AquaStop-2006: гидроизоляция метрополитенов — в центре внимания

1 стр. из 1

В рамках IV Международного форума «Интерстройэкспо» 18–19 апреля состоялась III Международная научно-техническая конференция «Гидроизоляционные и кровельные материалы. AquaStop -2006». Ее организаторами выступили Академический научно-технический центр «Алит» и ЗАО «Балтэкспо» при поддержке Федерального агентства по строительству и ЖКХ, правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В конференции приняло участие 113 ведущих ученых, руководителей и технических специалистов из 70 фирм-производителей гидроизоляционных и кровельных материалов, сухих строительных смесей, а также строительные компании из России, Швейцарии, Австрии, Казахстана, Украины, Белоруссии, Узбекистана. В центре внимания участников конференции стояли актуальные вопросы в сфере гидроизоляции разных объектов и производства специализированных материалов.  Особое внимание собравшиеся уделили вопросам гидроизоляции различных сооружений метрополитенов и других подземных объектов.

Одновременно с конференцией прошло совещание главных инженеров служб тоннельных сооружений метрополитенов России и стран СНГ по гидроизоляции: 14 экспертами были представлены 7 крупнейших метрополитенов России и СНГ — Московский, Санкт-Петербургский, Днепропетровский, Киевский, Минский, Ташкентский и Новосибирский.

За два дня участниками конференции были заслушаны 20 докладов по основным вопросам в области гидро- и теплоизоляционных материалов, в том числе по гидро-изоляции подземных сооружений.

Большой интерес вызвало выступление представителя Международной ассоциации метро, начальника службы капитального строительства ГУП «Петербургский метрополитен» А. Г. Фурса. В своем докладе он проанализировал причины нарушения целостности гидроизоляции различных сооружений метрополитена.

Как правило в случае качественного выполнения работ в соответствии с технологическими принципами использования тех или иных материалов при эксплуатации особых проблем не возникает. Но в то же время надо признать, что различные нарушения технологии весьма распространены практически на всех метрополитенах. Это приводит к тому, что сразу после начала эксплуатации тех или иных сооружений (что естественным образом приводит к увеличению динамических нагрузок на них) эксплуатирующие организации начинают борьбу с неорганизованными водопритоками (протечками). В результате, по данным проводимого мониторинга, в 2005 г. для обеспечения нормальной эксплуатации из всех метрополитенов СНГ было откачано более 50 млн. куб. м воды. Наибольший объем приходится на Московский метрополитен (более 20 млн. куб. м),а также Ташкентский, Казанский и некоторые другие.

Главная причина этого, как уже говорилось, — несоблюдение технологии при ведении работ (порядка 60 % от общего количества протечек). На втором месте стоит проблема низкого качества самих используемых гидроизоляционных материалов. Нередки ошибки при проектировании и планировании.

Существенное значение играет и изменение гидрологической структуры, смещение массивов почвы, смещение естественных водных горизонтов, происходящих в результате ведения нового наземного строительства без учета существования подземных тоннельных и иных сооружений. Это наглядно свидетельствует, что в городах, где имеются метрополитены, сооружение любых объектов на поверхности не должно проводиться без тщательного анализа того, что расположено под землей.

Немаловажен и фактор ускоренной деградации железобетонных конструкций в результате стока дождевых вод, которые в крупных городах отличаются высокой загрязненностью и агрессивностью. При расчетном уровне кислотности pH 6–7,5 на практике этот показатель достигает до pH 12–13.

Свою роль играет и постоянное увеличение пассажиропотока. Так, при расчетной нагрузке 8,5 млн. человек в день Петербургский метрополитен перевозит иногда до 12–13 млн. пассажиров. Это вызывает ускоренную амортизацию и износ всех элементов подземных сооружений.

Все эти проблемы вызывают необходимость постоянного и тщательного мониторинга всех подземных сооружений на всех метрополитенах России и СНГ. Их специалисты изыскивают новые, более совершенные технологии борьбы с протечками, поддерживают постоянный контакт между собой (в том числе и через Международную ассоциацию метро), постоянно обмениваются накопленным опытом.

Интересный доклад «Современные материалы для гидроизоляции тоннелей и метрополитенов» был подготовлен к. т. н.Н. М. Ивановой, старшим научным сотрудником ЦНИИС Научно-исследовательского центра «Тоннели и метрополитены» (Москва).

