Воровство топлива: эффективные способы борьбы и контроля

1 стр. из 1

В секторе строительного, нефтедобывающего, автотранспортного бизнеса одной из ключевых статей затрат были и остаются по сей день затраты на ГСМ. Вопрос расхода топлива транспортом не решен до конца на многих предприятиях, и на сегодняшний день в большинстве случаев топливо списывается, исходя из норм его расхода на то или иное транспортное средство. Снижение себестоимости километра пробега очень актуально сейчас — в условиях повышения цен на топливо и обслуживание автотранспорта в целом. В данной статье мы покажем практические примеры решения проблем транспортников, связанных с расходом топлива.

Экономика автотранспортного предприятия включает в себя затраты, которые условно можно разделить на две основные группы: постоянные и переменные. Постоянные затраты, как правило, связаны с ежемесячными лизинговыми платежами, заработной платой работников офиса и содержанием самого офиса. Переменные же затраты автопредприятия напрямую зависят от израсходованного топлива, технического обслуживания и ремонта автотранспорта, заработной платы водителей. Основной задачей руководства компаний является максимально возможное эффективное использование автопарка: снижение количества простоев и увеличение количества пройденных километров и отработанных моточасов в год. Параллельно прорабатываются возможные варианты снижения переменных затрат или себестоимости километра пробега.

Грамотное использование «скрытых» ресурсов автопредприятия возможно лишь при решении вышеприведенных задач в комплексе. Порой для того, чтобы хотя бы немного приблизить компанию к точке «оптимального» использования всех ресурсов, тратятся долгие годы и не всегда удается достичь желаемого результата. Работа превращается в постоянную, изо дня в день, из года в год, борьбу за выживание, состоящую из соблюдения персоналом четких инструкций, отклонение от которых, как правило, наказуемо в случае их выявления.

Проблемы, связанные с перерасходом топлива, в большинстве случаев не выявляются, и средства, израсходованные на горючее, списываются согласно прилагаемым чекам и нормам расхода топлива. Некоторые научно-исследовательские учреждения рассматривают потенциальные возможности ввода на предприятиях коэффициентов пересчета норм расхода топлива (в зависимости от погодных и климатических условий, нагрузки и др.). Теоретически это возможно, но практически не всегда осуществимо. Для получения достоверной информации о расходе топлива транспортным средством можно применять альтернативные системы контроля. В некоторых случаях такие системы являются единственным способом, позволяющим повысить эффективность работы транспорта, дисциплину водительского персонала и, соответственно, прибыльность предприятия. При этом система позволяет минимизировать трудозатраты менеджеров предприятия по составлению отчетов на одну машину или весь автопарк в целом; отчеты составляются автоматически, и расходы на содержание одной штатной единицы персонала в среднем на 100 транспортных средств несоизмеримы с тем положительным экономическим эффектом, который получает предприятие.

На сегодняшний день на рынке представлены различные системы, основной задачей которых является контроль и экономия топлива. Около восьми лет назад подобных систем существовало на европейском рынке всего две:
1) Системы, измеряющие и запоминающие данные, полученные от штатных датчиков (ООО «Омникомм Технологии», Россия).
2) Системы, использующие в качестве средства измерения турбинку, врезанную в топливную магистраль (SIEMENS VDO Kienzle, Германия).

Принципы, примененные в этих двух системах, частично либо полностью используются во всех приборах, представленных на рынке в настоящее время.

Преимущества систем, обрабатывающих данные, полученные от штатных датчиков, заключаются в том, что это устройства закрытого типа — информация, считываемая с них, доступна только руководству предприятия. Она полностью недоступна водителю, не дает ему почву для каких-либо махинаций. Это «черный ящик», который будет предоставлять комплексную информацию о работе транспортного средства или спецтехники. Также системы производства ООО «Омникомм Технологии» поставляются вместе с программным обеспечением, позволяющим анализировать работу автопарка больших предприятий, удобно систематизировать ее, получать информацию о работе всего автопарка в виде графиков, таблиц и диаграмм.

До недавнего времени эти системы стабильно работали только на транспортных средствах ведущих европейских и мировых производителей. Система показывала низкие результаты при использовании ее на транспортных средствах отечественного производства вследствие низкого качества штатных топливных датчиков. Сегодня данная проблема решена путем установки высокоточного и недорогого датчика уровня топлива производства ООО «Омникомм Технологии».

Системы «проточного» типа хорошо работают на топливе европейского качества и в среднеевропейском климате. На обширной территории России, в условиях разнообразных климатических зон, в частности при низких температурах, происходит загелевание дизельного топлива, что приводит к закупорке и остановке измерительной турбины, что может повлечь поломку топливного насоса высокого давления. Также применение некачественного топлива достаточно быстро выводит систему из строя. Фальсифицировать данные, получаемые от системы, можно при помощи продува измерительной турбины воздухом. Для систем «проточного» типа Kienzle программное обеспечение, позволяющее анализировать работу автопарка, не поставляется. Информация о рейсе хранится непосредственно в каждой машине, и обработать ее на диспетчерском месте автоматически невозможно.

Как бы там ни было, это, к сожалению, суровая реальность российских транспортников. Водителей нужно постоянно контролировать и требовать выполнения работ, жестко аргументируя эти требования. Помочь автопредприятиям в получении объективной информации могут системы автоматизации и управления перевозками и иными работами.

