|
|||||
1 стр. из 1 Компания «Транснефть» в 2005 г. работала стабильно и динамично: грузооборот увеличился на 3%, объем сдачи нефти грузополучателям — на 1,1%, чистая прибыль выросла на 27%. Экспорт нефти в дальнее зарубежье увеличился на 16,9 млн. т и составил 213,2 млн. т. Объемы освоения Комплексной программы диагностики, техперевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов магистральных нефтепроводов выросли на 10,8% и достигли 48,5 млрд. руб. В апреле 2006 г. «Транснефть» ввела в эксплуатацию третью, завершающую очередь БТС. Теперь через порт Приморск будет ежегодно переваливаться 65 млн. т нефти. Балтийская трубопроводная система стала самым крупным проектом, реализованным в России за последние 15 лет. Поздравляя компанию «Транснефть» с завершением строительства, президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Ввод Балтийской системы — это большой шаг в развитии инфраструктуры, который повышает возможности России по выходу на мировые рынки и является вкладом в развитие энергетической безопасности в мире». Коллектив «Транснефти» гордится столь высокой оценкой. Действительно, начиная с 2001 г. российская нефть экспортируется в северо-западном направлении в обход транзитных территорий, благодаря чему отечественные нефтяники сэкономили сотни миллионов долларов. Сегодня балтийский маршрут является одним из наиболее эффективных и привлекательных. Вывод проекта на полную мощность дает возможность разгрузить другие экспортные направления. Это очень важно, так как экспортные потребности российских производителей растут. В этой связи хочу отметить, что «Транснефть» готова перекачивать гораздо больше нефти, чем ее добывается в стране. В 2005 г. впервые в истории трубопроводного транспорта России «Транснефть» обеспечила профицит экспортных и внутрироссийских мощностей. На начало 2006 г. он составил 12,9 млн. т. Это, безусловно, большое достижение компании. Между тем, нам предстоит решить гораздо более масштабную задачу создания принципиально новых экспортных направлений. В этом году начнется реализация грандиозного проекта строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан». На первом этапе будет построен нефтепровод на участке Тайшет — Сковородино для транспортировки 30 млн. т западно-сибирской нефти, а также морской порт на побережье Тихого океана. Завершить строительство первого этапа планируется к концу 2008 г. На втором этапе произойдет расширение существующего нефтепровода и терминала, а также будет построен участок от Сковородино до нефтеналивного терминала. Основная идея, заложенная в проект ВСТО, заключается в том, что стоимость транспортировки нефти из Сковородино до тихоокеанского порта будет равна стоимости ее поставки в китайском направлении. Это сделано для того, чтобы в рамках «восточного проекта» нефтяники имели возможность выбирать нужное им направление экспорта в зависимости от рыночной конъюнктуры. Экономика ВСТО рассчитывалась исходя из цены на нефть порядка $29 за баррель, а также без учета возможных налоговых льгот для компаний, осваивающих новые месторождения. По мнению большинства экспертов, в обозримом будущем уровень цен на нефть будет не ниже $40 за баррель. Таким образом, и первая, и вторая очереди проекта ВСТО были разработаны с высоким запасом экономической надежности. Что касается технической и экологической составляющей, могу сказать, что трубопровод ВСТО будет представлять собой инженерный комплекс, не имеющий аналогов в мировой практике строительства трубопроводных систем. Для реализации проекта компанией «Транснефть» созданы два новых предприятия: ООО «ЦУП “ВСТО”» и ООО «Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы» («Востокнефтепровод»). Центр управления проектом станет заказчиком-застройщиком объектов первой очереди системы ВСТО, «Востокнефтепровод» будет выполнять функции инвестора строительства первого пускового комплекса, а в дальнейшем эксплуатировать построенный нефтепровод. Большой интерес к реализации проекта проявляют Китай, Япония и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. «Транснефть» проводит большую работу с нефтяными и трубопроводными компаниями из этих стран. В частности, в марте этого года с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией был подписан Протокол по изучению вопроса о проектировании и строительстве нефтепровода на участке Сковородино — граница с КНР. Этот документ является свидетельством высокой заинтересованности китайской стороны в продвижении проекта и реализации его первой стадии. Согласно протоколу, КННК выделяет «Транснефти» грант на разработку Декларации о намерениях и Обоснований инвестиций в строительство нефтепровода. Я убежден, что трубопровод ВСТО будет чрезвычайно востребован и российскими, и зарубежными компаниями. Об этом говорит и экономика проекта, и его значение для Азиатско-Тихоокеанского региона. Российские производители заинтересованы в освоении новых рынков, а потребители в странах АТР — в получении альтернативных источников импорта энергоносителей. «Транснефть», в свою очередь, сделает все, чтобы эти планы осуществились. Теперь о северном направлении экспорта нефти. Наибольшая эффективность работы трубопроводной системы достигается при условии ее многовекторного развития. Европейское направление хорошо развито, восточное направление будет создано путем реализации ВСТО. В перспективе — выход на североамериканский рынок. Идея содержательная, особенно с учетом возможного сокращения поставок нефти в США из стран Ближнего Востока. Несколько лет назад «Транснефть» начала проработку проекта, способного обеспечить крупные поставки на североамериканский континент. Для этого нужна ресурсная база, оптимальный маршрут нефтепровода и глубоководный порт, способный принимать крупные танкеры. «Транснефть» проработала эти вопросы. Было осуществлено изучение трассы, возможного месторасположения порта, производительности нефтепровода. В итоге мы говорим о проекте «Харьяга — Индига» протяженностью 467 км и мощностью 12 млн. т нефти в