|
|||||
1 стр. из 1 К началу летнего строительного сезона Ленинградская область практически завершила подготовку к реализации проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Об этом сообщил в своем интервью председатель Областного комитета по строительству Олег Алимпиев. Регион приступает к работе Прошло примерно полгода, как Президентом РФ В. В. Путиным была озвучена идея проектов развития важнейших отраслей хозяйства России, и в нашей стране началась подготовка программ в сферах здравоохранения, образования, сельского хозяйства и строительства. Вслед за разработкой соответствующих документов на федеральном уровне к работе по подготовке нормативной базы для реализации этих проектов приступили и регионы. О том, какими путями будет обеспечено снижение себестоимости жилых площадей и какие проблемы предстоит решить, чтобы национальный проект был реализован в интересах развития региона, а не «для галочки», мы и поговорили с Олегом Алимпиев. — В настоящее время мы практически завершили подготовительную часть работы по реализации национального проекта в сфере жилищного строительства на территории области. Финальным этапом этой подготовки стало подписание пакета соглашений между правительством Лен-области и администрациями муниципальных образований 1-го (поселенческого) и 2-го (районного) уровней. Напомню, что по закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» именно муниципальные администрации городских и сельских поселений должны решать все вопросы обес-печения граждан жильем, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда. Однако понятно, что без поддержки со стороны профильных комитетов регионального правительства, а также администраций районного уровня они едва ли смогут самостоятельно решать эти задачи. Сейчас мы приступаем уже к практической реализации проекта «Доступное и комфортное жилье». К сожалению, за 1-й квартал 2006 г. в области было введено всего лишь 31 тыс. кв.м. жилья. Очень мало даже по сравнению с прошлым годом… Но причины этого спада известны. Помимо того что начало года в принципе бедновато по объемам вводимого в строй жилья (наиболее массовая сдача объектов происходит осенью и в начале зимы), строительное сообщество находилось в ожидании, не зная еще к чему приведет изменение политики государства в сфере жилищного строительства. Национальные проекты были оформлены в виде программ только в конце 2005 г. До сих пор из Москвы в регионы продолжают поступать нормативные документы; не решен ряд вопросов, связанных с порядком и источниками финансирования. Несмотря на эти досадные проволочки губернатор В. П. Сердюков принял решение приступить к реализации проекта на территории региона, используя те средства, которые заложены на эти цели в областном бюджете. Практически весь 1-й квартал 2006 г. как раз и прошел в подготовке региональной нормативно-правовой базы, разработке и принятии постановлений и законов Лен-области, регламентирующих порядок реализации национального проекта. Уже 2-й квартал должен показать реальное изменение ситуации. По предварительным данным, за этот период должно быть введено не менее 140 тыс. кв. м нового жилья, построенного как за счет средств инвесторов-застройщиков, так и на бюджетные деньги. Если говорить о социальных обязательствах государства в сфере жилищного строительства, то свою основную задачу правительство области видит в том, чтобы равномерно обеспечивать жильем льготные категории граждан. Вместе с администрациями муниципальных образований наш комитет ведет мониторинг очередников. В 2006 г., используя различные схемы, включая безвозмездные субсидии и внесение под ипотечный кредит первоначальных взносов из бюджета, мы планируем обеспечить или помочь в приобретении жилья для 9 808 человек. В области числится 65 тыс. семей и отдельных граждан, которые по закону имеют право на государственную поддержку в улучшении жилищных условий. На будущий год мы планируем обеспечить жильем 12 тыс. семей, в 2008 г. — уже 13,5 тыс. и так далее. До 2010 г. только в этом секторе мы должны ввести 1,105 млн. кв. м. жилья, что позволит полностью расселить всех очередников. Финансирование строительства будет идти не только из федерального, областного и муниципальных бюджетов, но и других источников: инвестиционных отчислений застройщиков промышленных и гражданских объектов, собственных накоплений граждан, ипотечных кредитов. Как сделать жилье доступным? — Олег Николаевич, за счет чего удастся снизить себестоимость квадратного метра жилья, возводимого инвесторами-застройщиками? — Существует несколько путей. Причем, подчеркну, они не исключают, а дополняют друг друга, позволяя снизить стоимость новых квартир до 12, 15, 18 тыс. рублей за кв. м.То есть более чем вдвое, если сравнивать с сегодняшними расценками. Итак, за счет чего это будет достигнуто? В первую очередь за счет снижения затрат строительных компаний на проектирование, проведение изысканий, подключение к инженерным сетям, аренду или покупку земельных участков. Эти статьи расходов застройщик включает в стоимость жилой площади, что приводит к ее удорожанию на 30–50 %. Освобождение застройщиков от этих затрат является сегодня одной из основных задач комитета по строительству и наших коллег из других профильных комитетов. Совместно с областным комитетом по градостроительству и архитектуре нами разработано 6 типов проектов, которые могут повторно применяться в различных условиях. Согласно этим проектам дома будут формироваться из типовых секций, компоновка которых будет варьироваться. Разработано 3 проекта многоэтажных домов, в основу которых заложены технологические возможности областных домостроительных комбинатов: Гатчинского ДСК, Гатчинского ССК, ДСК-3 и других. Также разработано 3 повторно применяемых проекта одноэтажных домов и таун-хаузов, предусматривающих использование разных строительных материалов: кирпича, дерева и на основе сборно-щитовой технологии. По этим проектам могут работать такие областные фирмы, как «Бессер», «Александр-строй», «Дитрих-дизайн», «Регион-строй» и др., которые были отобраны по результатам обсуждений на специально проведенных экспертных совещаниях. Проблемы снижения