Во-вторых, из-за существенного снижения эксплуатационных расходов на водолазные исследования, подсыпку и укрепление размываемых трубопроводов, ремонт изоляции, укрепление берегов, затрат на соблюдение экологических норм и др. Кроме того, для заказчика важно то, что при строительстве методом ННБ на 25–45% уменьшаются объемы строительно-монтажных работ и значительно (от 2 до 20 раз) сокращаются сроки строительства переходов.

Учитывая высочайший интеллектуальный и технический потенциал «НГС-Темпобур», подтвержденный уже сооруженными уникальными переходами, можно сказать, что по западным стандартам она является не просто строительно-буровой, а крупной многопрофильной компанией в своем сегменте рынка. Компанией, в основу структуры и организации деятельности которой изначально был положен известный принцип выполнения работ «под ключ».

Работы производятся мощным парком строительно-монтажных машин и буровых комплексов, способных по своим техническим характеристикам (тяговые усилия от 8 до 450 т) сооружать самые сложные переходы — диаметром до 1420 мм и протяженностью до 2000 м включительно. Основной парк машин — это эффективные и надежные буровые комплексы производства фирм American Augers и Prime Drilling, наиболее приспособленные к работе в российских условиях.

При этом при выборе тех или иных технических и технологических решений одним из важнейших приоритетов производственной деятельности компании по-прежнему остается экологическая безопасность, жесткое следование которой закладывается уже на стадии проектирования. А использование современных машин и агрегатов с минимальным выбросом вредных веществ в атмосферу, а также сертифицированных расходных материалов и реагентов, соответствующих международным стандартам качества, сводит возможный ущерб экологии практически к нулю. В частности, мощность имеющихся буровых машин позволяет проводить работы на максимальном удалении от водных преград — за пределами водоохранной зоны.

Во время строительства переходов специалисты компании осуществляют постоянный мониторинг за состоянием окружающей среды. Эффективность такой работы подтверждается результатами независимой экологической экспертизы, проведенной после завершения строительства на целом ряде объектов. Анализ проб грунта, воды и воздуха показал отсутствие вредного воздействия проведенных работ на окружающую среду.

Приведенные примеры экономической и экологической эффективности метода ННБ свидетельствуют о больших перспективах, которые могут существенно возрасти в случае снятия ограничений по его применению. Главные из них — наличие в грунте валунов и содержание галечника в объемах, превышающих 30%. Серьезным препятствием также являются геометрические характеристики перехода — большая длина и значительный диаметр.

Однако технология ННБ, используемая в «НГС-Темпобур», постоянно модернизируется — уже стало возможным успешное строительство переходов в скальных породах, сильно-текучих грунтах и других геологических условиях, которые в начальный период становления являлись непреодолимыми. В частности, компанией освоена технология бурения скважины в текучих водонасыщенных грунтах, основанная на подборе особых свойств бурового раствора.

Неразрешимой до последнего времени задачей являлось также и строительство переходов в гравийно-галечниковых грунтах, в которых ни один бентонитовый раствор не был способен удерживать свод скважины от обрушения. Предложенное специалистами «НГС-Темпобур» использование предварительного закрепления грунтов тампонажными растворами на основе цемента позволило сохранить створ скважины от обрушения и обеспечить протаскивание дюкера.

— Мы считаем, что есть две основные задачи, от успешного решения которых зависит судьба любого проекта, — подчеркивает Виталий Парижер. — Это, во-первых, тщательная подготовка самого проекта, причем на всех стадиях, и, во-вторых, соблюдение режимов бурения и правильное применение инструмента при проведении работ. Главная наша перспектива — всемерное совершенствование технологии ННБ. Поскольку до сегодняшнего дня наша компания успешно осуществляла все более сложные проекты, постоянно повышая качество и сокращая сроки строительства трубопроводных переходов, мы уверены, что и эта задача нашим специалистам по плечу.

К сказанному гендиректором «НГС-Темпобур» остается добавить лишь то, что отмеченное им повышение качества, несомненно, только укрепит фирменный стиль деятельности компании — жить и работать в согласии с природой.

Дата: 29.03.2006
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 2 (22)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!