Киришский НПЗ — на стройплощадке

1 стр. из 1

Вот уже почти год в Киришах, на нефтеперерабатывающем заводе «ПО «Киришинефтеоргсинтез», продолжается строительство самого крупного и самого современного не только в России, но и в Европе, комплекса для глубокой переработки нефти — гидрокрекинга. В конце апреля киришский НПЗ завершил монтаж крупногабаритных установок нового комплекса и сейчас приступил к строительству почти 300-метровой дымовой трубы и технологических печей. Работы ведутся в соответствии с графиком, и, по словам генерального директора предприятия Вадима Сомова, комплекс будет введен в эксплуатацию в четвертом квартале 2008 г. Пуск нового комплекса позволит киришскому нефтеперерабатывающему заводу существенно увеличить выпуск топливной продукции — бензинов, керосина, дизтоплива, получаемых из того же, что и сегодня, объема нефтяного сырья.

Что такое гидрокрекинг?

Гидрокрекинг — это каталитический процесс переработки низкосортных топлив. За счет первичной переработки из некоего объема нефтяного сырья удается извлечь определенное количество светлых (бензины, дизельное топливо) и темных (мазуты и т.п.) нефтепродуктов. Внедрение же технологии гидрокрекинга позволяет вовлечь темные нефтепродукты в дальнейшую переработку, получая из них светлые, более дорогостоящие и более востребованные, нефтепродукты. В результате из одного и того же объема сырой нефти можно получать больше светлых продуктов.

По разным методикам расчета, глубина нефтепереработки на «Киришинефтеоргсинтез» колеблется от 40 % до 56 % (если определять глубину переработки как отношение объема выпуска конечной продукции к объему перерабатываемого сырья). С запуском комплекса гидрокрекинга завод выйдет на уровень 70–78 %.

Установленная мощность «Киришинефтеоргсинтез» — 17,3 млн. т нефти в год. Из этого количества сырья, в процессе первичной переработки, выход светлых нефтепродуктов составляет около 48–50 %. Следовательно, остается примерно 8–9 млн. тмазута. Из этого количества около 5 млн. т пойдет на глубокую переработку, что позволит дополнительно получать примерно 3 млн. т светлых нефтепродуктов (бензины, керосин и дизтопливо).

В результате из одного и того же объема сырой нефти можно будет в большем количестве получать готовую продукцию, сократив долю выпуска полуфабрикатов. Собственно говоря, этим и определяется глубина переработки нефти, повысить которую — основная цель ввода нового комплекса на заводе «КИНЕФ».

Технологической основой работы комплекса станут 6 установок, в каждой из которых будет реализован свой физико-химический процесс, своя стадия переработки углеводородного сырья, и только вместе они образуют единый процесс. В первой установке комплекса — вакуумной колонне — будет проводиться подготовка мазута к дальнейшей переработке путем отгонки из него вакуумного газойля. Далее начинается собственно гидрокрекинг, где под воздействием давлений, температур и катализаторов в специальных реакторах из вакуумного газойля будут получаться различные фракции, которые пойдут на производство бензинов, керосинов, дизельных топлив.

Кроме уже перечисленных конечных продуктов гидрокрекинга в результате переработки мазута остается, к примеру, еще такая тяжелая фракция, как гудрон — он тоже пойдет на переработку; этот процесс называется висбрекинг (упрощенно говоря, это процесс разложения гудрона под воздействием высоких температур), и для его реализации в составе комплекса строится специальная технологическая установка.

Строительство: шаг за шагом

К реализации планов по созданию комплекса гидрокрекинга завод начал готовиться еще с начала 1990-х гг. Но, к сожалению, именно на эту пору пришлась «перестройка», вылившаяся в развал народного хозяйства страны, и такой серьезный проект, как создание нового комплекса глубокой переработки нефти, пришлось отложить…

В 1995–1997 гг. было разработано технико-экономическое обоснование строительства комплекса глубокой переработки нефти на базе установки глубокого гидрокрекинга вакуумного газойля. В разработке проекта приняли участие Ленгипронефтехим, компания «АББ Луммус Глобал», институты ВНИПИнефть и Гипрогазоочистка. Начиная с 2002 г. шла разработка рабочей документации по строительству, началась подготовка стройплощадки. В июне прош-лого года в Кириши начало поступать первое оборудование и на пороге своего 40-летия завод наконец-таки приступил к реализации своих давних планов.

В принципе, доставка оборудования на киришский НПЗ — тема отдельного разговора… Помимо уникальной (даже по европейским меркам) производительности нового комплекса — переработка 3 млн. т вакуумного газойля в год — процесс гидрокрекинга идет под давлением до 200 атмо-сфер и при температуре более +500 0С. Чтобы выдержать такую нагрузку, толщина стенок реакторов составляет 320 мм. Вследствие этого и вес технологического оборудования нового комплекса измеряется сотнями тонн. Так, один из реакторов, смонтированных на площадке будущего комплекса, весит не много не мало более 1 200 т!

