Приоритеты развития

1 стр. из 1

Минпромэнерго: задачи и перспективы

Министерство промышленности и энергетики — министерство, которое объединяет деятельность промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов страны, а также осуществляет функции по управлению госимуществом, надзору и контролю в области использования атомной энергии, космической деятельности и развития авиационной техники, строительства, архитектуры, жилищной политики, жилищно-коммунального комплекса.

Одна из главных задач министерства на 2006 г. — повышение эффективности инвестиционных, структурных и тарифных инструментов промышленной политики, а также продвижение наукоемкой продукции и технологий на внутренний и внешний рынки. Это включает такие направления деятельности, как разработка проектов нормативных правовых актов, направленных на развитие механизмов частно-государственного партнерства, отбор проектов, финансируемых за счет средств инвестиционного фонда, создание промышленных парков, развитие механизмов концессионных соглашений.

В этом году министерство планирует разработать и внести на утверждение в Правительство России проект федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007–2010 годы и на период до 2015 года». Будут в окончательном виде созданы стратегия развития оборонно-промышленного комплекса и авиационной промышленности на период до 2015 г., а также стратегия развития судостроительной и электронной промышленности России на период до 2030 г.

Ключевой задачей проводимой министерством государственной энергетической политики будет развитие магистрального транспорта углеводородов как составной части транспортной инфраструктуры. В 2006 г. состоится запуск третьей очереди Балтийской трубопроводной системы с увеличением мощности до 60 млн. т нефти в год; увеличится пропускная способность магистрального нефтепровода «Уса — Ухта»; начнутся работы по строительству нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан», строительству Северо-Европейского газопровода. Завершится разработка программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки и газо­снабжения с учетом возможного экспорта газа в Китай и другие страны АТР.

В 2006 г. предстоит разработать, согласовать и утвердить федеральную целевую программу «Энергоэффективная экономика» на 2007–2010 гг. и на перспективу до 2015 г. В 2006 г. планируется внести изменения в федеральные законы «Об энергосбережении»; «О газоснабжении в Российской Федерации».

В нефтедобывающей промышленности особое внимание будет уделено проблемам освоения перспективных нефтедобывающих регионов, таких как Восточная Сибирь и Дальний Восток, север европейской части России, а также дальнейшему наращиванию уровней добычи нефти за счет внедрения методов увеличения нефтеотдачи, повышающих коэффициент извлечения нефти. Продолжится модернизация производственных мощностей.

Продолжится работа по формированию рыночных отношений в сфере добычи и реализации газа. В газовой отрасли планируется проведение эксперимента по продаже газа по свободным (договорным) ценам по т. н. схеме «5 + 5» (ОАО «Газпром» и его аффилированные лица смогут продать до 5 млрд. куб. м, независимые производители газа — в аналогичном объеме). Планируется разработка механизмов заключения долгосрочных договоров на поставку газа, что позволит более точно прогнозировать тарифы на электрическую и тепловую энергию, а также будет стимулировать крупные инвестиции в строительство объектов газопотребляющих отраслей.

Близится к завершению работа над проектами постановлений Правительства, касающихся функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии. 

В машиностроительном комплексе особое внимание будет уделено развитию отечественной автомобильной промышленности.
Кроме того, Минпромэнерго разрабатывает план по стабилизации и развитию легкой промышленности на 2006–2008 гг., в котором предусмот­рены мероприятия, направленные на создание экономических условий для существенного роста производства конкурентоспособной продукции текстильной и легкой промышленности.

Действия Минпромэнерго направлены в том числе на улучшение инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса, создание условий для глубокой переработки древесины, формирование крупных интегрированных структур.

С целью повышения конкурентоспособности российской металлургии министерством разрабатывается стратегия развития металлургического комплекса до 2015 г. и план мероприятий по развитию металлургической промышленности на 2006–2008 гг.

В рамках международного сотрудничества в 2006 г. продолжится диалог между Минпромэнерго России и Комиссией европейских сообществ в области регулирования промышленной продукции (стандартизация, техническое регулирование и процедуры оценки соответствия).

На 2006 г. прогнозируются следующие производственные показатели развития топливно-энергетического комплекса России:
- производство электроэнергии в объеме 966–973 млрд. кВт.ч, что выше уровня 2005 г. на 14,2–21,6 млрд. кВт.ч (1,2–2,3%);
- добыча газа в объеме 644,5–646 млрд. куб. м, с ростом на 8,9–10,4 млрд. куб. м (1,4–1,6%) к уровню 2005 г.;
- добыча нефти в объеме 479–484 млн. т, с ростом на 9–13 млн. т (1,9–3,0%) к уровню 2005 г.;
- переработка нефти в объеме 207–209 млн. т, с ростом на 0,5–2 млн. т (0,2–1%) к уровню 2005 г.;
- добыча угля в объеме 300–305 млн. т, с ростом на 5–10 млн. т к уровню 2005 г. (1,7–3,4%).