При открытом способе сооружения тоннелей предусматривается дополнительная защита несущих конструкций гидроизоляционными материалами, которая представляет собой замкнутое по всему контуру многослойное покрытие, позволяющее при локальных повреждениях отдельного слоя компенсировать дефекты укладкой последующего слоя. Как показала практика, применение традиционных битумных рулонных материалов (гидроизола, гидростеклоизола), предусмотренных нормативной документацией, не может обеспечить надежную защиту обделок тоннелей от воды и агрессивных сред. Существующие нормативы не учитывают весь комплекс негативного воздействия окружающей среды. Поэтому на практике требования к гидроизоляционным материалам и конструкциям предъявляются более жесткие, в т. ч. по таким показателям, как водонепроницаемость, биостойкость, стойкость к агрессивным средам и долговечность.

За рубежом битумно-полимерные и полимерные материалы (геомембраны) уже десятки лет производятся и эксплуатируются в подземных сооружениях. Наибольшее распространение на Западе получили геомембраны на основе ПВХ (PVC), полиэтилена высокого давления (НDРЕ) и высокоэластичного полиэтилена (VFPE), а также этилен-пропилен-диеновых каучуков (ЕРDМ). Более 30 лет выпускаются и эксплуатируются битумно-полимерные материалы 2-х видов — модифицированные атактическим полипропиленом (АПП) и стирол-бутадиен-стиролом (СБС). Битумно-полимерные материалы последнего поколения, модифицированные сополимером альфа-олефинов: этилена, пропилена и 1-бутена (ЭПБ), отличаются уникальными свойствами, соединяя лучшие характеристики материалов на основе АПП (теплостойкость, устойчивость к УФ-лучам) и СБС (высокая гибкость при низких температурах — до -30 0С).

В России научно-технические разработки современных отечественных материалов и технологий базируются в основном на достижениях в этой области зарубежных фирм, а производство — на закупках импортных технологических линий.

В 90-х гг. было налажено серийное производство высококачественных битумно-полимерных рулонных материалов на современном импортном оборудовании (завод «Изофлекс» и группа «ТехноНИКОЛЬ»). На заводе «Изофлекс» был освоен также выпуск битумно-полимерного ЭПБ-модифицированного материала «Мостопласт», разработанного совместно с «СоюзДорНИИ». В качестве полимерной составляющей применялись полиолефины типа «Вестопласт» фирмы Degussa AG. В отличие от других битумно-полимерных материалов, «Мостопласт» практически не подвержен старению (по данным эксплуатационных испытаний ЦНИИПромзданий), что предопределяет его высокую долговечность.

Основным потребителем отечественных битумно-полимерных материалов (85 %) при строительстве новых объектов являются Москва и Московская область.

Так, для устройства паро- и гидроизоляции при реконструкции станций («Воробьевы горы», «Арбатская») и строительстве новой ветки Московского метрополитена (перегон и станция «Бульвар Дмитрия Донского»), а также на объекте «Москва-Сити» и тоннелях 3-го транспортного кольца были использованы битумно-полимерные материалы «Изопласт».

На сегодняшний день на строительстве «Москва-Сити» (изоляция коллектора и перекрытия станции мини-метро) применяются полимерные материалы на основе ПВХ («Кровлелон», разработанный НПК «Гидрол-Руфинг»), которые помимо гидроизоляционных свойств обладают также коррозионной стойкостью в агрессивных средах (растворе кислот, щелочей, солей, бензине, маслах и др.).

ПВХ-мембраны российского производства (гидролист «М-1-ПВХ») были также опробованы на опытном участке перегонного тоннеля «Киевская — Парк Победы» Московского метрополитена, сооруженного с применением новоавстрийского метода (НАТМ).

Полимерные мембраны на основе ЕРDМ, разработанные ЗАО «Поликром» по оригинальной технологии (электронно-химической вулканизации), применялись в качестве кровельного и гидроизоляционного покрытия на строительстве объектов в ряде городов России.

Для гидроизоляции открытых эстакадных линий метрополитена (Бутовская линия Московского метрополитена) ООО НТЦ «Гидрол-Кровля» в 2002 г. было разработано двухслойное покрытие «Днепротекс», обладающее вибро- и звукоизоляцией, а также дренажными свойствами. «Днепротекс» является аналогом гидроизоляционной системы Brabant французской фирмы Siplast и представляет собой наплавляемый двухслойный рулонный материал, состоящий из битумно-полимерного материала на полиэфирной основе (нижний слой) и геотекстильного нетканого полотна (верхний слой). Геотекстильное полотно в данной системе выполняет несколько функций: защиту гидроизоляционного слоя от механических повреждений, звукоизоляцию и дренаж. Наличие у материала «Днепротекс» специфических свойств, позволяющих отказаться от дополнительной защиты гидроизоляционного ковра и дренажа, дает возможность его использования также в тоннелях и метрополитенах, сооружаемых открытым способом.

