|
|||||
1 стр. из 1 Развитие промышленности России тесно связано с освоением новых крупномасштабных нефтегазовых месторождений, значительная часть которых расположена на неосушенных торфяных болотах, непроходимых для колесной и гусеничной вездеходной техники. На основании проведенных теоретических и экспериментальных исследований в условиях тверских болот и болот Западной Сибири выявлены преимущества по проходимости шагающего движителя с понтонными опорами по сравнению с другими типами движителей. Благодаря развитой опорной поверхности, низкому давлению на грунт и особой кинематике передвижения, шагающий движитель обеспечивает многократный проезд по болоту по одному и тому же месту. Это дает возможность разделения и повторения технологических операций, например, при рекультивации болотных почв. Однако освоение болот и добыча на них нефти, кроме пользы, приводит к нарушению экологической обстановки. В России ежегодно происходят несколько тысяч мелких разливов нефти из-за аварий и утечек. Старение трубопроводов и разработка новых нефтяных месторождений приводят к возрастанию площадей замазученных территорий. Более 15% нефти и продуктов ее переработки теряется при добыче, переработке и транспортировке. При разливах в атмосферу выделяется около 65% загрязнения, в воду поступает 20%, в почву — примерно 15%. Половина нефтяной органики из атмосферы оседает обратно на почву, поэтому замазученные территории становятся вторичными источниками нефтяных загрязнений прилегающих территорий. Загрязнение нефтью почвы, грунтовых вод, водоемов и атмосферы оказывает отрицательное влияние не только на человека, но и на живые организмы и растительность. Восстановительные процессы, связанные с процессами разложения нефти, идут замедленными темпами и продолжаются в течение нескольких десятков лет. ЗАО «ТЭМЗ» освоило серийное производство высокопроходимого шагающего болотохода БШМ, оснащенного фрезой для рекультивации нефтезамазученных болотистых почв с шириной захвата 1,8 м и диаметром 0,6 м. Болотоход, за счет небольшой эксплуатационной массы 6 т и малых размеров 8,9Ч2,5Ч3,35 м, способен рекультивировать грунт на глубину до 0,35 м между близко расположенными трубопроводами и даже в непосредственной близости от действующих трубопроводов. Малые габариты болотохода позволяют при незначительных затратах свободно перевозить его по дорогам автотранспортом к многочисленным местам нефтяных загрязнений. Болотоход выполнен на базе трактора Т45 с экономичным трехцилиндровым двигателем Д130 мощностью 33,1+3,7 (45,0+5) кВт (л. с.) и удельным расходом топлива 241+7 (177+5) г/кВтч (г/л. с.ч). Он шагает со скоростью от 450 м/ч до 2 км/ч поочередно на средней опоре и сдвоенных боковых опорах понтонного типа аналогично движению ступни человека. При шагании «носы» опор приподнимаются выше «пяток», что снижает энергоемкость передвижения по болоту. При этом корпус машины движется на катках по направляющим опор как по рельсам, а опоры попеременно подстилаются под корпус. Минимальный радиус поворота болотохода составляет 8 м. Новизна конструкции болотохода подтверждена пятью патентами. Соответствие болотохода своим техническим характеристикам подтверждено сертификатом №0465275, выданным органом по сертификации «МАДИ-СЕРТ» (г. Москва). В настоящее время в ЗАО «ТЭМЗ» решаются комплексные задачи по рекультивации нефтезагрязненных болотистых труднопроходимых грунтов с использованием болотохода БШМ с целью эффективного восстановления продуктивности нарушенных земель и улучшения условий окружающей среды в соответствии с интересами общества. Дата: 15.06.2006 А. А. Петров, Д. В. Гирин "НефтьГазПромышленность" 4 (24)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||