Итоги года жилищной реформы в Санкт-Петербурге

1 стр. из 1

Именно под таким названием в начале мая состоялась пресс-конференция, которую провел председатель Жилищного комитета администрации Санкт-Петербурга Юнис  Халитович Лукманов. Собравшимся был представлен отчет о деятельности Комитета за минувший 2005 год, который мы и предлагаем вашему вниманию.

Для реформирования жилищно-коммунального хозяйства 2005 г. стал переломным. Удалось разрушить десятилетиями существовавшую ведомственную монополию — систему, при которой граждане не имели возможности выбора способа управления своим домом, обслуживающей организации, которая обеспечит качественные услуги по доступной цене. Сейчас все больше людей создают в своих домах ТСЖ и выбирают ту управляющую компанию, которая, по их мнению, предлагает наиболее качественные услуги. Для сравнения: за 2005 г. в домах бывшего государственного жилищного фонда было создано 893 ТСЖ, тогда как за весь 2004 г. — всего 124. Сегодня более 25 % жилищного фонда Санкт-Петербурга — это ТСЖ и ЖСК.

В 2005 г. Жилищным комитетом были проведены конкурсы на право заключения договоров на управление жилищным фондом. В результате проведенных конкурсов переданы в управление 17,97 млн. кв. мжилищного фонда города. Таким образом, 25,5 % площади многоквартирных жилых домов, в которых не выбран способ управления, обслуживается на конкурсной основе.

В нынешнем году планируется продолжать проведение конкурсных процедур.

Идет поэтапный переход к ценам, обес-печивающим полное возмещение затрат на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, который будет завершен в августе 2006 г. Таким образом, постепенно сокращается дотационностъ отрасли. В 2006 г. предполагается введение платы за наем для нанимателей и платы за капитальный ремонт — для собственников жилья. И теперь уже можно утверждать, что ценовая политика явилась прорывом в оздоровлении финансового состояния жилищной отрасли и делает ее более привлекательной для частных компаний.

Но, пожалуй, самым главным фактором, характеризующим работу жилищных организаций, является количество обращений от населения. Так, за 2005 г. количество жалоб сократилось в среднем на треть. Это означает только одно: жилищные службы стали работать лучше.

Нормотворческая деятельность Жилищного комитета в 2005 году

С вступлением в силу 1 марта 2005 г. Жилищного кодекса Российской Федерации нормотворческая деятельность Жилищного комитета в 2005 г. была направлена в первую очередь на приведение законодательства Санкт-Петербурга в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также продолжение работы, начатой в 2004 г., по формированию нормативной правовой базы для осуществления реформы.

Разработан и принят ряд нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, необходимых для реализации положений Жилищного кодекса РФ, касающихся оплаты жилого помещения, предоставления субсидий гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и другие:
 -  Закон Санкт-Петербурга от 11.07.2005 за № 401-47 «О плате за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах»;
 -  Закон Санкт-Петербурга от 11.07.2005 за №403-48 «О региональных стандартах в жилищной сфере».
 
В продолжение реализации ценовой политики в соответствии с Жилищным кодексом РФ в 2005 г. начата и в 2006 г. завершена разработка необходимых нормативных правовых документов для введения платы за наем жилого помещения для нанимателей. Предполагается в 2006 г. также завершить работу по разработке нормативных правовых документов для установления платы за капитальный ремонт для собственников помещений.

В целях реализации государственной политики по формированию рынка доступного жилья приняты следующие нормативно-правовые акты:
 -  Закон Санкт-Петербурга от 20.06.2005 за № 279-36 «О переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые»;
 -  Закон Санкт-Петербурга от 06.07.2005 за № 334-43 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Молодежи — доступное жилье»;
 -  Закон Санкт-Петербурга от 09.07.2005 за № 407-65 « О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального займа в Санкт-Петербурге».
 
