Высоты, которых мы достигаем

1 стр. из 1

Символично, что первый номер «Федерального строительного рынка» за 2006 г. открывает материал более чем федеральный и строительный. Это статья-репортаж об открытии второй очереди угольного терминала в Усть-Луге, которое состоялось 24 января 2006 г. в Ленинградской области в присутствии Президента РФ В. В. Путина. На торжественное открытие, благодаря любезному содействию пресс-службы Октябрьской железной дороги, был приглашен и редактор нашего журнала. Таким образом, мы оказались единственным строительным отраслевым средством массовой информации, присутствовавшим на торжественном мероприятии такого масштаба. Находясь буквально в трех метрах от главы государства, редактор сделал ряд снимков, которыми иллюстрируется данная статья.

Осмотрев терминал, глава государства обратился к присутствовавшим:
— С начала 90-х гг. мы говорили о том, что Петербург, Ленинградская область, весь Северо-Запад России должны использовать свое конкурентное преимущество, свои естественные преимущества, связанные в том числе и с географическим положением. С начала 90-х гг. мы говорили практически обо всех проектах, которые сегодня обсуждаем с точки зрения их практической реализации. Мы тогда об этом только мечтали. Сегодня мы можем сказать, что мы развернули масштабную работу, по-настоящему большую работу по развитию транспортной структуры всего Северо-Запада России. Действительно, три года назад мы запустили порт Приморский, сейчас — первая фактически очередь запускается — это угольный терминал здесь, в Усть-Луге.

Усть-Лужский порт для нас крайне важен. Это один из самых крупных инфраструктурных проектов России последних десятилетий. В этом году, ожидается где-то около пяти — четыре с половиной млн. т оборота. Важно реализовать все, что задумано, а мы обязательно это должны сделать: это и генеральные грузы, и контейнерный терминал. Работы фактически начались.

Нужно обязательно сделать паромную переправу, которая соединит Петербург с Калининградом и с портами Германии. Нужно построить ряд других терминалов — зерновой и перегонки нефти и нефтепродуктов.

Вот если мы все это сделаем, то действительно сможем выйти к следующему году на 10 млн., а к 2010 г. — где-то на 32–35 млн. т перевалки грузов. Это уже серьезная инфраструктурная задача, серьезный инфраструктурный проект европейского масштаба.
Мы развиваем нашу инфраструктуру. Но отмечу, что и сегодня примерно одна треть грузов уходит в порты наших конкурентов, наших соседей, в страны Балтии и в Финляндию. Мы не будем силой загонять перевозчиков сюда, на нашу территорию. Но для того чтобы перевозчики сюда пришли, нужно изначально стремиться к такому результату, который будет достигнут в работе по угольному терминалу.

Это касается высокого технологического, технического оснащения всей инфраструктуры, которая создается на Балтике. Это касается развития транспортных инфраструктурных сопутствующих проектов, связанных со строительством шоссейных и железных дорог. Это, конечно, связано с повышением уровня и улучшением администрирования. Без этого невозможно будет привлечь сюда перевозчиков грузов. И именно по этому пути мы будем идти. Не по пути административных принуждений перевозчиков, а по пути создания лучших условий для работы, более конкурентоспособных условий. Мы в состоянии это сделать, и мы обязательно это сделаем.

И еще один вопрос, на который я бы хотел обратить внимание. Сегодня здесь в ходе обсуждения эта тема уже звучала. Но все-таки хочу сказать о ней отдельно. Это экология. От 8 до 10 %, как мне сказали, денежных средств, выделяемых на проект, уходит на решение проблемы экологии. Так и нужно продолжать в будущем. Думаю, что проект в Усть-Луге — один из хороших, ярких примеров эффективного сотрудничества государства и представителей частного капитала. Я обращаю внимание представителей фирм на то, что государство во многом пошло навстречу пожеланиям нашего бизнеса. Поэтому считаю вправе обратиться как к федеральным структурам, региональным структурам, так и к представителям российского бизнеса.

