Перспективный бизнес

1 стр. из 1

В 2005 г. российский рынок лизинга продолжал динамично развиваться. Объем «нового бизнеса» составил $5,1 млрд., доля лизинга в ВВП — 0,99 %, а в инвестициях в основные средства — 5,7 %. Основными тенденциями прошедшего года стали, во-первых, выход компаний на новые для них сегменты, во-вторых, активная автоматизация лизингового бизнеса, связанная с ростом конкуренции и появлением необходимости с одной стороны обслуживать массовые сделки, а с другой — сложные комплексные проекты. В-третьих, лизинговые компании стали активнее работать в регионах и, кроме того, заметно увеличилось число сделок с малым и средним бизнесом.

Несмотря на значительные объемы новых сделок, в 2005 г. произошло снижение темпов роста рынка. Прирост лизинговых платежей сократился с 66 % в 2004 г.до 40 % в 2005, а прирост объема профинансированных средств1 — соответственно с 51 % до 44 % (рисунок 1). При этом объем лизинговых платежей, полученных 113 лизинговыми компаниями за 2005 г.,составил $2,8 млрд., а объем профинансированных средств — $3,9 млрд.

Рис. 1. Темпы прироста лизинговых платежей и объема профинансированных средств в 2002–2005 гг. (%)

Примечание. Источник: «Эксперт РА»

Замедление темпов роста в последние годы в первую очередь связано с «взрослением» рынка и сопутствующим ему изменением структуры, удлинением средних сроков лизинговых сделок, а также графиков платежей и финансирования, в том числе с появлением сделок, близких к проектному финансированию. Период становления рынка закончился, конкуренция от года к году усиливается, на рынок начинают выходить крупные западные игроки, и лизинговые компании, оценив ситуацию, пере-шли к продуманному и взвешенному развитию бизнеса.

В 2005 г. рынок существенно вырос. Локомотивом роста стал сегмент железнодорожного транспорта и автотранспорта, лизинг сельскохозяйственной, авиационной и строительной техники. Объем текущих сделок2 в этих секторах вырос в несколько раз (рисунок 2). Лидером роста стал лизинг железнодорожного транспорта. Объем сделок на этом сегменте рынка вырос в 5 раз — с $387 млн. в 2004 г. до $1,9 млрд. в 2005 г. Реальный рост наблюдался также в сегменте автотранспорта — объем сделок здесь увеличился практически в 2 раза и составил более $1,7 млрд., что было вызвано не только ростом спроса, но и увеличением числа сделок благодаря внедрению скоринговых процедур оценки лизингополучателей ведущими участниками. Объем сделок в негосударственном секторе лизинга сельского хозяйства вырос в 1,8 раза, авиатехники — в 1,98 раза. Рынок строительной техники также развивался достаточно динамично — он увеличился с $142 млн. в 2004 г.до 394 млн. в 2005 г.

Рис. 2. Объем сделок с некоторыми видами оборудования в 2004–2005 гг. (млн. долл.)

Примечание. Источник: «Эксперт РА»

Динамичный и популярный

Строительная техника является высоколиквидным инструментом, а потому пользуется большой популярностью и у крупных, и у небольших компаний. В результате для самого сегмента характерно сочетание высокого уровня конкуренции с высоким уровнем спроса и достаточно широким распространением на территории России. Как по уровню спроса, так и по уровню конкуренции, по оценкам самих лизинговых компаний, лизинг строительной техники уступает только легковому и грузовому автотранспорту.

Лизинг строительной техники не только популярен, но и доступен — средняя сумма лизинговой сделки составляет $278 тыс., что сравнимо со сделками в области древообрабатывающей техники и в 2 раза ниже, чем по лизингу сельхозтехники. И эта его черта только стимулирует дальнейший рост: объем нового бизнеса лизинговых компаний со строительной техникой составил порядка $230 млн., а его доля в общем объеме нового бизнеса — 4,5 %. В этом плане лизинг строительной техники уступает лизингу железнодорожного транспорта (22,4 %),грузового и пассажирского автотранспорта (соответственно 7,5 % и 8,1 %), авиатехники (7,3 %), сельскохозяйственной техники (8,2 %)энергетического оборудования (5,5 %). Темпы роста рынка впечатляют. Так, за год он увеличился более чем в 2,5 раза, конкурируя по этому показателю с сегментом лизинга недвижимости и опережая лизинг автотранспорта.