Российским грузоперевозчикам еще никогда не приходилось работать с таким тяжеловесным оборудованием, и технологию его доставки пришлось осваивать с нуля, увязывая в единый проект отдельные этапы этого процесса. Везли его практически со всего света — и из Японии (реактор), и из Италии (вакуумная колонна). Поскольку везти крупногабаритное и тяжелое оборудование можно было только по воде, был расширен вход в р. Волхов. На берегу Черной речки, которая проходит в километре от завода, была построена усиленная разгрузочная площадка для временного размещения оборудования и специальная площадка (подушка) на дне реки, так как процедура разгрузки тысячетонного оборудования требует, чтобы баржа была притоплена и ее днище имело упор на дно.

Также пришлось усиливать дорогу от разгрузочной площадки до места строительства комплекса и заказывать в Голландии специальные моторные многоколесные площадки — «сороконожки». Выгрузка оборудования происходила, в общих чертах, следующим образом: по специальным сходням на баржу подъезжает площадка-«сороконожка», которая как бы подныривает под крупногабаритный агрегат, поднимает его и перевозит на берег — на подготовленную площадку. Потом на этих платформах осуществлялась и доставка технологического оборудования на площадку строительства комплекса гидрокрекинга.

Оборудование пришлось везти готовым (а не собирать на месте) по ряду причин. Во-первых, из-за его размеров: при толщине стенки более 300 мм обеспечить высокое качество сварки вне заводских условий практически невозможно. Кроме того, корпусы технологического оборудования прошли термообработку, и к ним ничего нельзя приваривать, поэтому все монтажные элементы были продуманы еще на стадии размещения заказа.

В ноябре прошлого года голландская фирма «Мамут» (подрядчик), которая специализируется по монтажу крупногабаритного оборудования, приступила к его подъему на заранее подготовленные фундаменты. Еще до начала монтажных работ рассматривалось 4 варианта подъема оборудования и на конкурсные торги были приглашены 4 фирмы, использующие различные методы подъема оборудования. А оборудование, закупленное заводом «Киришинефтеоргсинтез», еще на заводах-изготовителях было оснащено специальными элементами для монтажа с применением любого из них.

Первоначально для подъема оборудования планировалось заказать 1 500-тонный кран, но на площадке работал 850-тонный кран. Дело в том, что технологии фирмы «Мамут», выигравшей конкурс, позволили распределить нагрузку между основным краном и несколькими вспомогательными механизмами и, соответственно, обойтись 850-тонным. Интересная деталь: только для доставки этого уникального крана в разобранном виде на стройплощадку потребовалось около 90 железнодорожных контейнеров!

В конце апреля «Мамут» завершила свою работу. Однако строителям нового комплекса предстоит еще выполнить колоссальный ее объем. Проведены тендеры на монтаж дымовых труб и фундаментов 12-ти технологических печей. Идет подготовка и к монтажу печей, которые, кстати, тоже являются уникальными: каждая печь весит по 3–4 тыс. т. К счастью, их можно доставить и в разобранном виде.
20 апреля на площадке нового комплекса киришского завода приступили к сооружению дымовой трубы, высота которой составит 235 м. На ее строительство потребуется порядка 3 000 куб. м бетона и 367 т арматуры. Полностью труба будет готова к концу 2007 г.

На сегодняшний день оформлены контракты практически на все оборудование комплекса гидрокрекинга и все усилия сосредоточиваются уже непосредственно на самом строительстве. Помимо технологических установок в состав комплекса гидрокрекинга войдут эстакады, трубопроводы, компрессорные, операторные, новые очистные сооружения, градирни, электроподстанции, тепловое хозяйство, резервуарные парки, насосные станции и т. д.

Расчетная мощность потребления электроэнергии новым комплексом составит 900 МВт — столько же, сколько и на существующем производстве. Поэтому к комплексу гидрокрекинга предстоит провести отдельный кабель на 110 кВ (с Киришской ГРЭС-19, на протяжении всех 40 лет питающей «Киришинефтеоргсинтез»). Кстати сказать, для работы технологического оборудования требуется пар — он будет производиться на установках, которые находятся в составе комплекса гидрокрекинга.

В целом, большая часть капвложений — порядка 60 % — пойдет именно на строительство объектов общезаводского хозяйства и лишь около 40 % — на создание собственно производственного комплекса.

Дата: 26.06.2006
Дмитрий Митропольский
"Петербургский строительный рынок" 5 (90)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!