Топливно-энергетический комплекс России: задачи и перспективы

1 стр. из 1

С 11 по 13 апреля в Санкт-Петербургском Государственном горном институте прошел VI Международный форум «Топливно-энергетический комплекс России».

Это одно из наиболее авторитетных общефедеральных мероприятий отрасли, которое ежегодно проводится в преддверии Петербургского экономического форума с целью обсуждения путей развития российского топливно-энергетического сектора и его сырьевой базы как России в целом, так и Северо-Западного региона в частности.

Форум проводится при поддержке Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды и Торгово-промышленной палаты РФ. Организаторы форума: федеральные министерства и агентства, Российская Академия наук, аппарат полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез», ведущие отраслевые ассоциации, а также выставочное объединение «Рестэк».

В работе форума приняли участие более 500 делегатов: руководители министерств и ведомств, органов государственного управления, компаний топливно-энергетического комплекса, промышленных предприятий, банков и инвестиционных фондов, проектных и научно-исследовательских институтов, учебных заведений.

На пленарных заседаниях форума, а также в рамках ряда секций семинаров и «круглых столов» прошло обсуждение инновационных решений, оказывающих существенное влияние на развитие энергетической отрасли, основных вопросов обеспечения энергетической безопасности и сбалансированного потенциала энергетических ресурсов:
 -  развитие нефтегазового комплекса — основа развития регионов;
 -  нефтепереработка и нефтехимия;
 -  береговые зоны: экспорт углеводородов, портово-перегрузочные комплексы и охрана окружающей среды;
 -  проблемы сырьевого обеспечения атомной отрасли;
 -  законодательное обеспечение использования природных ресурсов пространств со смешанным правовым режимом;
 -  правовые аспекты градостроительной и транспортной политики в береговых зонах;
 -  задачи развития ТЭК Северо-Запада России;
 -  правовые основы строительства Североевропейского газопровода.
 
Топливно-энергетический комплекс является основой развития современного общества. От его эффективности в значительной степени зависят благосостояние общества, деятельность других отраслей экономики и позиции страны в мировом сообществе.

Не случайно в приветствиях к участникам форума со стороны руководителей различных государственных органов неоднократно звучала мысль о приоритетности развития топливно-энергетической отрасли. Так, председатель Совета Федерации РФ С. Миронов отметил: «Энергетический потенциал является важнейшим фактором геополитики и конкурентоспособности России. Поэтому проблемы разведки, разработки, переработки, транспортировки и рационального использования топливно-энергетического сырья с каждым годом приобретают все большую актуальность и находятся под пристальным вниманием органов законодательной и исполнительной власти нашего государства». А полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе И. Клебанов подчеркнул: «Строительство новых нефтеналивных портов и увеличение мощностей по транспортировке энергетических ресурсов должно стать одним из приоритетных направлений развития Северо-Западного региона».

Планируется, что объем инвестиций в энергетический комплекс к 2009 г. утроится и составит более 20 млрд. долл. Приток капиталовложений важен не только для энергетики, но и для всей экономики в целом, поскольку он позволит развиваться энергомашиностроению, электротехнической промышленности, строительному комплексу, научно-проектной базе.

В настоящее время добыча и транспортирование энергоносителей в равной степени определяют позиции России как гаранта энергетической безопасности мира. Развитие транспортной системы РФ немыслимо без Северо-Запада, роль которого в грузопотоке возрастает. Наш регион в состоянии обеспечить поставки как с европейской, так и азиатской части России. Схема транспортировки включает в себя магистральные трубопроводы, железную дорогу и непосредственный вывоз с промыслов морским путем. Часть перевозок осуществляется по комбинированным схемам с участием нескольких видов транспорта.

Разработанная в 2003 г. «Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.» предусматривает увеличение добычи и экспорта нефти в России, однако уже в 2004 г. нефтедобыча превысила контрольные цифры 2005 г. (445 млн. т), практически приблизившись к данным для оптимистического сценария на 2010 г. (480 млн. т).

В связи этим необычайно актуальным становится вопрос создания перегрузочных мощностей, которых в России недостаточно. До последнего времени активная работа велась в направлении проектирования и строительства перегрузочных мощностей в основном для перевалки сырой нефти, при этом нефтепродуктам было уделено недостаточное внимание. Такая ситуация привела к тому, что сейчас порядка 50 % российского грузопотока нефтепродуктов в северо-западном направлении переваливается через порты сопредельных государств. Там активно реализуются новые проекты (например, Мууга, Силламяэ), которые финансируются в том числе и за счет российских инвесторов.