Правительством Санкт-Петербурга одобрены и вынесены на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга:
 -  проект закона Санкт-Петербурга «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга»;
 -  проект закона Санкт-Петербурга «О жилищной политике Санкт-Петербурга»;
 -  проект закона Санкт-Петербурга «О по-рядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга».
 
Правительством Санкт-Петербурга в целях реализации Жилищного кодекса РФ и вышеуказанных законов Санкт-Петербурга приняты следующие нормативные правовые акты, разработанные Жилищным комитетом:
 -  Распоряжение правительства Санкт-Петербурга от 12.07.2005 за № 89-рп «Об организации работы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по предоставлению гражданам жилых помещений по договорам социального найма в порядке, предусмотренном статьями 86–88 Жилищного кодекса РФ;
 -  Постановление правительства Санкт-Петербурга от 02.08.2005 за № 1151 «О концепции обращения с отходами в Санкт-Петербурге на 2006–2014 годы»;
 -  Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.09.2005 за №1489 «О внесении изменений в Постановление правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 № 215»;
 -  Постановление правительства Санкт-Петербурга от 17.10.2005 за № 1545 «О порядке ведения учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, и взаимодействии исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при осуществлении учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий»;
 -  Постановление правительства Санкт-Петербурга от 17.10.2005 за № 1546 «Об актуализации базы данных учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий»;
 -  Распоряжение правительства Санкт-Петербурга от 17.10.2005 за № 141-рп «О районных жилищных комиссиях»;
 -  Постановление правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2005 за № 1600 «О внесении изменения в Постановление правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 № 1586».
 
Кроме того, в 2005 г. Комитетом разработан и принят ряд нормативных правовых документов Санкт-Петербурга и Жилищного комитета, касающихся организации работы подведомственных государственных учреждений в условиях реформы по различным направлениям деятельности.

Внедрение приборного учета расхода энергоресурсов

Внедрение приборного учета расхода энергоресурсов и воды в городском хозяйстве Санкт-Петербурга является необходимым условием для реализации всего комплекса энергосберегающих мероприятий, способствует контролю за потреблением топливно-энергетических ресурсов, снижению расходной части бюджета на содержание организаций и предприятий по поставке и потреблению коммунальных услуг.
В жилищном фонде проведена инвентаризация тепловых вводов в жилые здания с целью определения необходимого количества узлов учета расхода тепловой энергии.

В настоящее время жилищный фонд оснащен 1 029 узлами учета потребления тепловой энергии, хотя потребность в установке составляет 16 568 узлов учета.

В 2005 г. установлено 572 узла учета тепловой энергии, в том числе:
 -  313 узлов на общую сумму 63,2 млн. руб. за счет ведомственной структуры расходов Жилищного комитета;
 -  259 узлов установлено ГУ «Жилищное агентство» за счет прочих (внебюджетных) источников финансирования.
 
Это значительно больше, чем в предыдущие годы, но очень мало по сравнению с потребностью.

Приоритетным способом решения проблемы энергоресурсосбережения в ближайшие годы должны стать инвестиции. Именно с привлечением инвестиций в 2006 г.должны быть проведены работы по совершенствованию расчетов за тепловую энергию с установкой более 150 приборов учета тепла в Приморском районе. Заключен инвестиционный договор между ГУ «Жилищное агентство Приморского района» и ООО «АРМО-СПб» на их установку.

В соответствии с Постановлением правительства Санкт-Петербурга № 610 от 11.05.2005 г. «О мероприятиях по совершенствованию расчетов за тепловую энергию в жилищном фонде Санкт-Петербурга», в целях совершенствования расчетов за тепловую энергию, в 2005–2006 гг. надлежит провести эксперимент в Приморском районе города по совершенствованию расчетов за тепловую энергию для оценки экономической эффективности реализации мероприятий по внедрению приборного учета и расчетов за потребленную тепловую энергию с поставщиками на основании показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии.