Промышленность России: результаты и перспективы

Федеральное агентство по промышленности наделено функциями по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере машиностроения, металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, авиационной, судостроительной, электронной промышленности, промышленности строительных материалов, средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов, специальной химии и химического разоружения, промышленности обычных вооружений.

К своим стратегическим целям федеральное агентство относит поддержку промышленных предприятий, производящих высокотехнологичную продукцию, защиту российского товарного рынка и продвижение российской металлопродукции на рынки Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, а также создание экономических условий для развития отечественного автомобилестроения и легкой промышленности.

В 2005 г. в этом направлении многое сделано. Так, на заводе «Северсталь-авто» началась сборка автомобилей SangYoung Rexton. На заводе «ИжАвто» реализован инвестиционный проект по сборке и запуску в серийное производство автомобиля KIA-Spectra. Создано совместное российско-казахское предприятие «КамАЗ-Инжиниринг». В стадии обсуждения находятся еще несколько перспективных совместных проектов.

За счет собственных и привлеченных средств предприятиями металлургического комплекса в 2005 г. осуществлен ввод в действие новых производственных мощностей и расширена номенклатура выпускаемой продукции как для внутреннего, так и для внешнего рынка, на предприятиях Оскольского электрометаллургического комбината, Магнитогорского металлургического комбината, Выксунского металлургического завода, Челябинского трубопрокатного завода, Волжского трубного завода.

В 2005 г. освобождено от ввозных таможенных пошлин 45 видов технологического оборудования, не производимого на территории России. Снижение ввозных ставок таможенных пошлин позволило ускорить ввод в эксплуатацию нового оборудования и обеспечить окупаемость проектов технического перевооружения предприятий легкой промышленности. Организациям легкой промышленности оказана государственная поддержка в объеме 30 млн. руб. в виде субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях на сезонные закупки сырья и материалов. Впервые в проекте федерального бюджета Российской Федерации на 2006–2008 гг. предусмотрены расходы на субсидирование процентных ставок на сезонные закупки сырья и материалов в размере 100 млн. руб. ежегодно.

ТЭК России в 2006 году: прогнозы и задачи

Федеральное агентство по энергетике отвечает за производство и использование топливно-энергетических ресурсов.

Каковы перспективы российской энергетики в 2006 г. и далее? По сведениям агентства, в приоритетном порядке продолжится строительство Бурейской ГЭС, Ирганайской ГЭС, Зеленчукской ГЭС, Ивановской ГРЭС, Северо-Западной ТЭЦ-2, Волго-Донской АЭС (энергоблок № 2), Балаковской АЭС (энергоблок № 5), Калининской АЭС (энергоблок № 4), других объектов генерации. Намечены меры по повышению надежности единой энергетической системы России.

Одно из перспективных направлений — повышение конкурентоспособности российских углей на внутреннем и внешнем рынках. Для повышения инвестиционной привлекательности угольной отрасли предусмотрено создание механизма государственного субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих организаций.

В нефтедобывающей промышленности особое внимание будет уделено проблемам освоения перспективных нефтедобывающих регионов, таких как Восточная Сибирь и Дальний Восток, север европейской части России, а также дальнейшему наращиванию уровней добычи нефти за счет внедрения методов увеличения нефтеотдачи.

В нефтеперерабатывающей промышленности продолжится модернизация производственных мощностей. В 2006 г. намечается ввод новых производств на предприятиях «Славнефть-Яро­славнефтеоргсинтез», «Салаватнефтеоргсинтез», «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», «ТАИФ-НК», «Рязанская НПК».

Ввод в действие новых мощностей по углублению переработки нефтяного сырья и повышению качества выпускаемых нефтепродуктов позволит увеличить выпуск высококачественных, конкурентоспособных на мировом рынке моторных топлив (высокооктановых марок автобензина, малосернистого дизельного топлива, авиакеросина).

В газовой промышленности в 2006 г. наиболее крупными по капвложениям станут проекты строительства газопровода СРТО — Торжок, расширение Уренгойского газотранспортного узла, Северо-Европейского газопровода, газопровода Починки — Изобильное — Северо-Ставропольское ПХГ.

Приоритетные проекты развития транспортной отрасли

Министерство транспорта Российской Федерации занимается государственным управлением и нормативно-правовым регулированием в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные и рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии.