Нужно строго следить за намеченными объемами финансирования, вовремя их предоставлять и также кооперативно работать, как и работали до сих пор. Хочу также дополнительно обратиться к коллегам из федеральных органов власти и к региональным. Конечно же, мы должны работать по закону, по правилам, в соответствии с имеющимися нормативами, нормами. Но мы с вами хорошо знаем, что есть форма забастовки и саботажа, которая так и называется — работать по правилам. И я вас прошу иметь в виду это обстоятельство, проявлять гибкость при решении важнейших и крупных проектов, в которых так нуждается наша страна. Проявлять гибкость, конечно, в рамках действующего законодательства. Но не цепляться за мелочи, не выжимать из бизнеса лишние полтора-два миллиона, которые в конечном итоге ни региону, ни стране ничего не дадут, а наоборот, помочь бизнесу здесь развиваться, вовремя предоставлять необходимые возможности для развития, в том числе и территории. Имея в виду, что при реализации проектов мы все выиграем. И регион, и страна. Я хочу поблагодарить тех, кто довел результаты проекта до сегодняшнего уровня. И хочу пожелать вам успехов. (конец цитаты)

Какова история терминала, который трудно отнести к легко родившимся проектам?

До 90-х гг. отгрузка угля Кузбасса в страны Западной Европы велась из портов Вентспилса, Таллина, других прибалтийских терминалов. Самоопределение прибалтийских республик как самостоятельных государств поставило Россию в зависимость от их условий, тем более мощности в нашей стране не позволяли обеспечивать полномасштабную перевалку угля. Например, порт Санкт-Петербург перегружен и не имеет перспектив для развития, кроме того, уголь усложняет экологическую обстановку в Северной Столице.

Решение о строительстве в Усть-Луге портового комплекса принималось многократно, в середине 90-х было заложено более пяти камней и капсул. Но реальное строительство началось только в конце 1999 г., после переговоров избранного губернатором Валерия Сердюкова с работавшим на тот момент главой Правительства Владимиром Путиным. Тогда и приступили к прокладке Балтийской трубопроводной системы и возведению порта в Приморске.

Со второй половины 90-х гг., в условиях растущего экспорта, Россия почувствовала стабильную нехватку портовых мощностей по перевалке навалочных грузов. Большая потребность в новых портовых мощностях заставила форсировать строительство этого терминала. Проект получил резкое ускорение в 2002 г., когда было подписано соглашение о вхождении компании «Кузбассразрезуголь» в проект строительства угольного терминала и о приобретении «Кузбассразрезуглем» 45 % акций ОАО «Ростерминалуголь». Позднее, в 2003 г.,ОАО «Кузбассразрезуголь» консолидирует 73 % акций ОАО «Ростерминалуголь».

В 2003 г. прошел ввод в эксплуатацию 1-го пускового комплекса терминала по временной схеме эксплуатации: вагоны подавались под разгрузку козловым грейферным краном, затем с помощью фронтальных погрузчиков уголь штабелировался на складе, откуда через мобильные перегружатели подавался на судно.

В 2004–2005 гг. развернулось строительство второй очереди угольного терминала. Это станция разгрузки вагонов с тандемным вагоноопрокидывателем; обустройство складских площадок с двумя комбинированными штабелеукладчиками; монтаж судопогрузочной машины; монтаж трансбордера для перестановки порожних вагонов; монтаж системы ленточных конвейеров с установленными в пересыпных станциях системами дробления угля и удаления из него металлических включений; монтаж системы очистки воздуха в местах пересыпки угля; монтаж 5 МВт инфракрасного тепляка по размораживанию вагонов, а также необходимых инженерных систем.

Январь 2006 г. — окончание пуско-наладочных работ и начало эксплуатации комплекса под нагрузкой. В марте-апреле 2006 г. планируется выход 2-го пускового комплекса на проектную мощность.

Таким образом, ввод в эксплуатацию современного угольного терминала означает открытие мощного российского пропускного канала на Балтийском направлении, обеспечивающего диверсификацию российских экспортных грузопотоков и независимость от политики сопредельных государств. Россия получает независимый выход на европейский и американский рынки угля, что дает возможность российским компаниям самостоятельно осуществлять транспортную политику, контролируя практически все этапы на пути груза от производителя к потребителю.
2-я очередь угольного терминала в морском торговом порту Усть-Луга — объект знаковый. Данный терминал стал первым высокотехнологичным автоматизированным комплексом по перевалке угля на западе Российской Федерации (и вторым в стране: другой автоматизированный комплекс находится в порту «Восточный», Приморье). По уровню автоматизации, качеству и объемам перевалки грузов угольный терминал в Усть-Луге займет лидирующие позиции не только в России и Европе, но и на мировом уровне. При этом это единственный терминал в России, использующий технологию очистки угля от металлических включений, что значительно повышает качество угля и его стоимость.