Жилищным комитетом совместно с Комитетом по энергетике и Комитетом финансов разработана и утверждена «Временная методика расчета экономической эффективности от внедрения общедомовых узлов учета тепловой энергии на объектах жилищного фонда Санкт-Петербурга».
Методика направлена на стимулирование мероприятий, проводимых организациями, осуществляющими управление (обслуживание) государственным жилищным фондом, по оптимизации объема потребления тепловой энергии. В связи с тем, что установка приборов учета началась только в 2005 г.,методика расчета экономии фактически начала действовать только с 2006 г.
Так, по данным за февраль 2006 г., экономия на один узел учета составила в среднем 15 % от проектной нагрузки, по которой были бы выставлены счета от теплоснабжающей организации. Например, Адмиралтейский район (февраль 2006 г.) — экономия в среднем 20 % (на сумму 880 тыс. руб.).

Бюджетом Санкт-Петербурга на 2006 г.Жилищному комитету предусмотрено 73,2 млн. руб. на установку узлов учета. На указанную сумму планируется установить 300 узлов.

Ремонт аварийного жилищного фонда

Из объема общей площади жилых помещений, официально признанных Экспертной строительной комиссией по обследованию строительных конструкций в жилых общественных зданиях, находящихся в аварийном состоянии, аварийными на 01.01.2006 г. признаны 208,2 тыс. кв. м(1866 квартир и 199 комнат).
За период с 1994 по 2005 гг. отремонтировано 374,2 тыс. кв. м общей площади аварийного жилищного фонда, в том числе 274,6 тыс. кв. м за счет средств инвесторов.

Выполнение капитального ремонта аварийного жилищного фонда в 2005 г. составило 31,6 тыс. кв. м (или 381 квартира), в том числе за счет инвесторов — 26,2 тыс. кв. м (или 301 квартира). Экономия бюджетных средств от привлечения инвесторов к ремонту аварийного жилищного фонда в 2005 г.составила 215,1 млн. руб.

В 2004 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 33 от 22.01.2002 «О подпрограмме «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы» и в целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Санкт-Петербурге, а также реализации прав граждан на жилище Постановлением правительства Санкт-Петербурга №1586 от 21.09.2004 утвержден «План мероприятий по переселению жителей Санкт-Петербурга из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004–2010 годы» и Адресный перечень ветхих и аварийных жилых домов, подлежащих расселению в 2005 г.

Год

Наличие аварийного жилищного фонда (тыс. кв. м)

Отремонтировано за год (тыс. кв. м)

2004

296,7

34,3

2005

299,3

31,6

2006

208,2

40,7 (план)

Выполнение указанного плана мероприятий позволило в 2005 г. расселить из 62,8 тыс. кв. м площади, находящейся в аварийном состоянии.

Благоустройство дворовых территорий

Начиная с 2002 г. в рамках подготовки к 300-летию Санкт-Петербурга админис-трацией города особое внимание было уделено благоустройству дворовых территорий и приведению в надлежащее состояние элементов внешнего благоустройства жилого фонда.
Для повышения уровня комфортности жилищных условий и обеспечения высокого качества предоставляемых коммунальных услуг Жилищными организациями выполняются мероприятия по благоустройству дворовых территорий, содержанию элементов внешнего благоустройства жилого фонда и санитарному содержанию территорий и парадных жилых домов.

Постановлением правительства Санкт-Петербурга №1814 от 16.11.2004 утверждены планы мероприятий благоустройства дворовых территорий Санкт-Петербурга на 2005–2007 гг.

Согласно выделенному финансированию по ведомственной структуре расходов администраций районов в 2005 г. и адресным программам благоустройства дворовых территорий предполагалось благоустроить 1 190  дворов и 1 421 дом с выполнением ремонта:
 -  асфальтовых покрытий — в объеме 1,4 млн. кв. м,
 -  зеленых насаждений — в объеме 0,6 млн. кв. м.
 
