|
|||||
1 стр. из 1 Интервью с губернатором Ленинградской области В.П. Сердюковым Валерий Павлович, успехи в темпах экономического развития ЛО и привлечения инвестиций на территорию региона позволяют говорить о несомненном экономическом чуде. Каковы его рецепты? Как Вам удалось ликвидировать административные барьеры — основной тормоз притока инвестиций в других регионах? — Еще летом 1997 года мы приняли закон об инвестиционной деятельности в Ленинградской области. Этот закон позволил нам, как региональной власти, предоставлять налоговые льготы тем компаниям, которые вкладывают свои средства в развитие производств на территории области. Благодаря этому мы реально привлекли в регион миллиарды долларов инвестиций. Построены сотни крупных и средних предприятий, возросли налоговые поступления в бюджеты всех уровней, выросла зарплата, да и в целом достаток жителей. Мы изначально крайне аккуратно работали с потенциальными инвесторами, откликаясь на все их просьбы и запросы, поэтому сложилась практика, характеризуемая такой фразой: не инвестор бегает за чиновниками, а наоборот. Такая политика сохранилась до сих пор и будет поддерживаться впредь. А административные барьеры действительно могут крайне негативно отражаться на всем инвестиционном процессе: достаточно небрежно отнестись к одному потенциальному инвестору, как молва в бизнес-среде тут же разнесет слух: мол, в Ленинградской области чинят препятствия. Зачем же нам такое реноме? Да и к тому же приток новых инвестиций — это залог стабильности, залог процветания и развития. Было бы странно губить эти ростки благополучия. В 2005 году мы сомневались, полагая, что инвестиций в этом году будет меньше, чем в 2004 году. Но пессимистический прогноз не оправдался: в 2004 году в экономику области инвестировано 67 миллиардов рублей, а в 2005 году — уже 78 миллиардов. Прирост в 11 миллиардов — это хороший показатель, и если посмотреть инвестиции в расчете на одного жителя, то мы, по предварительным данным, находимся сегодня на четвертом месте в России. Это же касается и иностранных инвестиций: если в Санкт-Петербурге в 2005 году было привлечено $240 миллионов, то в Ленинградской области — $225 миллионов. Мы предполагаем, что в 2006 году область получит свыше 100 миллиардов рублей инвестиций. — Насколько изменилась за последнее время инвестиционная политика областного правительства? Расскажите поподробнее о планах по развитию промышленных зон. — Принципиально в инвестиционной политике ничего не изменилось. Мы по-прежнему рады каждому инвестору, независимо от географии происхождения капитала. Хотя, должен отметить, что в последние годы произошел перевес в сторону российского капитала. Сегодня около 50% приходится на долю иностранного капитала, а остальные — на российский бизнес. Хотя и нюансы в работе с инвесторами конечно, появились. Время идет, меняются федеральные законы, а мы корректируем региональное законодательство в зависимости от федерального. К примеру, если раньше мы напрямую могли освободить инвестора от уплаты в областной бюджет налогов на имущество и на прибыль на период окупаемости вложенных средств, то теперь делаем это только через бюджетные субвенции. Но все равно инвестор как бы получает обратно все причитающиеся налоговые льготы. Помимо этого, мы всерьез рассматриваем пути решения проблемы привлечения инвестиций в депрессивные районы, на тот же северо-восток области. И в этом тоже задействуем рычаги инвестиционного регулирования, в частности, мы готовы еще больше стимулировать тех инвесторов, кто будет открывать предприятия именно на северо-востоке. Что касается промышленных зон, то этот проект очень перспективный. Мы создаем промышленные зоны по принципу итальянских округов с одновременным созданием инфраструктуры. Известно же, что инвестор идет быстрее, когда уже есть инфраструктура. Две такие промзоны работают в Горелово, там ведется строительство инфраструктуры, одна — под Тосно. Мы расширяем зону размещения предприятий на северо-востоке области, где большие запасы леса, гранита, мрамора, проходит водный путь. Развиваем девелоперскую деятельность: создаем северо-западный технопарк в пределах Тосненского района, неподалеку от Колпино, где закончено инженерное обустройство на 110 га. В промышленной зоне Горелово предоставление готовых участков начнется в 2007 году. Новые промышленные зоны (около 