Формула экономического чуда Ленобласти

1 стр. из 1

Небывалые успехи в темпах экономического роста и привлечении инвестиций на территории Ленинградской области позволяют говорить о несомненном экономическом чуде. С 2003 г. бюджет области перестал быть дотационным (до этого 50% бюджета формировалось за счет дотаций из центра). Это большое событие можно считать историческим в развитии области.

Как считает губернатор Ленобласти В. Сердюков, это результат правильной инвестиционной политики, проводимой в области в последние годы, результат создания благоприятного инвестиционного климата, в том числе за счет предоставления налоговых льгот инвесторам. Так, объем валового регионального продукта в области в 2004 г. примерно в 2,5 раза превысил объем 1990 г.

И в 2005 г. развитие экономики Ленобласти продолжилось опережающими, по сравнению с Россией в целом, темпами. В 2006 г. планируется довести объем инвестиций на одного человека до 53,3 тыс. руб. Сейчас область занимает третье место в России по объему инвестиций на душу населения, уступая только Москве и Московской области.

Экономические показатели Ленинградской области обусловлены в первую очередь развитием реального сектора экономики. В течение 2000–2005 гг. объем валового регионального продукта увеличился с 58,8 млрд. до 230,6 млрд. руб., причем за последние 3 года этот показатель вырос в 2,5 раза. Таким образом, область выполнила поручение Президента по увеличению объемов выпуска продукции, но планирует достичь значительного роста на новом этапе развития за счет введения новых предприятий и производств.

Бюджет области в 2006 г. достиг 29 млрд. руб. По словам Валерия Сердюкова, для создания благоприятного инвестиционного климата пришлось пересмотреть «чиновничье отношение к инвесторам — чтобы не инвестор ходил за чиновниками, а чиновники бегали за инвесторами и без промедления согласовывали все необходимые разрешения». Власти делают максимум возможного для облегчения работы инвесторам, поскольку строительство предприятий создает новые рабочие места, а налоги, отчисляемые в бюджет, позволяют решать проблемы социально-экономического развития в интересах населения Ленинградской области.

В планах правительства области — создание промышленных округов с развитой инфрастуктурой и инженерией. По мнению В. Сердюкова, «инвесторы приходят более эффективно, если инфрастуктура объекта уже задана». Третье принципиальное направление развития области — расширение «зоны размещения предприятий», в первую очередь на территориях, где имеются большие запасы леса, гранита и мрамора и где есть возможности получения более дешевой электроэнергии.

Еще одно направление развития экономики региона, по мнению В. Сердюкова, обусловлено необходимостью привлекать инвестиции в ЖКХ. «Здесь мы рассматриваем возможности передачи коммунальных объектов, находящихся в муниципальной собственности, акционерным обществам и инвесторам, чтобы в дальнейшем вся сфера ЖКХ работала в рыночных условиях», — говорит губернатор.

Стратегической целью государственной политики строительного комплекса региона является реализация крупных инвестиционных проектов регио­нального и федерального значения, таких как морской торговый порт Усть-Луга, Северо-Европейский газопровод, Балтийская трубопроводная система, автодорога Усть-Луга — Великий Новгород (с выходом на автодорогу «Россия»), автодорога Санкт-Петербург — Приозерск — Сортавала — Петрозаводск (с выходом на автодорогу «Кола») и др.

Основные задачи повышения благосостояния населения:
- реализация ФЦП «Жилище» на 2002–2010 гг;
- реализация адресной инвестиционной строительной программы;
- реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

В 2005 г. жилищно-строительным комплексом области введено 533,9 тыс. кв. м жилья (104,5% по отношению к 2004 г.), в том числе индивидуальное жилищное строительство — 373,8 тыс. кв. м (111,1%). Выполнено подрядных работ на 27612 млн. руб. (107,9%). Индекс промышленного производства (по видам деятельности) — 105,9%, производства строительных материалов — 100,8%. Инвестиции предприятиями отрасли в основной капитал за 9 месяцев 2005 г. — 830 млн. руб. В том числе: предприятиями по производству стройматериалов — 377 млн. руб., подрядными организациями — 453 млн. руб. Общая сумма налоговых платежей в бюджет Ленобласти составила 363,3 млн. руб. (218,25% к 2004 г.).

Ленинградская область — крупнейший транспортный регион, она расположена на пересечении морских, железнодорожных, речных, автомобильных, авиационных, трубопроводных путей. Она находится на перекрестке международных и национальных транспортных коридоров. Являясь естественным транспортным мостом между Европой и Азией, регион выдвигается на ведущие позиции в качестве транспортно-технологического центра. Эти и другие факторы в итоге определяют приоритетные направления и темпы развития области.