В связи с полученной экономией средств по проведенным конкурсным процедурам отремонтировано асфальтовых покрытий — в объеме 1,6 млн. кв. м, дополнительно выполнены работы:
 -  устройство 12 контейнерных площадок,
 -  устройство 30 детских площадок,
 -  устройство набивных дорожек, установка малых архитектурных форм и ограждений.
 
Во исполнение Постановления правительства Санкт-Петербурга №1814 от 16.11.2004 и согласно Закону «О бюджете Санкт-Петербурга на 2006 год», а также в соответствии с выделенным финансированием в сумме 1 611 780,6 руб. для реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий на основе представленных администрациями районов адресных программ Жилищным комитетом разработан План мероприятий по благоустройству дворовых территорий на 2006 г.

Согласно этому Плану мероприятий предполагается произвести следующие виды работ:
 -  асфальтирование — 1 424,8 тыс. кв. м,
 -  мощение — 51,8 тыс. кв. м,
 -  озеленение — 835,8 тыс. кв. м,
 -  установка контейнерных площадок — 30 шт.,
 -  установка детских площадок — 22 шт.

Мероприятия по совершенствованию системы сбора коммунальных отходов

Разработана и одобрена правительством Санкт-Петербурга «Концепция обращения с отходами в Санкт-Петербурге на период 2006–2014 гг.». В документе проведен всесторонний анализ сложившейся ситуации в области обращения с отходами, определены приоритеты в развитии системы обращения с отходами:
 -  минимизация образования отходов;
 -  максимальное извлечение из коммунальных отходов токсичных фракций и вторичных ресурсов;
 -  увеличение доли перерабатываемых отходов по отношению к отходам, захораниваемым без переработки;
 -  предупреждение несанкционированного размещения отходов и возврат в хозяйственный оборот территорий, занятых полигонами и свалками.

Существующие объекты

Перспективные объекты

Завод «МПБО-1»

Реконструкция завода «МПБО-1»

Завод «МПБО-2»

Строительство 2-й очереди завода «МПБО-2»

-

Строительство завода «МПБО-3 «Новоселки»

-

Строительство завода «МПБО-4 «Мга»

Полигон «Южный»

Рекультивация полигона «Южный»

Полигон «Новоселки»

Реконструкция полигона «Новоселки»

-

Строительство полигона пос. Мга

Станции перегруза: Московский, Василеостровский, Приморский, Красногвардейский р-ны.

Строительство 6 станций перегруза: Василеостровский, Фрунзенский, Красногвардейский, Приморский, Невский р-ны.


 
Разработан план мероприятий по реализации Концепции с ориентировочным расчетом затрат по его реализации, согласованный с Комитетом финансов и Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли.

Совместно с КГА разработана схема санитарной очистки Санкт-Петербурга.

Совместно с ОАО «Автопарк №1 «Спецтранс» разработана система сбора крупногабаритных отходов.

Установлено 412 контейнеров для селективного сбора отходов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и 435 контейнеров для селективного сбора отходов по 215 адресам в 9-и районах города за счет средств подрядчиков по вывозу.

Разработана и согласована с администрациями районов и Комитетом по градостроительству и архитектуре Адресная программа по установке 150 пунктов приема вторичного сырья у населения на коммерческой, возмездной основе.

Совместно с администрациями районов и при участии Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, а также автопредприятиями «Спецтранс» создано 67 современных контейнерных площадок.

Создан Инжиниринговой центр в виде некоммерческой организации для разработки проектов и технологий в области переработки ТБО.

Совместно с правительством Ленинградской области сформирован координационный совет для решения общих задач в области обращения с отходами.

При Жилищном комитете создан Экспертно-технический совет для оценки проектов и технологий в области переработки ТБО.
В администрациях районов Санкт-Петербурга созданы уполномоченные службы для работы по организации учета образователей отходов.
Совместно с Департаментом экологической безопасности (DEPA, Дания) создана рабочая группа в составе Жилищного комитета, Российской Академии наук, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности для разработки финансовой модели обращения ТБО на территории Санкт-Петербурга (FIZIBL).