10) планируется развивать вдоль инвестиционного кольца области. Подготовлены предложения по перспективным промышленным площадкам. Вот только некоторые из промышленных зон, которые появятся в Ленобласти или уже существуют: «Большая Ижора», «Черемыкино», «Гатчинская», «Тосненско-Никольская», «Форносовская», «Мгинская» и др. А необходимость их создания обусловлена тем, что ежегодная потребность инвесторов в площадках под промышленное строительство — 400–450 га инженерно подготовленных площадей. — Какие инвестиционные проекты оказались наиболее успешными за последнее время? — В Ленинградской области реализованы сотни инвестиционных проектов. Построены предприятия «Нокиан Тайерс» (финский производитель шин), завод «Аристон» итальянского производителя бытовой техники «Мерлони Термосанитари», производство теплоизоляционных материалов компании «Роквол». И, насколько мне известно, с момента реализации первого инвестиционного проекта ни одно построенное предприятие закрыто не было. Более того, практически все инвесторы строят свои заводы с учетом второй и третьей очередей. А успешность можно рассматривать с разных точек зрения: успешность для бизнеса и успешность для региона, для страны. Конечно, успешны транспортные проекты, логистические, портовые и другие, cвязанные с интересами страны или Северо-Запада. Но крайне важно, что инвестиции приходят в самые разные секторы экономики. Один из крупных инвесторов — компания «Транснефтепродукт», которая сегодня строит трубопровод до Приморска и там же — терминал мощностью перевалки до 25 миллионов тонн в год. Рассматривается возможность строительства газоперерабатывающего завода по производству сжиженного газа в районе Ярмиловской бухты в Выборгском районе. Что же касается инвестиционных проектов в области автомобилестроения, то это интересная отрасль для иностранных инвесторов. У нас работает автомобилестроительный завод «Форд», а шведская компания «Скания» и американская «Дженерал Электрик» ведут переговоры о строительстве производств автобусов и дизелей для тепловозов. Трудно сказать, перспективны или неперспективны будут эти и подобные проекты, но потребность в автомобилях очень большая. Мы видим, сколько импортных автомобилей идет в Россию через границу с Финляндией. Не сомневаюсь, что крупнейшие мировые автопроизводители будут строиться в Ленинградской области, и желание такое есть и у японских, и у китайских компаний. В частности, наш регион рассматривает китайская компания «Великая стена». Глупости говорят те, кто утверждает, что это некачественные машины. Они сертифицированы в Европе, продаются там. Китайские товары не все плохие, несмотря на то, что они дешевые. А джипы для таких регионов, как Северо-Запад, и в частности, Ленинградская область, очень важны. — Каковы основные направления развития строительного комплекса Ленобласти? И каковы, на Ваш взгляд, пути реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»? — Сегодня, да, впрочем, как и много лет назад, приоритетным направлением работы строительного комплекса я считаю строительство жилья. Прежде всего, необходимо решить проблему с жильем, в частности, через развитие массовой ипотеки. Пока массовости в этом направлении, конечно, нет. Но я уверен, что это явление временное. Это направление включено президентом России в список национальных проектов. Пока, увы, большинство граждан реально не могут себе позволить улучшение жилищных условий. Причина и в высоких ставках по кредитам, и в низком уровне доходов наших жителей. Мы ищем все возможные варианты запуска ипотеки в массовом порядке, механизмы привлечения капитала — как средств граждан, так и банков и бюджетных средств. Ищем недорогие технологии строительства жилья. Мы понимаем всю важность проблемы, и положительная динамика в жилищном строительстве у нас есть. Если в 2000 году было введено около 390 тысяч квадратных метров жилья, в 2001 году — 414 тысяч, в 2004 году — 462 тысячи, то в 2006 году планируется ввод 710 тысяч квадратных метров жилой площади. Сегодня работает дирекция по строительству жилья при правительстве Ленинградской области, создано областное агентство по ипотечному кредитованию. На первом этапе мы предусматриваем строительство жилья там, где есть инфраструктура, коммунальные, энергетические сети и другие возможности. Для нас очень важно строительство жилья во всех муниципальных