1 стр. из 1
Листаю свою визитницу. Она у меня весьма внушительных размеров — формата А4. Вместилище для более полутысячи визиток. За каждой из них конкретные лица, общественные институты и события. Визитки государственных деятелей, городских чиновников, ученых, банкиров, президентов компаний, профсоюзных боссов, партийных лидеров, театральных режиссеров и системных администраторов соседствуют с визитками адвокатов, врачей, дизайнеров, дипломатов, издателей, художников и журналистов — всех в одной статье и не перечислить. Визитки соотечественников и иностранцев. Моя частная и общественная жизнь, наша общая история.
Визитки отличаются по оформлению, цвету и размеру. Самая большая у российского консультанта-косметолога, а самая маленькая у представителя изящных искусств Италии. Оформление визитки высокого государственного чиновника выглядит довольно скромным по сравнению с украшенной голограммой и тисненной золотом визиткой менеджера маленького предприятия. Задумываюсь над тем, правильно ли это? А еще сожалею, что в моей коллекции нет визитной карточки премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, с которым довелось случайно встретиться в одном из маленьких художественных салонов Санкт-Петербурга. И все потому, что на тот момент я сомневалась в возможности применения одного из правил обмена визитками в дипломатических и деловых кругах. Подобные нотки сожаления часто слышу и от своих коллег и клиентов. Избежать этих и других трудностей можно, усвоив несколько простых правил. Следование им может обернуться «золотом» в отношениях, да и просто золотом.
Правило 1
Визитная карточка — практичное средство делового общения. Еще три века назад ими обменивались ученые, литераторы, дипломаты. Их посылали в ответ на всякую любезность — приглашение, подарок и т.п., — а также оставляли, заехав с визитом и не застав хозяев дома. Кстати, сегодня невозможно с точностью сказать, когда именно и где возникли первые визитные карточки. Китайцы приписывают это изобретение себе, впрочем, как и французы. Однако установлено, что уже в 1786 г. в Лейпциге на бумажной фабрике продавались визитные карточки, которые мало чем по форме отличались от нынешних.
Современный деловой мир взял на вооружение преимущества визиток, описанные еще в руководстве «Хороший тон» 1889 г. издания. В нем говорится, что визитки часто избавляют стороны от взаимного докучания и, заменяя личный визит, служат знаком уважения. Карточки удовлетворяют требованиям приличия и сберегают время.
Практический смысл современной визитной карточки в том, что она дает информацию об имени, отчестве, фамилии, должности, звании, учреждении, в котором работает ее владелец, номере его телефона, электронном адресе и сайте в Интернете. Это избавляет от ошибок в произношении имени и фамилии и не требует напряжения памяти.
Правило 2
Обмен визитными карточками — сигнал о желании продолжить общение. Люди обмениваются визитными карточками при знакомстве и представлении, рассчитывая на дальнейшее общение. Так что, когда вы идете на встречу с деловыми партнерами, визитная карточка просто необходима. Визитка — ваше мини-портфолио, в котором содержится закодированная информация о вашей биографии, карьере, статусе, личностных особенностях, моральных качествах и, наконец, ваших координатах в пространстве бизнеса и не только. Бывает достаточно одного лишь взгляда на визитку, чтобы в памяти всплыл подробный образ ее владельца: его внешний вид, поведенческие реакции, манера речи и обстоятельства встречи.
Проделайте небольшой опыт. Разложите на столе визитные карточки участников последней встречи, определите ранг значимости каждого делового знакомства — от самого высокого до самого низкого, переложите карточки в соответствии с установленным рангом. Теперь вам ясно, кому из новых знакомых написать или позвонить первому?
Правило 3
Размер визитной карточки обычно соответствует статусу владельца. Размер современных визиток — 5Ч9 см, а для женщин (в качестве супруги, а не в силу занимаемой должности) — 4Ч8 см. Высшие должностные лица иногда имеют визитные карточки размером 6Ч10 см. В этом случае длина и ширина карточек их жен будут на один сантиметр меньше. Но такая практика наблюдается не везде — в Великобритании, например, визитные карточки женщин, наоборот, больше мужских.
Как здесь еще раз не припомнить самую большую из имеющихся у меня визиток — консультанта-косметолога — размером 5Ч10,5 см. Им, видимо, руководили не формальные принципы, а сильное желание казаться более значимым, вызвать доверие к своей деятельности и той продукции, дилером которой он является.
