|
|||||
1 стр. из 1 В отличие от предприятий, изобретающих в качестве названия аббревиатуру и не раскрывающих ее смысла, «Присс» поясняет ее значение: «Предприятие по ремонту и строительству сетей». Эта компания занимает уверенное место и увеличивает свое присутствие на рынке Санкт-Петербурга благодаря двум важнейшим факторам. Во-первых, это активная работа по освоению перспективных методов работы. Во-вторых, очень высокая степень технической вооруженности. Есть также в-третьих, в-четвертых…Об этом рассказывает заместитель директора по новым технологиям ЗАО «Присс» Вадим Юрьевич ФИРСОВ. –В Петербурге есть ряд компаний, которые специализируются на бестраншейных технологиях и ремонте инженерных сетей, но, как правило, они действуют в каком-то одном избранном направлении — либо горизонтально направленное бурение, либо шнековое, либо микротоннелирование. Наша работа — это освоение всего спектра бестраншейных технологий, направленное на санацию водопроводных сетей и сетей канализации. В методе санации «чулком» мы практически не имеем местных конкурентов, за исключением некоторых зарубежных организаций: по объемам выполнения этих работ мы в несколько раз обходим ближайших соперников. Техническая вооруженность компании очень высока— примерно одна единица техники на трех рабочих, причем численность персонала — порядка 250 человек. Это позволяет нам закрывать почти все потребности собственной техникой, почти не прибегая к аренде. Сравнительно новое для нас направление работы — микротоннелирование. Нами приобретен щит «Херренкнехт», который позволяет строить тоннели диаметром до 1,5 м. В настоящее время мы выполняем заказы по переносу коммуникаций с трассы кольцевой автодороги. — Устраивает ли вас сегодняшняя техническая вооруженность компании? Какое оборудование хотелось бы приобрести? — Наше стремление — усилить присутствие на рынке бестраншейных технологий. Для этого мы постоянно изучаем рынок, в том числе зарубежный, некоторое оборудование и оснастку разрабатываем самостоятельно. В технической вооруженности всегда хочется чего-то большего, и нехватку некоторых позиций мы чувствуем и сегодня. Так, не хватает экскаваторов, оборудования для вибропогружения шпунта. Пока приходится привлекать субподрядные организации или брать соответствующее оборудование в аренду. Также хотим увеличить парк техники для строительства больших коллекторов — сегодняшних монополистов нельзя оставлять в одиночестве. — Есть ли потенциал работать за пределами Петербурга? — Интерес к региональным рынкам есть, и на нас периодически выходят с предложениями об участии в проектах реконструкции. Но пока эти контакты остаются в основном на стадии переговоров. Дело в том, что хотя технология санации методом «чулка», к которой и проявляют интерес региональные компании, дает выигрыш по стоимости проведения работ в сравнении с полной перекладкой, но все равно она сопоставима в цене с полной заменой труб. Ее преимущества в другом: это скорость работ и минимум нарушений поверхности. Кроме Москвы и Петербурга использовать санацию «чулком» готовы лишь сравнительно благополучные регионы — на моей памяти всего два случая, в Казани и Самаре. Думаю, что технология будет широко принята, когда в регионах научатся подсчитывать в том числе косвенные убытки от работ традиционными технологиями. Метод «чулка» существенно выигрывает по скорости — 500 м мы санируем за два дня, тогда как полный цикл землеройных работ займет недели две. А разница по времени — это нормальное функционирование объектов, подключенных к сетям. Например, если перед входом в ресторан прорыта траншея, то ресторан будет терять клиентов, а бюджет налоги. Если фабрика отключена от холодной воды, она не может производить продукцию. Чтобы продвинуть технологию и оптимизировать ее стоимость, мы развернули производство «чулка» собственными силами. Используем синтетический текстиль и полимеры производства России и ближнего зарубежья. — Интересно, что Петербург длительное время не относился к благополучным регионам, и в то же время здесь этот метод развивается с 2000 года… — Это заслуга руководителя петербургского Водоканала, Ф. В. Кармазинова, который активно внедрял новые технологии ремонта и санации сетей. В том числе именно он привел в город и метод «чулка». Сейчас уже трудно представить какую-либо иную технологию санации сетей на Невском проспекте. Вообще именно от позиции естественных монополий зависит, продвигаются ли новые технологии на рынок или нет. — Тенденция сегодня, скорее, в увеличении доли «чулка» или же нет? — Скажем так, мы выходим на «второй виток» спирали. В начале 2000-х гг. был активный подъем, затем затишье, с развитием альтернативных методов. Теперь, похоже, начинается новый подъем — масштабы пока оценить трудно, но надеюсь, что он будет устойчивым. Интересно, что в Москве динамика спроса оказалась аналогичной. — Какие типы сетей можно санировать таким образом? — В основном мы работаем на сетях напорного холодного водоснабжения и канализации — технология подходит не для всех тепловых сетей. Что касается газовых коммуникаций, то в силу сложности работ мы предпочитаем привлекать субподрядчиков. — Вы активно оснащаетесь новой техникой, но это оправданно лишь при высокой уверенности в будущих заказах. Некоторые ваши конкуренты минимизируют риск, предпочитая