образованиях, причем не только в районных центрах, но и за их пределами. Если в Санкт-Петербурге можно построить жилье в Приморском районе и перевести туда людей из ветхого фонда из Кировского, Выборгского, других районов, то у нас так не получится. Территория Ленинградской области все-таки более 87 тысяч квадратных километров. В этой связи мы ставим задачу, чтобы как можно больше строилось малоэтажного жилья. Вторая программа — строительство жилья для молодежи, молодых специалистов сельского хозяйства. В ближайшее время в наиболее удаленных районах области — Бокситогорском, Тихвинском и Подпорожском — мы начинаем реализацию национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Для этого были подписаны соглашения между правительством Ленобласти и муниципальными образованиями. Так, например, в Бокситогорском районе в 2006 году количество введенного жилья составит 3343 квадратных метров общей площади. Ипотечных жилищных кредитов в этом году будет выдано на сумму 3,5 милионов рублей. Обретут собственное жилье молодые семьи по региональным целевым программам «Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ленинградской области, из аварийного и ветхого жилищного фонда до 2013 года», «О поддержке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования». Хотел бы также отметить, что мы активно выполняем поручение президента о строительстве жилья для военнослужащих, увольняемых в запас в период 2005–2007 годов. По этой программе мы должны построить в 2006–2007 годах 1400 квартир по цене не выше 22 тысяч рублей за квадратный метр. Эти программы мы уже начали реализовывать. — Ленобласть — крупнейший стратегический транспортный узел России, Северо-Запада. Дорожное строительство, логистика — отвечает ли их уровень требованиям сегодняшнего дня? — Конечно, нельзя сказать, что все уже построено или что все реконструировано, многие проекты данной сферы еще только разрабатываются. Что касается собственно дорог, то не все у нас в порядке в вопросах технологии содержания дорожного хозяйства. С точки зрения оптимизации управления этой сферой еще многое предстоит сделать. Одним из приоритетных направлений развития сети автомобильных дорог области является создание автодорожных выходов из Санкт-Петербурга, в том числе автодорог, обеспечивающих эффективную работу кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга. До 2020 года необходимо построить и реконструировать более 1500 километров дорог, входящих в международные, российские транспортные коридоры и автодороги, обеспечивающие автотранспортные связи морских портов на побережье Финского залива с магистралями, выходящими из Санкт-Петербурга. До 2015 года необходимо построить и реконструировать 65 километров территориальных автодорог, подключаемых к строящейся кольцевой дороге. Что касается областных съездов с КАД «Санкт-Петербург», то в 2006 году намечена сдача в эксплуатацию съезда на Колтушское шоссе, на дорогу Санкт-Петербург — завод имени Свердлова — Всеволожск. В 2007 году планируется сдать съезд дороги Санкт–Петербург — Приозерск на участке Санкт-Петербург — Скотное, провести реконструкцию дороги Токсово — Матокса. Активно продолжается строительство морского портового комплекса «Усть-Луга». В него войдут паромная переправа, контейнерный, угольный, зерновой и другие терминалы. Общий грузооборот порта к 2010 году составит 41,6 миллионов тонн в год. Порт стратегически важен для России, так как позволит оптимизировать пути транспортировки ряда российских грузов на экспорт: угля, металлов, лесных, химических и др. Реализация проекта третьего пускового комплекса намечена на 2006–2008 гг. Последний, четвертый, пусковой комплекс планируется ввести в эксплуатацию в 2008 году. — Порты, Балтийская трубопроводная система, Северо-Европейский газопровод — как эти крупнейшие проекты влияют на экономику Ленобласти? — Эти проекты в первую очередь касаются стратегических интересов России — транспортировки на экспорт российского газа, нефти и нефтепродуктов. Без сомнения, строительство портов на территории региона продолжится. За их счет будет расти добавленная стоимость и ВРП. И бесспорно, эти транснациональные проекты только положительно скажутся на экономике Ленинградской области. Дата: 15.06.2006 по материалам редакции "НефтьГазПромышленность" 4 (24)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||