Организовано участие Жилищного комитета в 2-х международных и 2-х российских выставках, получившее высокую оценку организаторов и участников выставок.

Ведется постоянная работа по обмену как российским, так и зарубежным опытом в области обращения с отходами, по совершенствованию технологий и управления.

Разработка и внедрение целевых программ

В 2005 г. в рамках целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи — доступное жилье» улучшили свои жилищные условия 66 семей (или 129 человек).
В целях достижения целей Программы (обеспечить жильем к концу реализации Программы 500 ее участников) Жилищным комитетом в начале 2005 г. был подготовлен проект закона Санкт-Петербурга о внесении изменений в Программу, предусматривающий в том числе увеличение финансирования Программы как за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (ежегодный объем финансирования составил: 2006 г. — 100 млн. руб., 2007 г. — 204 млн. руб., 2008 г. — 228 млн. руб.), так и внебюджетных источников посредством внедрения в рамках Программы системы ссудонакопления.

Подготовленный Жилищным комитетом Закон Санкт-Петербурга «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Молодежи — доступное жилье» был подписан губернатором Санкт-Петербурга 06.07.2005 (№ 334-43).

Вышеуказанные изменения в Программе позволят, постепенно наращивая темпы ввода жилья для молодежи, обеспечить формирование необходимых и достаточных внебюджетных ресурсов для Программы. Так, в 2006 г. смогут улучшить свои жилищные условия 132 семьи, в 2007 г. — 232 семьи, в 2008 г. — 283 семьи.

В 2005 г. в рамках целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге на 2002–2012 годы» улучшили свои жилищные условия 306 семей (или 807 человек).

В 2005 г. Жилищным комитетом был подготовлен проект закона Санкт-Петербурга о внесении изменений в Программу, предусматривающий значительное увеличение ее финансирования.

Закон Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге на 2002–2012 годы» был подписан губернатором Санкт-Петербурга 19.07.2005 (№ 409-66).
В соответствии с ним ежегодное финансирование Программы начиная с 2006 г.увеличено в 2,5 раза (с 2006 по 2009 гг. — до 200 млн. руб., а в период с 2010 по 2012 гг.— до 220 млн. руб.).

Таким образом, с учетом подготовленных Жилищным комитетом изменений начиная с 2006 г. с использованием средств ипотечной субсидии при приобретении жилья в кредит ежегодно смогут улучшать свои жилищные условия не менее 570 семей городских очередников, что ориентировочно составит не менее 1 700 человек в год.

Кроме того, в 2005 г. Жилищным комитетом в целях увеличения количества семей, получивших субсидию в пределах существующего финансирования Программы-2, было подготовлено Постановление правительства Санкт-Петербурга от 30.09.2005 «О внесении изменений в Постановление правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 №215».

Во исполнение ежегодного послания губернатора Санкт-Петербурга Законодательному собранию Санкт-Петербурга от 30.03.2005 г., в части разработки специальной программы по содействию в улучшении жилищных условий работникам бюджетной сферы, Жилищным комитетом в 2005 г.была разработана целевая программа Санкт-Петербурга «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения», которая была утверждена Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 30.11.2005.

В период реализации Программы (2006–2015 гг.) будет обеспечено не менее 7 000 семей городских очередников, имеющих в своем составе работников бюджетной сферы системы образования, здравоохранения, социальной защиты (2006 г. — 333 семьи, 2007 г. — 383 семьи, 2008 гг. — 440 семей, и т. д.). При этом Программой предусмот-рен эффективный механизм закрепления квалифицированных кадров в бюджетной сфере Санкт-Петербурга.

Непосредственная реализация Программы начинается в 2006 г.

Дата: 26.06.2006
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 5 (90)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!