|
|||||
1 стр. из 1 Несмотря на активное развитие рынка мостостроения и мирное сосуществование ряда компаний, ситуация, когда на рынке возникает задача особой сложности, предполагает естественную монополию лидера. Не случайно «Живописный» мост достался «Мостотресту» — ведущей российской компании по строительству мостов. О проекте рассказывает генеральный директор «Мостотреста» П. П. КУРАКИН. –О проекте «Живописного» моста рассказано немало, добавлю несколько комментариев. Единственный ли это мост такого типа в мире? Конечно, нет: при трансляции лыжных соревнований в ходе недавних зимних Олимпийских игр в кадр много раз попадал пешеходный мост с пилоном похожей формы. Конечно, по масштабам тот итальянский мост не идет в сравнение с «Живописным», но схема арочного пилона уже использована как минимум один раз. Не уникален этот мост и по длине подвешенного на ванты пролета —есть более длинные. Но чем уникален этот объект? Во-первых, проектировщикам удалось найти решение сложной проблемы — как осуществить строительство, не затронув берег особо охраняемой природной территории. В результате исполнилась «вековая мечта мостовика» — строить мост вдоль реки, а не поперек. Решить вопрос плановой посадки моста позволила именно предложенная схема арочного пилона. Во-вторых, мост уникален соединением двух конструкций — арочного пилона и большого пролета, подвешенного на вантах в двух плоскостях. С этими обстоятельствами и были связаны все сложности, что встретились при строительстве объекта. — Проектом предусматривается создание смотровой площадки-кафе, подвешенной под арку пилона. На Ваш взгляд, стоит ли рисковать, дополнительно нагружая конструкцию? — Запас прочности несущей конструкции вполне достаточен, чтобы разместить как минимум одну такую площадку. Другой вопрос в том, как обеспечить комфортность будущих посетителей этого комплекса: инвесторы, которые решат финансировать строительство, должны будут тщательно взвесить «за» и «против». В пользу проекта говорит то, что комплекс моста сам по себе является уникальным, поэтому проектировщики и предусмотрели возможность такой площадки. Но окончательное решение о создании подвесного сооружения будет принято после установки вантовой системы и испытаний объекта: мы замерим колебания и остальные показатели, и тогда целесо-образность создания смотровой площадки станет ясна. Вообще, безотносительно к ресторану, создание любой вантовой системы и понимание принципов ее эксплуатации —процесс, растянутый во времени. Это связано с тем, что чисто математические расчеты никогда не покажут полной картины. Учитывая множество факторов, проект предусматривает установку специальных амортизаторов, которые позволяют компенсировать естественную вытяжку вант. Окончательное решение об их установке пока не принято, но такая возможность предусмотрена проектом. Большие опасения проектировщиков вызывали ожидаемые ветровые нагрузки, но продувка модели моста в аэродинамической трубе показала очень хорошие результаты, которые сошлись с математическими расчетами — их проводили и отечественные, и зарубежные эксперты. Продувка осуществлялась как с подвешенной моделью площадки, так и без нее. — Насколько значительными оказались уточнения проекта, связанные с геологической обстановкой? — Что касается уточнений проекта в ходе работ, в частности изменений в отметках заложения нижней части фундамента, то это обычные рабочие моменты, которые возникают при сооружении любого крупного моста. Организационные сложности по строительству были связаны с жесткими и даже жестокими требованиями экологического надзора. Но мы правильно выстроили систему взаимоотношения со службами по защите окружающей среды и заказчиком, и вопросов друг к другу пока нет. Что же касается расстановки производственных сил и мощностей, эта задача была решена в рамках нормального рабочего процесса. Единственная сложность была связана с тем, что для строительства одной из двух опор арки нам пришлось построить наплавной мост, чтобы доставлять на место грузы. — Потребовалось ли привлечение зарубежных специалистов, в том числе рабочих? — Что касается рабочих, то Боже упаси —все работы мы выполняем сами. Зарубежные специалисты, инженерный состав привлекаются лишь на узкие задачи, не освоенные в России. Так, в нашей стране отсутствует собственное производство монострэндов — элементов, из которых состоят ванты. Монострэнд представляет собой канат из стальных прядей, защищенных от коррозии полимерной оболочкой. В зависимости от нужного усилия из монострэндов формируются ванты нужного диаметра. Сегодня мы ведем переговоры с поставщиком вантовой системы, компанией Freyssinet, входящей в состав Vinci. Будет привлечена и другая французская компания, которая занимается строительством вантовых систем: важнейшим инструментом настройки вант являются специальные домкраты —они имеются в распоряжении нескольких узкоспециализированных фирм. Они нужны на короткий период, и приобретать их в собственное пользование нет смысла. Поэтому в мире сложилась практика аренды таких домкратов — оборудование и несколько специалистов путешествуют по всему миру с объекта на объект. Физические работы по настройке вант будут выполнены силами «Мостотреста» после обучения и при сопровождении со стороны французских инженеров. В ходе работ по строительству нового вантового моста в Санкт-Петербурге нам также помогала французская компания, но в этот раз мы сознательно выбрали другую, с тем чтобы иметь несколько возможных вариантов партнерства. — Как будет организована работа по монтажу замыкающей части арки? Предполагается ли монтаж укрупненного блока или, напротив, мелких элементов? — Специально для этой операции нами закуплено дополнительное оборудование —тяжелый гусеничный кран Liebherr грузоподъемностью 300 т, который обеспечит монтаж верхних элементов арки и самой вантовой системы. Грузовысотные харатеристики этой машины позволят поднять на высоту арки груз массой 10 т. Поэтому крупного блока в замыкающей секции не будет, а будет несколько элементов. Вообще это будет интересная сложная операция, когда потребуется регулировать усилия и сводить отклонения собственных колебаний полуарок относительно друг друга.К этой интересной и сложной работе, вероятно, мы приступим осенью. — Вы отметили, что экологи были «жесткими и жестокими». Как полагаете, оправданы ли такие требования? — Лично мое глубокое убеждение — что экологи и должны быть такими, чтобы страна не обнаружила себя однажды на свалке. Дата: 27.06.2006 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 3/1 (51)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||