год. Ресурсной базой проекта является Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция. Трасса проектируемого нефтепровода проходит по территории Ненецкого автономного округа. В феврале 2006 г. «Транснефть» разработала Декларацию о намерениях строительства нефтепроводной системы «Харьяга — Индига», которая была одобрена администрацией округа. Сейчас специалисты компании приступили к разработке Обоснований инвестиций в строительство данной системы, завершение которой планируется в третьем квартале 2006 г. Развитие российского экспортного потенциала связано не только с разработкой новых маршрутов, но и с необходимостью решения проблем, имеющихся в практике эксплуатации традиционных направлений. Одной из них является известная проблема черноморских проливов, над поиском путей решения которой работает «Транснефть». На протяжении последних лет Босфор и Дарданеллы перегружены вследствие ограничительной политики турецких властей и роста добычи нефти в Прикаспийском регионе. Эту и без того сложную транспортную проблему могут существенно усугубить планы Каспийского трубопроводного консорциума по увеличению мощности своего нефтепровода с 30 до 70 млн. т в год. В этой связи специалисты компании провели анализ возможных вариантов обхода проливов, который показал, что тариф на транспортировку нефти по маршруту «Бургас — Александруполис», проходящему по территории Болгарии и Греции, сопоставим с величиной тарифа на доставку нефти танкерами через Босфор и Дарданеллы. «Транснефть» заинтересована в реализации этого проекта и готова стать его оператором. Желание участвовать в нем проявляет также ряд российских нефтяных компаний. Хочу подчеркнуть, что у «Транснефти» есть четкое понимание того, что планы Каспийского трубопроводного консорциума должны быть непосредственным образом увязаны с реализацией проекта «Бургас — Александруполис», как с наиболее разумным вариантом решения данного вопроса. Сейчас — о теме, которая представляется мне чрезвычайно актуальной. Уровень развития энергетики в нашей стране позволяет диверсифицировать не только направления экспорта энергоносителей, но и его структуру, в которой нефть традиционно превалирует над продуктами ее переработки. Развитие нефтеперерабатывающего сектора и увеличение объемов экспорта продуктов нефтепереработки дает возможность получать дополнительную прибыль, а также способствовать развитию высокотехнологичных производств в регионах. Такой подход в полной мере отвечает принципам развития отечественной энергетики, в частности, повышению эффективности ее нефтяного сектора. В этой связи «Транснефть» вышла в Правительство Российской Федерации с предложением о создании консорциума с участием российских нефтяных компаний по строительству нефтеперерабатывающего завода на Дальнем Востоке мощностью до 30 млн. т нефти в год. Отмечу, что наше предложение поддерживает Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, а также многие нефтяные компании, в частности «Роснефть». Со своей стороны «Транснефть», как государственная компания, готова оказывать всю возможную поддержку нефтяникам в реализации этой идеи. Хотел бы остановиться еще на одном очень важном вопросе. Современный трубопроводный транспорт является одной из сложнейших отраслей нефтегазового комплекса. Сегодня это высокотехнологичное производство, в котором сосредоточены новейшие достижения в самых различных областях — металлургии, материаловедении, химии, автоматике, экологии и многих других. Естественно, что эксплуатация объектов нефтепроводной системы требует особой квалификации и высокого уровня профессионального мастерства. Между тем, не секрет, что система профессиональной подготовки хронически недофинансируется, вследствие чего выпуск высококлассных специалистов, в том числе и трубопроводчиков, в последние годы был нарушен. «Транснефть» ощущает эту нехватку. Перед нами стоят большие задачи, и компания нуждается в специалистах. Поэтому «Транснефть» самостоятельно ищет выход из сложившейся ситуации. Помимо создания и постоянной модернизации учебных центров, входящих в систему «Транснефти» в Самаре, Тюмени и Ухте, успешно реализуется несколько проектов в области начального профессионального образования. В настоящее время под эгидой «Транснефти» полностью реконструирован Томский государственный промышленно-гуманитарный колледж, в котором готовятся рабочие по десяти профессиям. Профессиональное училище №36 в поселке Винзили Тюменской области еще находится в процессе реконструкции, но учебный процесс по необходимым компании профессиям уже ведется с использованием материально-технической базы корпоративного Тюменского учебного центра. В 2005 г. первые 80 человек окончили учебный центр «Транснефти», созданный на базе профтехучилища №2 города Хасавюрта. Ведутся переговоры с правительством Республики Чувашия о передаче «Транснефти» еще одного профтехучилища, где также будут готовиться рабочие кадры. Обучение в вышеперечисленных училищах проводится с учетом огромного опыта, накопленного за десятилетия подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих в учебных центрах «Транснефти». Все учащиеся проживают в комфортных общежитиях, получают достойную стипендию и, главное, все они (при успешном окончании) обеспечены гарантированной работой в системе трубопроводного транспорта нефти. Ежегодно в компании проводится научно-техническая конференция молодежи, основной целью которой является широкое привлечение выпускников вузов и студентов к решению научно-технических проблем. С 2005 г. в Российском государственном университете нефти и газа имени И.М. Губкина началась подготовка специалистов «Транснефти» в рамках программы по индивидуальному обучению кадрового резерва. В прошлом году в «Транснефти» прошли обучение, повысили квалификацию и обучились на курсах целевого назначения 44648 человек. Из выступления на V-м Международном трубопроводном форуме 25 апреля 2006 г. Дата: 15.06.2006 С. М. Вайншток "НефтьГазПромышленность" 4 (24)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||