Опыт применения битумно-полимерных и полимерных гидроизоляционных материалов подтвердил их высокую эффективность.

19 апреля были проведены натурные показы по методам гидроизоляции. Для этой цели в павильоне «Ленэкспо» были построены стенды, имитирующие элементы конструкций. Процесс проведения работ снимался видеокамерами и транслировался на экраны в зале заседаний. Свои технологии в режиме телемоста представили ООО «Шомбург-ЕР Лтд» (Австрия), «Элотэкс АГ» (Швейцария), ООО «Зика» (Москва), ООО «Эм-Си Баухеми Раша» (Санкт-Петербург), НПП «Спецгидроизоляция «Монолит» (Санкт-Петербург), АНТЦ «Алит» (Санкт-Петербург).

Компания «Шомбург-ЕР Лтд» представила демонстрацию «Толстослойное битум-полимерное покрытие, система Combiflex фирмы Schomburg». Эти краски применяются на чистом и сухом основании из бетона или водонепроницаемого бетона, подходят только для ненагружаемых поверхностей. Грунтование в этом случае, как правило, необязательно. При нанесении толстослойных покрытий на основе однокомпонентных катионных битумных эмульсий необходимо грунтование чистой и сухой поверхности. Толстослойные покрытия на основе двухкомпонентных анионных битумных эмульсий не нуждаются в грунтовании и могут наноситься на слегка влажные поверхности, так как отверждаются не путем высыхания, а в ходе химического процесса.

Возможности применения цементных систем для гидроизоляции зданий были показаны в ходе демонстрации компании «Элотекс» по теме «Устройство гидроизоляции герметизирующими цементными составами». Цементные однокомпонентные герметизирующие обмазки, изготовленные на основе редисперсионных порошков «Элотекс», наряду с противодействием гидростатическому давлению демонстрируют прекрасную адгезию с различными основаниями, высокую гибкость при связывании трещин, хорошую паропроводимость и низкую чувствительность к климатическим воздействиям. Составы изготавливаются в виде сухих смесей. Перед нанесением их надо развести водой в нужной пропорции.

ООО «Зика» продемонстрировало гидроизоляционную систему для подземного строительства с помощью ПВХ-мембран. Рулоны ПВХ-мембран гомогенно свариваются на месте, образуя сплошную герметичную поверхность любого размера и формы. Для повышения надежности и ремонтопригодности на созданную сплошную мембрану привариваются односторонние шпонки, что позволяет в случае повреждения гидроизоляционной мембраны локализовать зону протечек. Протечки ликвидируются инъекциями под давлением в зону между мембраной и бетоном через систему штуцеров, установленную на стадии строительства. Основным отличием пластифицированных ПВХ-мембран от традиционных битумных и других гидроизоляционных материалов является практически полное отсутствие водопоглощения и обеспечение полной герметичности при однослойной укладке.

Процесс инъецирования пенополиуретановых композиций за обделку тоннелей представило научно-производственное предприятие «Спецгидроизоляция «Монолит», подробно объяснив, почему инъекция полиуретановыми композициями является эффективным средством гидроизоляции подземных сооружений.

Натурный показ по уплотнению трещин с использованием полимерных материалов семейства MC-Inject 2300 провела петербургская компания «Эм-Си Баухеми Раша». Представленные современные материалы обладают низкой вязкостью, простотой при производстве работ, безусадочностью, высокой адгезией, стойкостью к старению и прочностью, а также не дают осадок и не вызывают коррозии.

АНТЦ «Алит» показал применение сухой строительной смеси АЛИТ ГРР-1 для герметизации стыков бетонных и железобетонных конструкций подземных сооружений. Наиболее эффективной технологией применения гидроизоляционного шовного материала на основе цементных вяжущих является технология сухих смесей, которая позволяет применять фракционированные заполнители, а точное дозирование добавок и вяжущих обеспечивает применение порциями по мере необходимости, а также резко снижает зависимость качества проведения работ от исполнителя.

20 апреля с участием представителей семи метрополитенов прошел «круглый стол» по проблемам гидроизоляции подземных сооружений. Участники обменялись передовым опытом ведения работ по герметизации и защите сооружений метрополитена от проникновения грунтовых вод. В ходе посещения одного из объектов специалисты Петербургского метрополитена ознакомили участников с технологиями производства ремонтных работ в действующем тоннеле. Особое внимание было уделено способам ликвидации течей и обеспечению заданных показателей растворов для заполнения зазоров на основе сухих смесей.

Дата: 26.06.2006
Антон Устюжский
"Петербургский строительный рынок" 5 (90)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!