|
|||||||||||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 Основы постановки и решения современных проблем технического регулирования установлены Федеральным законом № 184 «О техническом регулировании». Этим законом предписывается проведение большой работы по совершенствованию системы нормативных документов, из которых принципиально новыми являются технические регламенты. Предусмотрены существенные изменения в системах стандартизации и подтверждения соответствия. Законом установлен 7-летний переходный период, в течение которого должны быть подготовлены все новые нормативно-правовые документы. Основная цель закона — максимально приблизить систему технического регулирования России к международной и европейской системам. Тем самым предполагается устранить барьеры в торговле, содействовать выходу отечественных товаров на мировой рынок, а также обеспечить равные условия для наших и зарубежных производителей на российском рынке. Технические регламенты в соответствии с законом о техническом регулировании имеют статус федеральных законов со всеми вытекающими последствиями. Только в техническом регламенте могут содержаться обязательные требования к продукции и услугам. Только на соответствие этим требованиям может проводиться любое подтверждение соответствия, т. е. та процедура, которую мы в настоящее время называем сертификаций. С введением в действие закона о техническом регулировании ранее обязательные государственные стандарты стали документами добровольного применения. Такая же участь ожидает «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и все другие нормативные документы после вступления в силу соответствующих технических регламентов. Введение закона о техническом регулировании потребовало разработки большого массива новых нормативных документов по следующим направлениям:
Проект общего технического регламента «О безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования» также разработан и находится в Минпромэнерго. Проходит подготовка по передаче его правительству. В настоящее время завершается разработка проектов специальных технических регламентов «О безопасности подъемно-транспортного оборудования и процессов его эксплуатации» и «О безопасности лифтов». Оба проекта прошли необходимые по процедуре подготовки технических регламентов двукратные общественные слушания и вскоре будут переданы в Минпром-энерго. В этих проектах устанавливаются дополнительные требования безопасности к соответствующим машинам и процессам их эксплуатации. Необходимо отметить, что упомянутые технические регламенты, судя по их проектам, будут содержать исключительно основные требования. Параметры, обеспечивающие выполнение этих требований, должны быть приведены в национальных стандартах. Например, в проекте специального технического регламента «О безопасности подъемно-транспортного оборудования и процессов его эксплуатации» приведено требование: «…металлические конструкции ПТО должны исключать возможность разрушения, потери устойчивости, развития и накопления остаточных деформаций, превышающих установленные значения, что должно подтверждаться расчетами и испытаниями…». Привести в техническом регламенте исчерпывающие требования по расчету и испытаниям оказалось невозможным из-за большого объема сведений. Хотя такое решение противоречит, строго говоря, закону «О техническом регулировании» в существующей формулировке, инженерная общественность остро почувствовала необходимость в нем [1]. С этой целью в проекте технического регламента «О безопасности машин и оборудования» предусмотрено специальное применение документов в области стандартизации для обеспечения безопасности машин и оборудования и подтверждения соответствия. Для обеспечения проектировщиком (разработчиком) и изготовителем безопасности машин и оборудования, а также для подтверждения соответствия предлагается использовать национальные стандарты и другие нормативные и технические документы. Но в этой связи не могут использоваться любые стандарты. Устанавливается перечень национальных стандартов, добровольно применяемых для соблюдения требований технических регламентов. Этот перечень должен быть утвержден Национальным органом по стандартизации и опубликован в официальном издании Федерального органа по техническому регулированию. Если стандарт или его положения перестают соответствовать требованиям безопасности технических регламентов, то стандарт подлежит актуализации в соответствии с требованиями технического регламента или в целом исключается из официально утвержденного перечня. Текст технического регламента остается без изменения. Таким образом, зарождается двухуровневая система технического регулирования по схеме технический регламент — национальные стандарты. Успех такого подхода, подтверждается, например, европейским опытом. Так называемая Директива о безопасности в машиностроении [2] устанавливает общие требования, а конкретная реализация этих требований осуществляется через европейские стандарты. Из сказанного следует, что для практического применения технических регламентов в общем случае потребуется существенный объем национальных стандартов, гармонизированных с соответствующими техническими регламентами. Объем этих стандартов, например, в машиностроении будет многократно превышать объемы самих технических регламентов. Без гармонизированных национальных стандартов технические регламенты будут «мертворожденными детьми» [1]. Поэтому практически целесообразно уже сейчас, не дожидаясь завершения процедуры утверждения технических регламентов, разворачивать работу по созданию гармонизированных национальных стандартов. В самом деле, проекты технических регламентов достаточно ясно очертили их содержание, которое по мере прохождения процедуры, установленной законом, не может существенно измениться. Таким образом, уже сейчас видна ясная перспектива разработки нацио-нальных стандартов, и соответствующие руководители должны бы озаботиться решением этой проблемы. В соответствии с законом о техническом регулировании технические регламенты и другие нормативные документы технического регулирования (национальные стандарты) могут и должны разрабатываться с учетом требований и на основе международных стандартов. Только в исключительных случаях допускается игнорировать требования международных стандартов. Для этого должно быть признано невозможным применение требований международных стандартов вследствие их несоответствия климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, например, когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия соответствующего международного стандарта или отдельного его положения. В связи со сказанным ряд организаций принимает участие в национальной и международной стандартизации. Как уже говорилось, стандарты являются документами добровольного применения. Поэтому их роль как документов технического регулирования существенно изменилась. Их использование становится необязательным. В мире существует одна международная организация по стандартизации ИСО (ISO) и две региональные: Европейская организация по стандартизации ЕН (EN) и Регио-нальная организация по стандартизации, включающая страны Содружества Независимых Государств (Евро-Азийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации). Между ИСО и ЕН принят ряд соглашений, препятствующих дублированию или созданию противоречивых документов. С Евро-Азиатским советом подобного рода соглашения пока не заключались. Заключено соглашение (программа TASIS) между Правительством России и Европейской комиссией по стандартизации о взаимном сближении разрабатываемых нормативных документов технического регулирования. Россия принимает активное участие в работе ИСО. Эту работу в области поднадзорной техники целесообразно рассмотреть на примере кранов. Международные стандарты по кранам в ИСО разрабатывает технический комитет ТК 96 —краны. В нем создано 9 подкомитетов (ПК). Сведения о них приведены в таблице. Как видно, международная стандартизация в ИСО охватывает практически все аспекты создания и эксплуатации кранов. Россия активно работает в ТК 96, начиная с 1965 г. В течение последних 15 лет внимание к международной стандартизации в области краностроения постоянно снижалось. В настоящее время научно-исследовательские организации ВНИИстройдормаш, ВНИИптмаш и другие практически прекратили работу в техническом комитете ТК 96. Ранее на базе ВНИИстройдормаша существовала советская часть ИСО, образованная Минстройдормашем. Сюда входили наиболее авторитетные научные и технические работники. Работа велась по всем направлениям ТК 96. Все документы, разрабатывавшиеся в ТК 96, переводились на русский язык, и с ними знакомился широкий круг специалистов, на основании отзывов которых формировалось отношение специалистов нашей страны к разрабатываемым документам. Сейчас более или менее планомерно ведется работа только в тех подкомитетах ТК 96, секретариаты которых ведет Россия (секретариат 2-го подкомитета «Терминология» ведет Инжтехцентр — организация, учрежденная Ростехнадзором, ответственный секретарь Ф. Э. Микушевич, секретариат 4-го подкомитета «Краны. Методы испытаний» ведет НИИкраностроения, ответственный секретарь — проф. А. А. Зарецкий). Для активизации работы в области подъемно-транспортного оборудования Ростехнадзор в рамках технического комитета по стандартизации № 289 наметил организацию так называемой рабочей группы. Она должна стать аналогом ранее существовавшей советской части ИСО. Она будет включать экспертов по разработке международных и национальных стандартов, переводчиков и технических работников.
Дата: 05.06.2006 А. А. Зарецкий "СтройПРОФИль" 4 (50)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||||||||||||||||||||||||||||