|
|||||
1 стр. из 1 Сегодня «Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт урбанистки» — таково полное название организации — не просто вернулся в отрасль, но имеет все основания возглавить направление градостроительного проектирования. Обо всем этом, а также об участии в проекте развития Усть-Лужского портовопроизводственного и селитебного комплекса, рассказывает директор института, доктор архитектуры, профессор Владимир Александрович ЩИТИНСКИЙ. –Вначале несколько слов об институте: в 2004 г. нам исполнилось 75 лет. Сегодня мы одна из старейших проектных организаций России. Основателем института и первым его директором был известный архитектор и ученый Лев Александрович Ильин. Возглавив организацию, он совмещал еще две должности — главного архитектора Ленинграда и директора Музея истории города. С тех пор институт трудился в градостроительной тематике — так было в советское время, так продолжается и сегодня, с активным развитием направления объемного архитектурного проектирования и проектирования производственных и промышленных зон. В советское время по нашим проектам возведены десятки новых городов, такие как Северодвинск, Когалым, Севбайкальск, Кириши и др. Сегодня продолжаем работать по всей территории России, от Камчатки и Сахалина до Ростова и Ессентуков. Девяностые годы нашей разрухи или перестройки — период, когда государство практически не уделяло внимания градостроительной деятельности, полагая, что она будет выстроена усилиями власти на местах и под влиянием рынка. Но жизнь показала, что надеяться на «невидимую руку рынка» бесполезно, что есть большой зарубежный опыт регулирования градостроительной деятельности в условиях капитализма и что регулировать развитие городов государство не просто должно, а даже обязано — это одна из его функций. Хотя бы потому, что в развитие городов и государство, и инвестор вкладывают громадные средства, которые должны работать эффективно. Не говорю уже о том, что города должны развиваться устойчиво, не нарушая экологического и экономического равновесия. А попытка пустить дело на самотек неизбежно приводит печальным последствиям. Поэтому государство хотя и со скрипом, но постепенно повернулось лицом к проблемам территориального планирования и градостроительства. В 1998 г. был разработан первый Градостроительный кодекс Российской Федерации, в 2004 г. — его вторая редакция. Не буду говорить о достоинствах и недостатках этого документа — профессионалы имеют к нему немало справедливых претензий. Главное в том, что градостроительная документация была введена в правовое поле, чего раньше не было. Сегодня, не имея генерального плана, разработанного в соответствии с российским законодательством, не имея зонирования, правил землепользования и застройки, нельзя легитимно заниматься развитием, отводить участки под строительство, вести застройку. Если генеральный план не разработан, все сделки могут быть признаны ничтожными, несостоятельными. И как только ситуация вернулась в правовое состояние, мы почувствовали, что за 2–3 года возрос поток заказов на разработку генеральных планов со всей территории России. Пожар ускорил развитие — Насколько быстро из «градостроительного безвременья» удалось перейти к «градостроительному авралу»? — Перестройка просто бульдозером прошлась по профессиональным кадрам, особенно в нашей области проектирования. В СССР, включая «Ленгипрогор», были четыре организации планировщиков федерального уровня (две в Москве и две в Ленинграде). Наши петербургские коллеги свою организацию сохранили, но москвичам, вследствие всех процессов, которые прошли в российском обществе, пришлось намного хуже. Но, пожалуй, в самом сложном положении оказались все-таки мы: в 1998 г. в здании вспыхнул пожар, последствия которого мы до сих пор преодолеваем с трудом. Преодолели бы и раньше, если бы государство помогло нам хотя бы морально и юридически. Тем не менее проблемы решаем, и сегодня уже вспоминаем о той катастрофе как «не было бы счастья, да несчастье помогло». Потому что после пожара у нашего института не было возможности зарабатывать на чем бы то ни было кроме профессиональной деятельности. У нас не осталось никаких арендаторов — а следовательно, коллектив института получил толчок к максимальному развитию творческой инициативы. Сегодня мы уже 3 года наращиваем численность, привлекаем молодых специалистов. Для этого организуем стажировку по дисциплинам градостроительного проектирования для студентов профильных вузов, и с каждым годом к нам приходит все больше молодежи. Организовали цикл лекций, проводим