арендовать оборудование… — Риск убытка присутствует всегда — и в аренде, и в приобретении за собственные средства. Кажущаяся выгода аренды оборачивается повышением конечной стоимости работ, а сегодня стоимость предложения стала одним из наиболее важных критериев при выборе подрядчика. Поэтому, увлекаясь арендой и субподрядчиками, можно потерять существенно больше — заказы вообще. А риск «лежащего оборудования», в общем, компенсируется нормальным поиском объектов и менеджментом. Впрочем, установку для микротоннелирования AVN-2000 мы приобрели в лизинг, что несколько дороже приобретения из оборотных средств. Но даже если мы не найдем на нее заказов сразу после первого опыта, у нас есть уверенность, что окупим ее на втором или третьем объекте. То есть речь идет не о рискованных операциях, а о нормальном вложении средств. Также и сами предпочитаем технику в аренду не сдавать — в этом и нет необходимости, потому что в году мы вынужденно простаиваем лишь в январе. — Насколько сложно оказалось освоить технологию микротоннелирования? — Что касается персонала, то сегодня опытных специалистов найти на рынке непросто. Поэтому мы по рекомендации компании «Херренкнехт» пригласили на работу опытного инженера из Москвы, уже имеющего опыт работы на аналогичной технике. Он получил должность заместителя директора по данному направлению. Само направление было укомплектовано как набранными работниками, так и специалистами «Присса», которые хорошо зарекомендовали себя на других участках. Уже сейчас мы скомплектовали две смены, благодаря чему можем вести работу круглосуточно. Но, учитывая высокую сложность и ответственность работ, хотели бы перейти на трехсменный режим, поэтому комплектование персоналом продолжается. — Есть ли желание освоить в работе щиты больших и очень больших диаметров — с последующим выходом на рынок строительства транспортных тоннелей? — Скажем так, мы не пытаемся бежать впереди локомотива, а движемся шаг за шагом. Разумеется, желание попробовать проходку на больших диаметрах у нас есть, но это все же сравнительно небольшая ниша, и для того чтобы войти в сектор работы тех же метростроевцев, требуется колоссальная переподготовка. Мы же хотим чувствовать себя уверенно и не рисковать понапрасну, чтобы не потерять лицо и имидж компании. — Для работы по санации сетей, равно как и вообще в бестраншейной прокладке, необходимы хорошие возможности «разведки». Какова оснащенность в этом направлении? — Что касается технологии микротоннелирования, то объем и сложность работ заставили нас использовать весьма сложную технику позиционирования щита — это оборудование имеется в составе проходческого комплекса, и его пришлось освоить в полном объеме. С георадарами пока не торопимся — хотим убедиться в том, что эта технология оправдала себя у наших конкурентов. Что же касается контроля состояния сетей, мы также обладаем хорошим парком соответствующей техники — это гидродинамические машины для промывки труб и телевизионные установки для визуального контроля. Как ряд скандинавских компаний, мы предлагаем нашим потенциальным заказчикам услуги по контролю состояния сетей еще до стадии заключения договора, с тем чтобы иметь возможность сформулировать техническое задание, опираясь на конкретные факты. По такому же пути идут наши западные коллеги — зачастую весь комплекс работ муниципалитеты, например в Финляндии, получают бесплатно: тем самым компании-подрядчики формируют себе рынок работы. Одно из последних внедрений — технология Digital Scanning, когда результаты дефектоскопического обследования вместе с визуальной информацией сразу оцифровываются и вводятся в ЭВМ. Заказчики пока эту технологию не востребовали, но, думаю, что она также найдет спрос. — Фактически можно сказать, что «Присс» представляет собой хайтек-направление в подземном строительстве. Какова ситуация с персоналом, работающим в земле, но на высоких технологиях? — Текучка у нас невысока, хотя определенный процент имеется. Что касается обычных рядовых специалистов, то проблем с их поиском нет. Что же касается высококлассных мастеров, будь то сварщики, экскаваторщики или буровики, сложно. Не всегда удается найти специалиста, удовлетворяющего балансу «цена и качество», — пожелания по зарплате все чаще оказываются слишком высоки. Как следствие, стремимся воспитывать своих мастеров, повышая их квалификацию, и хотя это требует немало времени, результаты лучше, чем при «охоте за головами». — А схема мотивации? «Поголовная», «побригадная», «сдельно-аккордная»? — Система испытана и проста: бригадный подряд. Бригады привязаны к объектам, и оплата строится исходя из параметров каждого проекта. В идеале стремимся перейти на систему проектного управления, с тем чтобы прораб — руководитель проекта — имел возможность регулировать затратную часть. Это и закупка материалов, и контроль за эффективностью использования техники, и заинтересованность в интенсификации труда, и часть кадровых вопросов. Если руководители работ на объектах начнут мыслить как частные предприниматели, то контроль окажется более эффективным. А в ведении центрального аппарата будут находиться поиск заказов, закупка и распределение техники, контроль качества. Дата: 28.06.2006 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 3 (52)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||