 1. Строительство железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск. Стоимость проекта в 2007–2010 гг. — 22,0 млрд. руб.
 2. Строительство совмещенного мостового перехода через р. Лену в районе г. Якутска. Стоимость проекта — 14,9 млрд. руб.
 3. Реконструкция Сахалинской железной дороги с переводом на общесетевую ширину колеи 1520 мм. Стоимость проекта — 6,4 млрд. руб.
 4. Реконструкция железнодорожной линии Санкт-Петербург — Бусловская и строительство новой линии Лосево (Петяярви) — Каменногорск для организации скоростного движения, что позволит сократить время следования поездов Санкт-Петербург — Хельсинки. Стоимость проекта — 29,1 млрд. руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда — 8,9 млрд. руб. Сроки реализации проекта — 2006–2010 гг.
 5. Строительство высокоскоростной железной дороги Москва — Санкт-Петербург. Стоимость проекта — 144,2 млрд. руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда — 55,6 млрд. руб.
 6. Строительство новой железнодорожной линии Кызыл — Курагино в Республике Тыве. Стоимость проекта — 53,4 млрд. руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда — 25,0 млрд. руб. для социально-экономического развития региона.
 7. Строительство комплекса морской железнодорожно-автомобильной паромной переправы Усть-Луга — Балтийск — порты Германии. Стоимость проекта — 7,4 млрд. руб.
 8. Строительство автомобильной дороги Чита — Хабаровск. Стоимость проекта:
  1) полное развитие — 73,1 млрд. руб.;
  2) уровень поддержания системы — 48,7 млрд. руб.
 9. Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга. Стоимость проекта — 108,0 млрд. руб. Цель проекта — существенное снижение транспортных издержек.
 10. Федеральная магистральная автодорога М-8 «Холмогоры» — от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска на головном участке км 16 — км 47 в Московской области. Стоимость проекта — 18,87 млрд. руб.
 11. Строительство мостовых переходов через крупные водные преграды.
 12. Строительство мостового перехода через р. Волгу (первая очередь обхода г. Ярославля). Стоимость проекта — 8,1 млрд. руб.
 13. Мостовой переход через р. Волгу в г. Волгограде. Стоимость проекта — 11,2 млрд. руб.
 14. Мостовой переход через реку Волгу у г. Ульяновске. Стоимость проекта — 17,4 млрд. руб.
 15. Мостовой переход через реку Каму на автомобильной дороге Казань — Оренбург у с. Сорочьи Горы. Стоимость проекта — 4,6 млрд. руб.
 16. Мостовой переход через р. Волгу у с. Пристанное. Стоимость проекта — 6,2 млрд. руб.
 17. Обход города Сочи. Стоимость проекта — 17,0 млрд. руб.
 18. Обход городов Краснокамск и Пермь с мостовым переходом через реку Каму на автодороге Санкт-Петербург — Киров — Пермь — Екатеринбург. Стоимость проекта — 5,5 млрд. руб.
 19. Скоростная автомобильная дорога Москва — Санкт-Петербург. Стоимость проекта — 180 млрд. руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда — 34,5 млрд. руб.
 20. Новый выход на МКАД автомагистрали М1 «Беларусь» по трассе северного обхода г. Одинцово Московской области. Стоимость проекта — 12,1 млрд. руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда — 6,1 млрд. руб.
 21. Автомобильная дорога — подъезд к аэропорту «Домодедово» на территории Московской области. Стоимость проекта — 2,6 млрд. руб.
 22. Автомагистраль «Западный скоростной диаметр (ЗСД)» в Санкт-Петербурге. Стоимость проекта — 57,4 млрд. руб.
 23. Центральная кольцевая автомобильная дорога на территории Московской области и создание большого логистического кольца в Московской области в привязке к Центральной кольцевой дороге. Стоимость проекта — 228,5 млрд. руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда — 66,5 млрд. руб.
 24. Развитие Московского авиаузла: создание аэропорта-хаба на базе аэропортов «Домодедово», «Шереметьево», «Внуково». Стоимость проекта — 40,2 млрд. руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда — 21,3 млрд. руб. Цель проекта — повышение конкурентоспособности российского транспорта.
 25. Развитие Красноярского грузового хаба. Стоимость проекта — 7,8 млрд. руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда — 3,5 млрд. руб.
 26. Организация на базе аэропорта «Кольцово» крупного транспортно-логистического узла — хаба. Стоимость проекта — 4,6 млрд. руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда — 3,9 млрд. руб.
 27. Комплексное развитие морского торгового порта Усть-Луга по переработке следующей номенклатуры грузов: уголь, минеральные удобрения, лесные грузы, генеральные грузы, скоропортящиеся грузы, грузы в контейнерах, грузы на паромах, наливные грузы общей мощностью 34,5 млн. т. Стоимость проекта — 29,9 млрд. руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда — 12,0 млрд. руб.
 28. Строительство специализированного морского порта Приморск по переработке нефти и нефтепродуктов проектной мощность до 106 млн. т в год. Стоимость проекта — 14,54 млрд. руб.
 29. Строительство нового морского торгового порта у мыса Железный Рог с потенциальной проектной мощностью свыше 30,0 млн. т. Предварительная стоимость — 7,8 млрд. руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда — 1,8 млрд. руб.
 30. Строительство пассажирского комплекса в Санкт-Петербурге на Васильевском острове с пропускной способностью 1,2 млн. пассажиров в год. Стоимость проекта — 37,3 млрд. руб., в том числе в объекты федеральной собственности 7,3 млрд. руб.
 31. Строительство 2-й нитки шлюза Кочетовского гидроузла. Стоимость проекта — 2,3 млрд. руб.
 32. Строительство 2-й нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла. Стоимость проекта — 6,0 млрд. руб.
 33. Строительство на реке Волге выше Нижнего Новгорода (в районе пос. Большое Козино) низконапорного гидроузла с плотиной и судоходным шлюзом, совмещенного с автодорожным мостовым переходом на трассе Москва — Киров. Стоимость проекта — 23,7 млрд. руб.
 34. Создание терминально-логистических комплексов.
 