затрат на инженерию требуют более адресного, точечного подхода, ведь в разных населенных пунктах Ленобласти ситуация далеко не одинакова. На отдельных территориях подключение к сетям и источникам жизнеобеспечения по объективным причинам требует минимальных затрат. Источники тепло-, водо-, газо-, энгергоснабжения имеют резервы, на отведенных под застройку площадках есть инженерные сети, заблаговременно были проведены все необходимые изыскания. А есть участки, где придется строить буквально в чистом поле, и, соответственно, затраты на обустройство пятен под застройку требует серьезных вложений. Мы в отдельном порядке рассматриваем каждую площадку, стараемся привлечь инвесторов под гарантии областного бюджета, где на строительство инженерии заложено 800 млн. руб., ищем другие варианты. Таким образом, этот путь снижения затрат на жилищное строительство будет реализован как за счет организационных мероприятий по освобождению застройщиков от обременений, так и конструктивно — благодаря использованию повторно применяемых проектов. Другим направлением наращивания объемов строительства доступного и современного жилья в Ленобласти должно стать индивидуальное домостроение. Специфика регионов, где развито сельское хозяйство, заключается в том, что жилищное строительство должно идти не только в районных и промышленных центрах, но и в обязательном порядке на селе. И зачастую в деревне или поселке нужно построить буквально один-два дома, что, естественно, не может быть выполнено силами застройщиков многоэтажного жилья. Конечно, в таких городах, как Гатчина, Всеволожск, Выборг, Сосновый Бор, Светогорск, Приозерск, можно застраивать сразу большими площадями до 100–200 тыс. кв. м. Однако без строительства на селе это приведет к стягиванию сельского населения в города и его превращению из крестьян в промышленных рабочих или работников торговли и обслуживания. Тогда мы рискуем просто-напросто потерять село — основу нашей страны! Этого ни в коем случае нельзя допустить… Сегодня на территории области строится около 350 индивидуальных жилых домов-коттеджей, стоимость которых не превышает установленный Росстроем социальный уровень. Безусловно, это очень мало для такого региона, как Ленобласть. Объемы индивидуального жилищного строительства по доступной, социальной цене необходимо увеличить как минимум в 5 раз. В крупных поселках, где застройщик сможет осваивать сразу 10–20 га, стоимость индивидуального сборного или деревянного жилья станет еще ниже за счет снижения строительных издержек при увеличении объемов. Но нельзя забывать и о тех населенных пунктах, где потребность в новом жилье значительно меньше. В Ленобласти есть деревни, где нужно поставить один-единственный дом для сельского учителя, например, или врача, или пенсионера-льготника. Или военнослужащего, который отслужил по контракту и, получив жилищный сертификат, захочет поселиться где-нибудь на природе и вложит свой сертификат в строительство дома, скажем, в деревне Шуг-озеро… Мы работаем над решением и этого вопроса. Сегодня по инициативе губернатора В. П. Сердюкова в области принята программа строительства 16-ти сельских ФАПов с жильем для фельдшеров. Рассматриваем возможность за счет бюджета построить столько же милицейских пунктов с жильем для участковых милиционеров. Сельских учителей мы обеспечиваем по программе для работников бюджетной сферы. Если в каждом селе будет свой учитель, врач, милиционер — никуда село не исчезнет. Ведь это стержень на селе — и политический, и экономический, и социальный, и культурный. Дети смогут учиться — родители не уедут; старики и маленькие дети смогут лечиться — они со своими семьями не уедут; порядок на территории есть, меньше пьянства, хулиганов — люди также не уедут… Губернатором поставлена задача формировать такие ядра в каждом сельском населенном пункте с тем, чтобы они прирастали населением, а не убывали. Третий путь — это замена традиционных строительных конструкций (панельных, кирпичных, монолитных) новыми разработками. Сейчас областные строительные компании активизируют эту работу. Например, в конце апреля мы провели натурные испытания новых домостроительных конструкций компании «Рекон-Ижора». По данной технологии основной несущей конструкцией дома является каркасно-балочная рама, что позволяет строить здания любой конфигурации, со свободной внутренней планировкой. При этом стены могут быть выполнены из любого материала. Существенное снижение себестоимости строительства можно обеспечить и за счет замены импортных строительных материалов на отечественные. Ведь за редким исключением продукция зарубежной стройиндустрии сегодня ничем не лучше той, что выпускают наши предприятия. Нельзя не упомянуть и о том, что спрос на жилье и, следовательно, процесс жилищного строительства «тормозит» высокая процентная ставка по кредитам, предоставляемым банками на строительство или приобретение квартир, домов. В той же Европе, Канаде, Америке кредитная ставка не превышает 3–5 %. Однако, озвученный Президентом РФ В. В. Путиным приоритетный национальный проект в сфере жилищного строительства «подтолкнул» отечественные банки снижать ставки по кредитам. Еще год назад ставка достигала 18 % годовых, а сегодня практически все банки предлагают кредиты уже под 12–13 %. Правительством Ленинградской области заключено соглашение с 21 банком: «Сбербанком», Санкт-Петербургским банком, паевым инвестиционным фондом КИТ и так далее. Сейчас мы готовим конкурс по программе инженерной подготовки территорий. В областном бюджете заложено 400 млн. руб. гарантий и, если удастся выиграть федеральный конкурс, то Ленобласть сможет гарантировать финансовым структурам возврат еще 400 млн. руб. инвестиций, вложенных в строительство инженерии. Банки активно откликнулись на наше предложение участвовать в конкурсе и подали заявки на участие в финансировании этой программы. Словом, у нас есть уверенность, что приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» будет успешно реализовываться на территории Ленинградской области. Дата: 26.06.2006 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 5 (90)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||