Перспективы развития судостроительных предприятий Астраханской области

1 стр. из 1

В настоящее время началась активная реализация проектов по освоению нефтегазовых месторождений на шельфе Каспийского моря. Идет подготовка к строительству насыпных островов, технологических комплексов, буровых установок и вспомогательной инфраструктуры (как на побережье, так и в море).

Большая часть разведанных запасов углеводородного сырья Каспийского шельфа сосредоточена в Казахстанском секторе — ориентировочно 50%. Существующая программа освоения только одного Кашаганского месторождения в этом секторе потребует привлечения колоссальных трудовых и материальных ресурсов. Объем работ измеряется в сотнях тысяч тонн металлоконструкций и оборудования, десятках миллионов человеко-часов трудовых затрат, финансовые вложения в оффшорные проекты составят на период до 2024 г. более $100 млрд. Все объекты для месторождений являются уникальными, высокотехнологичными и требуют высочайшего качества ведения работ.

Учитывая емкость рынка оффшорного судостроения на Каспии и его региональное расположение, в реализацию проектов освоения месторождений шельфа Каспия активно включаются судостроительные предприятия Астраханской области, сохранившие свой производственный потенциал — ОАО «Астраханский корабел» (до реструктуризации — «Морской судостроительный завод»), завод «Лотос», завод им. III Интернационала, завод «Красные баррикады». Эти предприятия смогли не только сохранить свои производственные мощности, но и, как «Астраханский корабел», проводят программу модернизации производственных мощностей за счет собственных и инвестиционных средств.

Необходимо максимально использовать возможности получения заказов на выполнение работ астраханскими судостроительными предприятиями в рамках проектов по освоению месторождений — как казахстанских (Кашаганское, Курмангазы и др.), так и российских (им. Ю. Корчагина, Хвалынское и др.).

Это позволит загрузить производственные мощности, принести ощутимые доходы как самим предприятиям, так и региональному бюджету в виде налоговых отчислений, увеличить численность занятых на производстве рабочих, повысить уровень заработной платы персоналу. Основная номенклатура работ для судостроительных предприятий, участвующих в оффшорных проектах — изготовление металлоконструкций различного типа и систем трубопроводов, монтаж оборудования на построенном объекте, испытания систем и оборудования. Производственные возможности и опыт астраханских судостроительных предприятий достаточно велики, чтобы взять на себя значительный объем рынка оффшорной продукции.

«Астраханский корабел», после анализа объемов планируемых оффшорных проектов на Каспийском шельфе и объема последующего обслуживания технологических комплексов на месторождениях, пришел к выводу о необходимости ориентации предприятия на выпуск продукции для освоения месторождений нефти и газа и в настоящее время активно внедряет европейские стандарты ведения работ для соответствия требованиям заказчиков оффшорной продукции.

Уже сегодня на предприятиях Астрахани выполняются несколько крупных проектов: модернизация буровой платформы «Шельф-7», строительство технологического модуля для Кашаганского месторождения, модернизация плавучего крана «Волгарь» до грузоподъемности 1600 т для работы при строительстве технологических комплексов в море, сдана заказчику строительная платформа для выполнения работ на Кашаганском месторождении. Успешная реализация этих заказов позволит доказать заказчикам способность астраханских предприятий выполнять сложные масштабные проекты на высоком уровне.

Заказчиками здесь выступают крупные западные компании, являющиеся операторами оффшорных проектов. Все требования к ведению работ основываются на западных стандартах, что требует серьезной перестройки существующих процессов управления и организации работ на российских предприятиях. Работа над текущими проектами потребовала от «Астраханского корабела» серьезной реорганизации — внедрена проектная система управления производством и финансовыми потоками, из высококлассных специалистов сформированы команды управления проектами (с привлечением иностранных специалистов), изменена система учета рабочего времени. Значительное увеличение потребности в основных производственных рабочих потребовало организации специализированного учебного центра, готовящего квалифицированных сварщиков и судосборщиков. Особое внимание уделяется технике безопасности персонала — здоровье и жизнь человека ставятся выше производственных интересов, требуется безусловное выполнение правил техники безопасности всем персоналом предприятия.

Реализация любого крупного оффшорного проекта требует совместной работы компаний различных специализаций: управление проектами, инжиниринг, снабжение и логистика, производство, морские операции, сервисное обслуживание. Слаженная работа нескольких самостоятельных компаний невозможна без проектно-ориентированных консорциумов, практика создания которых под конкретные крупные проекты широко распространена на Западе. Вполне логичным будет участие в таких структурах российских судостроительных заводов и проектных организаций. В ближайшее время ожидается организация консорциума, в который войдут крупнейшие астраханские судостроительные предприятия — ОАО «Астраханский корабел», завод «Лотос» и завод им. III Интернационала. Эти предприятия, имеющие мощную производственную базу и квалифицированный персонал, в интеграции с управляющими компаниями, проектными организациями и судостроительными заводами из других регионов, будут способны выполнять проекты высокой сложности — строительство буровых установок и технологических комплексов для месторождений.

Сегодняшняя цель астраханских судостроительных заводов — укрепление позиций на рынке оффшорного судостроения в Каспийском регионе путем объединения усилий, технического перевооружения и обеспечения предприятий высококвалифицированной рабочей силой.

Дата: 15.06.2006
Александр Варлахов
"НефтьГазПромышленность" 4 (24)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!