В 2005–2010 гг. должно быть создано 72 комплекса (в том числе в Московском регионе — 5 комплексов, в регионе г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области — 3, далее по 1 комплексу на каждый субъект Российской Федерации, включая области, края и республики, примыкающие к международным транспортным коридорам).

Мощность каждого терминально-логистического комплекса составляет от 0,4 до 2,5 млн. т в год. Суммарная проектная мощность — 100,8 млн. т грузов в год. Стоимость проекта — 53,9 млрд. руб. (в ценах соответствующих лет).

Минрегионразвития

Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе районов Крайнего Севера и Арктики, административно-территориального устройства Российской Федерации, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности) и жилищно-коммунального хозяйства, государственной национальной политики и межнациональных отношений в Российской Федерации, а также защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Итоги и перспективы строительной деятельности в России

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Строительный комплекс России в настоящее время объединяет более 112 тыс. подрядных строительных организаций, предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов, проектных и научно-исследовательских организаций, предприятий механизации и транспорта, осуществляющих работы по проектированию, строительству, реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту зданий, сооружений и предприятий во всех отраслях экономики. В строительном комплексе занято около 4 млн. человек.
Объем строительных работ в 2005 г. составил 1711,7 млрд. руб., или 110,5% к уровню 2004 г. В прошлом году организациями всех форм собственности построено 515,1 тыс. новых квартир. Ввод в действие жилых домов составил 43,6 млн. кв. м общей площади (106,3% к 2004 г.). Населением за свой счет и с помощью кредитов построено 17,6 млн. кв. м общей площади жилья, что составило 40,3% от общего объема жилья, введенного в 2005 г.

По данным Росстата, средняя стоимость 1 кв. м общей площади жилья, построенного в 2005 г., в целом по Российской Федерации составила 11221 руб., в 2004 г. — 9706 руб., или 115,6%.

Индекс производства в промышленности строительных материалов в 2005 г. по сравнению с 2004 г. составил 104,1%. Производство цемента в 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло на 6,8%, стекла строительного — на 35,7%, мягких кровельных материалов — на 4,0%, сборного железобетона — на 4,2%, минеральной ваты и изделий из нее — на 2,1%, щебня и гравия — на 6,0%, стеновых материалов — на 1,4%. Выпуск керамической глазурованной плитки для внутренней облицовки стен увеличился на 13,6%, керамической плитки для полов — на 14,7%.

По информации субъектов Российской Федерации, за 2005 г. введено в эксплуатацию более 230 объектов, производств и технологических линий, обеспечивающих выпуск широкого ассортимента конкурентоспособных строительных материалов.

Положительные тенденции развития экономики России за последние годы предопределили значительные сдвиги в инвестиционно-строительной сфере. Среднегодовой прирост объемов инвестиций в основной капитал и подрядных работ, начиная с 2000 г., составляет 12,5%. Удельный вес добавленной стоимости отрасли «строительство» в общем объеме валовой внутренней продукции России составляет более 7%. Прирост ввода в эксплуатацию жилых домов за последние годы составляет не ниже 6% в год.

Вместе с тем, чтобы обеспечить выполнение задач по улучшению жилищных условий россиян, требуется вводить жилья не менее 80 млн. кв. м в год, а за 2005–2010 гг. суммарно 350–380 млн. кв. м. При этом доля частного сектора должна составить 80%, муниципального и государственного — 20%.

По прогнозам Росстроя, в ближайшем будущем должны произойти также качественные изменения строящегося и реконструируемого жилья. Прежде всего будет осуществлен переход к проектированию и строительству энергоэффективных домов из экологически чистых материалов и конструкций. Расширится до 50 и более процентов объем строительства частных семейных жилых домов в пригородных зонах и в сельской местности. В городах в основном будут строиться новые жилые дома повышенной комфортности.

Дата: 05.04.2006
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 4 (1)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!