В настоящее время ОАО «Ленморнии-проект» завершил «Корректировку генеральной схемы развития транспортно-технологических портовых комплексов Финского залива», которая выполнялась по заказу ФГУП «Росморпорт» и находится в процессе согласования.

Освоение спрогнозированного грузооборота требует строительства новых и реконструкции имеющихся мощностей по перевалке нефтепродуктов.

В Большом порту Санкт-Петербурга не планируется интенсивного наращивания перевалки нефтепродуктов. Развитие будет вестись в основном за счет модернизации уже имеющихся мощностей, прежде всего Петербургского нефтяного терминала (ПНТ), который расположен в четвертом районе порта. Специализация этого комплекса — нефтепродукты (дизельное топливо, мазут). В настоящее время комплекс работает почти на уровне своей пропускной способности. В 2005 г. было перегружено 10,8 млн. т (при мощности 12 млн. т в год). В случае реконструкции морского канала для пропуска судов больших размеров и увеличения резервуарного парка ПНТ к 2010 г. сможет перегружать порядка 15 млн. т в год.

Среди потенциальных проектов следует отметить возможность перевалки нефтепродуктов фирмой «Несте», которая построила в районе железнодорожной станции «Бронка» в прибрежной полосе нефтебазу. В случае развития этой зоны как портовой нефтебаза может быть расширена, и она получит морской фронт для обработки танкеров. Грузооборот данного комплекса мог бы составить от 3 млн. т в год.

Порт «Приморск» является одним из наиболее масштабных и технологичных проектов последнего десятилетия в портовом строительстве. Порт удачно расположен и имеет благоприятные естественные условия. Он способен принимать максимальные по размерам танкеры, способные зайти в Балтийское море. Порт был открыт в 2001 г. запуском первой очереди нефтеналивного комплекса БТС. Специализация комплекса БТС — нефть и нефтепродукты. Пропускная способность комплекса в перспективе на 2015 г. — до 65 млн. т в год нефти и до 6 млн. т нефтепродуктов. Грузооборот за 2005 г. — 57,34 млн. т нефти.

В настоящее время в порту «Приморск» ведется масштабное строительство морского терминал по перегрузке нефтепродуктов АК «Транснефтепродукт». Пропускная способность первого пускового комплекса — до 8,4 млн. т (ввод — 2007 г.), первой очереди — до 17 млн. т (ввод до 2010 г).

Наличие глубоководных причалов, обес-печивающих заход танкеров с нефтепродуктами до 105 тыс. т, значительно снизит стоимость фрахта. Следует отметить, что схемой генерального плана порта «Приморск» предусмотрена территориальная возможность для размещения четырех наливных комплексов. Это означает, что в настоящее время существуют еще две неосвоенные площадки с выходом на акваторию Финского залива. Это создает потенциал для дальнейшего развития порта.

Распределительный перевалочный комплекс — Высоцк «Лукойл II». Его акватория находится южнее входа в Транзундский пролив Выборгского залива у юго-западного побережья острова Высоцкий. Специализация комплекса — нефть и нефтепродукты (дизельное топливо, вакуумный газойль).

После введения первых очередей терминал вышел на проектную мощность в 8 млн. т нефтепродуктов на экспорт в год. Компания «Лукойл» планирует и дальнейшее развитие терминала. В перспективе терминал может выйти на мощность 14,5 млн. т в год.

Генеральной схемой развития порта «Усть-Луга» было предусмотрено строительство двух комплексов, предназначенных для перевалки нефтепродуктов: комплекса нефтеналивных грузов в северной части порта и бункеровочного комплекса, который осуществлял бы также экспорт нефтепродуктов. Грузооборот комплекса нефтеналивных грузов (нефти и нефтепродуктов), по последним данным, планируется в объеме 5 млн. т в год.

В настоящее время ведутся подготовительные работы по строительству бункеровочного комплекса, предназначенного для перевалки как нефтепродуктов (керосин, дизельное топливо, бензин), так и жидких химических грузов, включая метанол.

Порт «Мурманск» имеет стратегическое значение для России. Во-первых, это наиболее глубоководный порт европейской части России, во-вторых, он единственный в европейской части имеет прямой выход в океан, минуя какие-либо проливы.