Мощности второй очереди автоматизированного комплекса ОАО «Ростерминалуголь» позволят перегружать до 10 млн. тугля энергетических и коксующихся марок в год. Проектная производительность каждого механизма технологической цепочки составляет 3 500 т/час. Норма единовременного хранения угля — 500 000 т. Введение в эксплуатацию второй очереди угольного терминала обеспечивает погрузку судов дедвейтом 5 000–65 000 т. Общая стоимость строительства автоматизированного перегрузочного комплекса (2-я очередь строительства, включая оборудование) составила 100 млн. евро. Поставка угольной продукции планируется с угольных предприятий ОАО «УК Кузбассразрезуголь», а так же других производителей угля в Кузбассе. Таким образом, сегодня на угольном терминале порта Усть-Луга может обрабатываться до 350 вагонов.

Большой порт — большие перспективы

ОАО «Ростерминалуголь» также планирует в 2008 г. закончить строительство третьей очереди угольного терминала, которая позволит увеличить производительность терминала до 15 млн. т угля в год, что значительно превышает стандартные нормы западных портов. Общая стоимость строительства 3-ей очереди составит примерно 42 млн. евро. При полном выходе на проектную мощность угольный терминал сможет принимать до 700 вагонов в сутки.

Немаловажен и тот факт, что российский анклав — Калининградская область — будет обеспечен сообщением минуя Прибалтику. Порт перспективен для перевалки контейнерных и других грузов. Работа комплекса может вестись практически круглогодично. Преимущества открывает короткий подходной канал, большие глубины в акватории. Они позволяют принимать сухогрузы водоизмещением до 75 000 т и наливные суда водоизмещением до 120 тыс. т: это самые высокие на Балтике показатели.

Функционирование угольного терминала даст мощный импульс социально-экономическому развитию малоосвоенного региона на границе с Эстонией, фактически прилегающего к территории Евросоюза. Значительно возрастут поступления в бюджеты всех уровней, а население региона получит дополнительные рабочие места. В порту Усть-Луга в Ленинградской области одновременно с развитием терминалов начинается выполнение социальных программ, в том числе по приоритетной программе жилищного строительства. Для работников порта (более чем 3 000 человек), на средства порта строится поселок городского типа. На это в 2006 г. выделен 1 млрд. руб., и первые дома будут сданы до конца нынешнего года. Это один из редких примеров создания населенного пункта с производственными целями в постсоветской истории.

Врезка: характеристики проекта

Акватория, подходной канал и причал: позволяют принимать суда дедвейтом от 5 000 до 65 000 т. Проектная осадка в акватории порта и у причала составляет 14 м.

Современная система управления: позволяет эффективно управлять производственным процессом, обеспечивает оперативный обмен информацией между грузоотправителем, железной дорогой, портом, морской администрацией, контролирующими органами, судовладельцем и грузополучателем.

Качество угля: благодаря трем магнитным сепараторам, пробоотборнику (для забора проб с целью проверки качества угля в лаборатории), а также наличию двух дробилок (каждая производительностью 1800 тв час) появляется возможность погрузки продукции необходимого размера, прошедшей качественную магнитную очистку.

Экология: комплекс оснащен современными технологиями по защите от загрязнения окружающей среды: работают установки очистки воздуха, в летний период будет функционировать система орошения штабелей.

Снижение доли расходов на перевалку груза в транспортной составляющей:
эффективное управление минимизирует расходы на перевалку в конечной цене экспортируемого угля.
Снижение количества претензий ОАО «РЖД» в отношении повреждения вагонов: строительство специализированной станции разгрузки вагонов с современным высокотехнологичным оборудованием позволит исключить повреждение вагонов при разгрузке, что минимизирует количество ремонтов подвижного состава и будет способствовать установлению взаимовыгодных партнерских отношений с железной дорогой.

Обеспечение высокоскоростной и высококачественной выгрузки/погрузки угля: установка специализированного комплекса по перегрузке угля даст возможность резко увеличить нормы обработки судов у причалов угольного терминала, что поможет избежать дополнительных издержек за простой судов. Появится возможность использовать крупнотоннажные суда, при этом угольный терминал будет обеспечивать высокую скорость погрузки до 3 500 т в час. Бесперебойную выгрузку угля в зимний период призвано обеспечить устройство для размораживания вагонов.

В состав третьей очереди войдут: второй роторный тандемный вагоноопрокидыватель, вторая судопогрузочная машина, третий комбинированный штабелеукладчик, система конвейерного обеспечения.

Дата: 08.03.2006
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 1 (48)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!