А каковы размеры вашей визитной карточки? Достаточно взять линейку и замерить стороны. Только не стоит, в случае чего, хвататься за ножницы (визитка должна быть аккуратной!). Но при заказе следующей партии постарайтесь учесть общепринятые стандарты.
Правило 4
Дизайн визитной карточки отражает представление владельца о себе, реальное или идеальное. Чтобы не вводить новых партнеров в заблуждение относительно вашего «Я», целесообразно тщательно продумать дизайн. Визитки должны отличать не броскость шрифта, сияние золота и экстравагантность дизайна, а строгость и благородство. Карточки рекомендуется заказывать на хорошей бумаге — белой или слегка тонированной, а надпись выполнять лишь черным. Впрочем, если есть потребность выразить себя более ярко, то допускаются эксперименты с цветом: от розового до черного. Эстетический вкус и чувство меры помогут избежать нелепых ошибок и неловких ситуаций.
Правило 5
У одного человека может быть несколько визитных карточек. На визитке официального лица печатаются только имя, отчество, фамилия и должность — без указания номера телефона, домашнего и служебного адресов не публикуются. На карточке другого вида обозначается только должность (например, посол). Третий вид используется только для неофициальных случаев, в ней печатается имя, отчество и фамилия официального лица. Визитная карточка без указания должности посылается только женщинам.
Что касается обычной деловой практики, то на визитке обычно указываются фамилия, имя, отчество, место работы, должность, адрес, служебный телефон, телефакс, электронный адрес и сайт в Интернете.
Правило 6
Из двух сторон визитки одна остается пустой. Таково негласное международное правило. Тем не менее, россияне активно используют двусторонние визитные карточки на английском и русском языках. Причем, одни видят в этом символ престижа и статуса, а другие — возможность сэкономить. Но! Оборотная сторона карточки предназначается для записей и должна оставаться пустой. Поэтому рекомендуется заказывать визитные карточки отдельно на русском и отдельно — на языке делового зарубежного партнера.
На визитных карточках россиян, напечатанных на западных языках, указывается сначала имя, затем заглавная буква отчества и фамилия. Кстати, визитка зарубежного коллеги может ввести в заблуждение относительно первого имени. Так, на визитных карточках, напечатанных на китайском языке, на первом месте будет фамилия, затем два имени. Но на карточках китайцев на других языках порядок следования имен может быть обратным. Если возникли сомнения, лучше спросить.
Правило 7
Использование визитных карточек диктуется ситуацией. Во многих странах приняты сокращения соответствующих французских слов, которые нередко приписывают по случаю чернилами или простым карандашом (что более правильно) в левом нижнем углу визиток
Поздравления.
P.F. - pour feter - чтобы поздравить (поздравляет).
P.F.N.A. - pour feter le Nouvel An - чтобы поздравить с Новым годом (поздравляет с Новым годом ).
P.R.F.N.A. - pour remercier et pour feter le Nouvel An - чтобы поблагодарить и поздравить с Новым годом (благодарит и поздравляет с Новым годом).
Выражение соболезнования.
P.C. - pour condoleances - для соболезнования (соболезнует).
Выражение благодарности.
P.R. - pour remercier - чтобы поблагодарить (благодарит).
Отъезд из страны.
P.P.C. - pour prendre conge - чтобы попрощаться (прощается).
Представление.
P.P. - pour presenter - чтобы представить (представляет).
Визитная карточка может также выполнять функцию приглашения на прием. В этом случае вверху на визитной карточке пишутся имя и фамилия приглашаемого лица, а внизу указывается наименование приема (завтрак, коктейль и т.д.), место, где он состоится, число и время.
При перемене адреса со старой визитной карточкой обязательно посылается новая, на которой сообщаются новые реквизиты. Они никогда не подписываются, и дата на них никогда не проставляется.
Использование визиток не огранивается указанными выше случаями. Ими также обмениваются при знакомстве, их оставляют во время визита, посылают после него (если не наносится ответный визит), с ними пересылаются подарки, цветы, альбомы, книги, газеты, журналы, билеты в театр, фотографии и пр.