Лизинг строительной техники представляет интерес для существенного числа компаний — более 62 % участников исследования, проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА» в конце 2005 г., занимаются лизингом в сфере строительной техники. Однако число компаний, специализирующихся на этом сегменте лизинга (компании, у которых объем текущих сделок на данном сегменте рынка лизинга в общем объеме сделок составляет 50 % и более), относительно невелико. Среди опрошенных таких компаний три: одна московская и две дальневосточных («Бэлти-Гранд», «СДМТ» и «Яков Семенов»).

А вот уровень концентрации на рынке лизинга строительной и дорожно-строительной техники ниже, чем у большинства других сегментов рынка лизинга. При этом в сфере лизинга строительной техники доля пяти ведущих компаний составляет 52 %, а доля десяти — 73 %. При этом 20 компаний контролируют 90 % данного сегмента.

Распределение лизинговых компаний, работающих со строительным и дорожно-строительным оборудованием, по регионам имеет практически ту же структуру, что и общее распределение. Наибольшая доля базируется в Москве (41 %), значительное число компаний находится в федеральных округах Приволжском (16 %) и Уральском (12 %), в Санкт-Петербурге (9 %), примерно равное количество в Сибирском, Центральном (без учета Москвы) и Южном округах (4–6 % в каждом) и совсем немного (2 %) в Северо-Западном округе (без учета Санкт-Петербурга).

Секрет успеха

Популярность и высокие темпы роста лизинга строительной техники объясняются тем, что он гораздо выгоднее простой покупки. Одним из основных преимуществ лизинга как способа приобретения строительного оборудования является то, что он позволяет приобрести технику в рассрочку и при этом сэкономить на налоге на прибыль и налоге на имущество.

Основным ресурсом для сокращения налога на прибыль является себестоимость. Во-первых, фирма имеет право относить на себестоимость все платежи по лизинговой сделке независимо от того, эксплуатируется оборудование или нет. Во-вторых, совершая сделку купли-продажи, фирма, на балансе которой находится объект недвижимости во время действия договора лизинга, получает возможность уменьшать налогооблагаемую прибыль на величину амортизационных отчислений. И лизинг в этом случае имеет бесспорное преимущество перед непосредственной покупкой имущества — законодательно за лизинговыми сделками с имуществом закреплено применение коэффициента ускоренной амортизации. Используя, например, максимально возможный коэффициент ускоренной амортизации, равный трем, лизингополучатель получает возможность относить на себестоимость произведенных товаров и услуг в три раза большую сумму износа за аналогичный промежуток времени, чем при условии покупки имущества. И, наконец, в себестоимость производимых товаров и услуг могут быть включены проценты по используемому банковскому кредиту (в размере, не превышающем увеличенную на 10 % ставку рефинансирования ЦБ). Если учесть, что ставка по кредитам в большинстве банков находится в диапазоне от 17 % до 22 % годовых в рублях, то получается, что разница между коммерческой ставкой и разрешенной к списанию на затраты составляет 3–8 %. Соответствующая сумма вычитается из чистой прибыли предприятия при расчете налога на прибыль.

Дополнительная экономия по налогу на прибыль стала возможной благодаря последним поправкам в Налоговом кодексе. Во-первых, с 1 января 2006 г. организации имеют право списать на расходы единовременно 10 % первоначальной стоимости основных средств при их приобретении, а также 10 % расходов при их достройке, дооборудовании, модернизации, техническом перевооружении или частичной ликвидации. Во-вторых, разрешен вопрос, касающийся дооборудования или модернизации объекта лизинга лизингополучателем — неотделимые улучшения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается последним, будет подлежать амортизации у арендатора и не будет облагаться налогом на прибыль у арендодателя.

Другим положительным эффектом использования лизинга является уменьшение выплат по налогу на имущество. Уменьшение суммы налога происходит за счет сокращения сроков амортизации активов с учетом того, что базой является среднегодовая стоимость имущества. Так, применение ускоренного коэффициента амортизации, равного 3, снижает величину налога на имущество в 2 раза. Применение коэффициента, равного 2, увеличивает эффективность лизинговой сделки на 5–10 %. Кроме того, применение ускоренных норм амортизации позволяет значительно уменьшить цену выкупа имущества к моменту окончания лизинговой сделки за счет значительного уменьшения балансовой стоимости имущества.

Важным преимуществом лизинга является то, что в дальнейшем он облегчает возможность получения банковских кредитов. Дело в том, что задолженность по лизингу, в отличие от задолженности по кредиту, незначительно отражается на балансе предприятия. Одновременно лизингополучатель, пусть опосредованно, через лизинговую компанию формирует некое близкое подобие кредитной истории.

Дата: 05.06.2006
А. Н. Мурзина
"СтройПРОФИль" 4 (50)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!