Одним из разработчиков и производителей данных систем является российская компания ООО «Омникомм Технологии», или Omni­COMM, как привыкли ее называть многочисленные партнеры. Компания выпускает систему контроля расхода топлива и работы транспортных средств на линии: количества заправленного и слитого топлива, времени работы, скорости и периодов движения. Возможна индивидуальная разработка для предприятий, учитывающая конкретную специфику работы; например, количество срабатывания ковша экскаватора за смену, поднятие и опускание кузова самосвала и многое другое.

Результаты, которые получают автопредприятия после анализа работы с помощью системы FMS, просто ошеломляющие. Представьте удивление руководства компании, в которой на протяжении долгих лет списывалось топливо из расчета нормы 55–60 л на 100 км пробега (для отечественных седельных тягачей), постоянно выслушивая жалобы водителей по поводу нехватки топлива и просьбы о пересмотре норм его расхода в сторону увеличения, а после установки системы получая результат 40–43 л на 100 км пробега! Для седельных тягачей зарубежного производства цифры, как правило, другие: 40–45 л топлива на 100 км по норме расхода, и фактические 30–33 л на 100 км. Это при средней загрузке 20 т. Экономию в этом случае посчитать нетрудно: около 15 л на каждые 100 км для отечественного автомобиля и около 10 л экономии для иномарок. При среднем годовом пробеге в 100 тыс. км (как правило, годовой пробег международного перевозчика составляет не менее 120 тыс. км) экономия получается 15 тыс. л топлива в год для отечественного автомобиля и, соответственно, 10 тыс. л топлива в год для автомобиля зарубежного производства! Вот куда утекают деньги предприятия! Это колоссальная экономия. Прибор окупается в течение первого месяца эксплуатации, а затем автопредприятие получает чистую экономию. Я уже не говорю о том, что некоторые водители могут заправить дорогой автомобиль топливом отвратительного качества из стоящего на трассе трактора, заплатив вдвое меньше и сдав в отчет купленный на той же трассе чек. Иногда водители «накручивают» показания спидометра, списывая на якобы пройденные километры горючее. Такие махинации просто исключены в условиях работы системы FMS. Данные чека, объем и время заправки соотносятся со временем и объемом заправки зафиксированных в системе FMS, поэтому все тайное становится явным.

В компании ООО «Горнеруд», осуществляющей перевозку бетона, установка системы контроля расхода топлива FMS позволила серьезно скорректировать нормы расхода топлива:
«Например, для четырехосной “Скании” при перевозке бетона норма расхода топлива на 100 километров была 99 литров. Однако с помощью FMS мы выяснили, что наши “Скании” фактически потребляют 75–80 литров на 100 километров, при стандартной загрузке, — говорит В.И. Вислобоков, ООО «Горнеруд». — Разница в 19–24 литра на каждые 100 км пробега — величина серьезная. Прибор окупается менее чем за месяц, а дальше — чистая экономия».

«Система после первого месяца эксплуатации дала ощутимые результаты в виде разницы между данными чеков топливной компании и реальными заправками в бак автомобиля, — замечает начальник гаража ЗАО “Айсбит” Г.А. Айдиньян. — Водители очень часто договариваются с оператором АЗС о чеке, к примеру, на 100 литров и реальной заправке в 50 литров, разница возвращается водителю в виде наличных. Только сверяя чеки с реальными заправками, мы увидели расхождения до 300 литров топлива в месяц на полуторатонный грузовик, и до 1000 литров на седельный тягач. Экономия получилась бешеная. Я уже не говорю о поддельных чеках и сливах — это все проверить очень легко, отчет составляется за несколько секунд, все действия водителя — как на ладони».

В компании ООО «Омникомм Технологии» отмечают, что в последнее время все больший интерес к их продукции проявляют не только автоперевозчики, но и строительные компании, горнодобывающие предприятия и карьеры — расходомеры топлива устанавливаются на самосвалы, экскаваторы, карьерную технику, погрузчики, трубоукладчики, дизельные электростанции, тепловозы, топливозаправщики, буровые установки, на любые типы транспортных средств и спецтехники. А сравнительно невысокая стоимость прибора FMS, точность и надежность получаемой информации как раз и позволяют гораздо точнее планировать доходы и расходы при осуществлении перевозок и работы техники.

Успешно прошла экспериментальная установка нескольких приборов на золотодобывающем руднике ЗАО «Многовершинное» (Хабаровский край), получена заявка на оснащение всего автопарка. В 2005 г. оборудованием OmniCOMM оснащено месторождение «Звездное» (Чукотка, поселок Майский, добыча золота, глубокие залежи). Оборудование OmniCOMM напрямую закупается такими мировыми производителями, как TATRA — для оснащения нового транспорта прямо на конвейере и поставке техники для компании «Сургутнефтегаз». С 2005 г. оснащается весь автопарк ООО «Надымгазпром». Одними из постоянных клиентов и дилеров ООО «Омникомм Технологии» являются компании «Стройтрансгаз», «Транснефть», «Подводнефтегазсервис», «Устюггаз», «АЛРОСА», «БАМстроймеханизация», «Кривбасс-БелАЗ-сервис» и многие другие.

Помимо контроля расхода топлива, снимая показания прибора FMS, мы можем анализировать эффективность работы техники, видеть, простаивала она или работала, просто был заведен двигатель или машина двигалась, а также как именно она передвигалась. Все это облегчает контроль над транспортом, дисциплинирует водительский персонал и позволяет использовать ресурсы предприятия максимально эффективно.

Дата: 15.06.2006
С. В. Емельянов
"НефтьГазПромышленность" 4 (24)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!