Правило 8
Пересылка по почте и другие действия с визитными карточками зависят от местной практики. Визитные карточки можно посылать почтой или с курьером. В этих случаях карточки вкладываются в специальный конверт с указанием имени, фамилии и должности адресата. В конверт на имя одного лица могут быть вложены несколько визитных карточек от разных лиц. Если в одном конверте посылаются визитные карточки сразу нескольким лицам, то в левом верхнем углу каждой визитной карточки указывается фамилия лица, которому она адресована.
Среди врученных мне визиток есть карточки с загибами. Их владельцы — коллеги из Англии, Испании и Франции — выразили таким образом особое уважение к моей персоне, а еще — пробудили мой профессиональный интерес к подобным манипуляциям.
Оказывается, визитные карточки, направляемые в конверте, не загибаются. Рекомендуется по возможности написать несколько строк на визитной карточке, чтобы не допустить возможность ее использования позднее каким-либо посторонним лицом в неблаговидных целях.
Визитная карточка, передаваемая ее владельцем лично адресату, загибается в зависимости от местной практики. В некоторых странах для этого используют верхний правый или левый угол, в других — всю правую или левую сторону визитной карточки. В российской практике при нанесении визита загибают правый верхний угол визитной карточки или правую сторону по всей ее ширине.
Фамилия лица, которому оставляется визитная карточка, не пишется. Если загнутую карточку доставляет шофер, курьер, или она отправляется по почте, то это считается грубым нарушением этикета.
На полученные или завезенные визитные карточки полагается давать ответ также визиткой в течение 24 часов. Вручать свою карточку с выражением благодарности и других чувств лично адресату не принято.
Правило 9
Очередность вручения визитной карточки зависит от возраста, статуса и пола сторон. После состоявшегося знакомства первым оставляет свою визитную карточку тот, чей ранг ниже. При прочих равных условиях во внимание принимается возраст — младший по возрасту оставляет свою карточку первым. Женщины никогда не оставляют свою карточку в доме холостого мужчины. После представления женщине мужчина должен как можно скорее, но не позднее, чем в течение недели, направить ей свою визитку, а также карточку для ее супруга, даже если он не был ему представлен. Всем гостям, присутствовавшим на завтраке, обеде или вечернем приеме (исключая приглашение на чай) следует, если они не посылали писем с выражением благодарности, оставить в течение недели свою визитную карточку в доме хозяйки.
Правило 10
Обмен визитными карточками в формальных бизнес-культурах — это отдельный ритуал. Многие приезжающие в Соединенные Штаты (пример эгалитарной культуры, в которой считается, что все люди равны) шокированы тем, как небрежно американцы относятся к визиткам. Они могут засунуть ее в задний карман, швырнуть на стол, нацарапать на ней что-то или даже использовать ее вместо зубочистки за столом.
Более формальные культуры (общества со строго иерархической организацией) относятся к визитным карточкам с большим уважением. В Японии, например, обмен визитными карточками должен соответствовать отдельному ритуалу мейши. Карточку всегда вручают и принимают двумя руками, внимательно рассматривают в течение четырех-пяти секунд, кладут почтительно на стол заседаний напротив владельца карточки, а затем так же почтительно кладут в кожаный — не пластиковый! — блокнот для карточек.
Можно утверждать, что эта церемония распространена и в большинстве районов Восточной и Юго-Восточной Азии — очень иерархических глобальных рынках. Там считают, что относиться к визитным карточкам нужно с таким же уважением, с каким мы относимся к людям, вручающим нам эти карточки. Не случайно в Юго-Восточной Азии визитные карточки называют именными.
В арабских странах следует вручать свою визитную карточку только правой рукой. Это связано с существующими в исламской культуре табу на использование левой руки, считающейся нечистой.
Следует заметить, что сейчас не только отечественные бизнесмены усиленно изучают кросс-культурные различия бизнес-протокола и этикета. В одном из пособий для деловых кругов Америки я обнаружила следующие рекомендации по обмену визитками с российскими коллегами: «Привозите с собой много визитных карточек, которые отражают название вашей организации и любые степени. Не удивляйтесь, если у вашего российского коллеги карточки не будет». Выражаю надежду, что наши читатели впредь будут вызывать у зарубежных и отечественных коллег ожидаемое, но приятное удивление из-за… наличия визитных карточек и умения пользоваться ими соответствующим образом.
Дата: 29.03.2006
М. И. Килошенко
"НефтьГазПромышленность" 2 (22)
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!