Планируется, что в среднесрочной перспективе развитие наливных терминалов будет во многом осуществляться за счет порта «Мурманск». Большое значения этого порта отражено в разработанной ОАО «Ленморниипроект» Генеральной схеме развития Мурманского портового транспортного узла, которая в настоящее время находится в стадии согласования.

Следует учитывать, что вероятность реализации проекта Мурманской трубопроводной системы крайне низка. Скорее всего, до этого проекта дойдут руки лишь после завершения проекта «Транснефти» в бухте Перевозная. Реализация других предусмотренных проектов более вероятна, но, возможно, выйдет за пределы 2015 г.

После завершения строительства Сестрорецкой насосной станции в первой половине 2006 г. расширение системы транспортировки через Приморск будет завершено по достижении мощности 60 млн. т. Дальнейшее расширение связано с неоправданно большими затратами. Создание новых магистральных нефтепроводных систем с выходом на побережье Баренцева моря независимо от конечного пункта (Мурманск, Индига и т. п.) маловероятно. Это связано как с более низким темпом роста добычи нефти, нежели ожидалось в 2002 г. компаниями, предложившими идею строительства нефтепровода мощностью 60–120 млн. тна Мурманск, так и ориентацией России на новое экспортное направление — на рынок интенсивно развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона. Весомый выход нефти России в страны АТР способно обеспечить строительство магистрального нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, полная проектная пропускная способность которого составит 80 млн. т.

Очевидно, что несмотря на название магистрали до ввода в эксплуатацию месторождений Восточной Сибири по ней будет поставляться нефть Западной Сибири (которая уже поставляется в Китай по железной дороге) и избытка нефти, для экспорта которого задумывался мурманский нефтепровод, не будет.

В ближайшие годы по дну Балтийского моря будет проложен новый морской подводный трубопровод — Североевропейский газопровод. Его трасса пройдет в пределах пространств со смешанным правовым режимом — участков континентального шельфа России, Финляндии, Швеции, Дании, Германии, а также в российских и германских территориальных водах.

Проектирование, строительство и эксплуатация Североевропейского газопровода сопряжены с выполнением норм Международного морского и экологического права. Актуальным является не только анализ существующих международных соглашений, положения которых подлежат исполнению при реализации проекта, но и оценка последствий выбора той или иной модели определения правового статуса морского подводного трубопровода.

Развитие транспортной системы предполагает не только обеспечение необходимых объемов поставок сырья на перерабатывающие заводы России (в том числе и при создании новых перерабатывающих производств), но и беспрепятственный экспорт на мировой рынок нефти, конденсата, природного газа и вырабатываемых из них продуктов.

В настоящее время Россия полностью обеспечивает внутренний спрос на все основные виды топлива за счет собственного производства. Однако технологическая структура российских нефтеперерабатывающих предприятий не отвечает современным требованиям. Заводы по мощности являются одними из крупнейших в мире, но по уровню технологии — наиболее устаревшими. Из каждой тонны нефти в России получается около 150 литров моторного топлива, в то время как на Западе — 430 литров. Суммарная мощность российских нефтеперерабатывающих заводов почти в 1,5 раза превышает потребности внутреннего рынка. Однако расположение ряда производств удалено от потребителей на тысячи километров, а современные нефтепродуктовые магистрали практически отсутствуют.

Вступление в ВТО ставит перед российской нефтепереработкой задачи по повышению качества нефтепродуктов (введение европейских стандартов Евро-4 и Евро-5), ускоренной модернизации неф-теперерабатывающих заводов, создание новых конкурентоспособных отечественных технологий, катализаторов и присадок, изменение законодательства РФ в области сертификации.

Одной из стратегических целей деятельности топливно-энергетического комплекса является создание надежной системы энергетической безопасности.

В выставочном комплексе «Ленэкспо» в Гавани одновременно состоялись специализированные выставки: «Нефтегазэкспо», «Атом-ТЭК», «Нефтепереработка и нефтехимия», «Пластэк», «Автозаправочный комплекс». Здесь были представлены новые технологии в строительстве и эксплуатации нефте-, газо- и продуктопроводов, технологии по увеличению глубины переработки нефти, современная техника, оборудование и приборы для разведки энергетических ресурсов, трубопроводы и транспортные системы перевозки грузов топливно-энергетического комплекса и др.

Дата: 26.06.2006
Андрей Зюзин
"Петербургский строительный рынок" 5 (90)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!