занятия. В этом году наплыв практикантов рекордный — примерно 300 студентов, поэтому занятия проводим в актовом зале, который мы сами отремонтировали. Есть основания надеяться, что кадровый разрыв прошлых лет будет преодолен. Об этом свидетельствует наш удачный дебют в московском международном фестивале «Зодчество 2005», в Москве, где мы получили сразу шесть дипломов (кажется, за всю историю фестиваля такое количество дипломов сразу не набирала ни одна организация). Первый диплом мы получили как «Лучший проектный институт России» и пять — за проекты генеральных планов Хабаровска, Тобольска, комплекс территориальных работ для Чувашии, необычную для нас работу — концепцию генплана Порт-Луи, столицы государства Маврикий. Наконец, это проект генерального плана курорта Красная Поляна — российской заявки на участие в Зимних олимпийских играх 2014 г. Сегодня уже прорабатывается вопрос не просто о генеральном планировании, а о конкретном размещении там спортивных объектов — недавно прошли консультации с представителями Олимпийского комитета России. Активно участвуем в международных проектах, в частности по программе ООН «по населенным пунктам ООН-Хабитат». В наших проектах для Тобольска и Пскова в значительной мере использована концепция «устойчивого развития», характерная для международных проектов. Работаем также по проектам таких международных программ, как Тасис, «Интер-Эко». Усть-Луга будет жить — А каково участие в проекте развития территории, прилегающей к порту Усть-Луга? — Сама идея строительства порта в Лужской губе была в свое время проработана с активным участием нашего института. В частности, еще в начале 1990-х гг. нам была выполнена работа «Функциональное зонирование территории Финского залива с целью размещения морских портов». В той работе было внятно высказано предложение о целесообразности размещении крупнейшего порта в районе Лужской губы. Затем мы выполнили генплан всего селитебного и промышленного района Усть-Луги. Дальше, в соответствии с веяниями эпохи, этот объект начал развиваться как самостоятельная структура, и лишь в конце прошлого года область вновь вспомнила о нас, выйдя с предложением разработать концепцию развития населенного пункта Краколье. На той территории есть несколько населенных пунктов, которые также потенциально подходят для развития, но после аналитической работы проделанной в компании, нам было предложено разместить перспективный город именно в Краколье — он удобен для потенциального размещения особой экономической зоны, которая, возможно, будет создана в районе Усть-Лужского порта. Наш институт буквально за месяц подготовил обоснование развития будущего города, готовимся к разработке проекта генерального плана, первоочередного комплекса планировочных решений, основной документации по инженерной подготовке и инженерному оборудованию. Это позволит компании «Усть-Луга», администрации Ленинградской области активнее привлекать инвесторов. Таким образом, рассчитываем тесно работать вместе с руководством компании в течение нескольких лет. — А почему же выбрано маленькое Краколье, а не райцентр Кингиссепп? — Эта тема прорабатывалась, но по ряду причин Кингиссепп было решено не делать основной площадкой для размещения портовиков. Более целесообразным оказалось развивать местные, расположенные кругом поселения — Вистино, Краколье. Хотя Краколье — лишь одно из поселений, которое планируются создать в Усть-Лужской портовой зоне. — Какова концепция поселка, а именно — насколько капитальным, основательным будет это поселение? Начиная от социальной инфраструктуры и заканчивая выбором технологий строительства… — Что касается технологий, то очевидно, что они будут современными и экономически эффективными — строить потребуется быстро и недорого, и обойтись старыми методами невозможно. Это, впрочем, вопрос не сегодняшнего дня. А что касается самого поселка, мы видим его как единый комплекс — там будут жилье, соцкультбыт, административные здания, гостиницы, медицинские учреждения. Семьи портовиков должны иметь все необходимые условия для комфортного проживания — жилье, соцкультбыт. Символично, что одним из первых зданий нового поселения должен стать новый «Морской собор», проект которого мы заканчиваем — он станет символом возрождения славы России, обозначив еще одни «морские ворота». Думаю, что более детально мы сможем обсудить генеральный план ближе к осени. 196191, Санкт-Петербург, ул. Бассейная, д. 21 Дата: 08.03.2006 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 1 (48)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||