За последние годы построены портовые комплексы Приморск, Высоцк. Развивается порт Выборг, планируется наращивание его грузооборота. В настоящее время активно продолжается строительство морского портового комплекса Усть-Луга. В него войдут паромная переправа, контейнерный, угольный, зерновой и другие терминалы. Общий грузооборот порта составит 35 млн. т грузов в год. Он позволит оптимизировать пути транспортировки ряда российских грузов на экспорт. Это уголь, металлы, лесные, химические и другие грузы. Выход на проектную мощность второго пускового комплекса угольного терминала планируется осуществить в марте-апреле этого года. Реализация проекта третьего пускового комплекса намечена на 2006–2008 гг. Пробный пуск первого пускового комплекса автомобильно-железнодорожной паромной переправы с проектной мощностью 0,4 млн. т в год планируется осуществить в июле этого года, ввод в эксплуатацию — в декабре 2006 г. Последний, четвертый, пусковой комплекс планируется ввести в эксплуатацию в 2008 г. Общая мощность паромного комплекса составит 3,4 млн. т грузов в год.

Для создания стабильной работы портового комплекса Усть-Луга будут развиваться и строиться дальние и ближние железнодорожные подходы, железнодорожная линия между перегонами Мга — Гатчина — Веймарн — Усть-Луга. Это даст возможность увеличить грузооборот от 1 до 4 млн. т. Для обеспечения роста грузооборота до 10 млн. т требуется строительство в транзитно-выставочном парке еще 5 путей, оборудование парка электрической централизацией, реконструкция и электрификация станции Гатчина-товарная — Балтийская, строительство второго пути перегона Фрезерный — Гатчина-товарная — Балтийская.

С портовым строительством на территории области неразрывно связаны перспективы развития трубопроводного транспорта. Завершается проект создания второй очереди Балтийской трубопроводной системы, по которой производится транспортировка нефти к нефтеналивному порту в районе города Приморска. Общая протяженность неф­тепровода в границах области составляет около 500 км. Объем перекачки нефти составляет до 60 млн. т в год. В 2006–2007 гг. будут реализованы крупные проекты по созданию трубопроводной сети для транспортировки нефтепродуктов. Проектный объем перекачки нефтепродуктов в направлении порта будет равняться 24 млн. т в год. Запланированный объем инвестиций на реализацию проекта $ 819 млн.

В декабре 2005 г. начато строительство на территории области Северо-Европейского газопровода. Это один из крупнейших международных проектов за последние годы. Протяженность его трассы по территории Ленобласти составит около 600 км. Он пересечет территории Бокситогорского, Тихвинского, Кировского, Всеволожского и Выборгского районов и будет иметь на протяжении этого участка четыре компрессорные станции: Пикалевскую, Волховскую, Елизаветинскую и Портовую. Диаметр трубы составит 1420 мм, а рабочее давление газа в ней будет поддерживаться на уровне 9,8 МПа. Завершить работы по первой очереди прокладки газовой трубы длиной в 115 км планируется в июле 2006 г. Этот проект даст области не только новые заказы, новые рабочие места и поступления налогов в бюджет, но и дополнительное увеличение лимитов на газ для потребителей региона в объеме 1,5 млн. куб. м, что позволит перевести угольные и мазутные котельные на газ.

Не менее активно в последние годы в регионе развивается железнодорожный, автомобильный и водный транспорт. На долю транспортной системы приходится порядка 9% валового регионального продукта. Особое значение имеют возможности повышения пропускной способности и развитие электрификации отдельных участков дороги.

Одновременно с развитием транспортной системы области идет реконструкция старых и строительство новых автодорог. В 2005 г. по сравнению с 2004 г. финансирование региональных автомобильных дорог за счет средств субсидий федерального бюджета увеличилось более чем в 2 раза. На реконструкцию и строительство территориальных автодорог в 2005 г. затрачено 570,6 млн. руб. В 2006 г. финансирование обслуживания федеральных дорог увеличено почти на 64%, а территориальных — на 6%. Приоритетными направлениями остаются: формирование и развитие федеральных и территориальных автомобильных дорог в составе международных и межрегиональных транспортных коридоров и важных автодорожных маршрутов, развитие выходов из Санкт-Петербурга, модернизация сети автомобильных дорог для обеспечения строительства и функционирования морских портов и др.

В период до 2015 г. необходимо реконструировать и построить 65 км территориальных автомобильных дорог, подключаемых к строящейся кольцевой автодороге вокруг Санкт-Петербурга, на общую сумму 5,6 млрд. руб.; построить и реконструировать 52 км территориальных автомобильных дорог для обеспечения автотранспортных связей морских портов Усть-Луга, Высоцк и Приморск с федеральными автодорогами «Нарва» и «Скандинавия». В перспективе, для обеспечения автотранспортных связей морского порта Усть-Луга с федеральными дорогами «Санкт-Петербург — Псков» и «Россия», необходимо реконструировать автодорожный маршрут Усть-Луга — автотрасса «Нарва» — Толмачево — Луга — Великий Новгород (автодорога «Россия»). Стоимость реконструкции 3 млрд. руб.

Самой сложной и важной задачей года минувшего и настоящего остается программа по обеспечению жителей области доступным жильем. Теперь эта задача приобрела форму национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Темпы развития жилищного строительства с 2000 г. показывают, что ежегодный прирост составляет 25–30 тыс. кв. м жилой площади. Ежегодно в области вводится порядка 500 тыс. кв. м жилья. Остаются приоритетными в деятельности областного строительного комплекса и утвержденные Правительством Ленинградской области региональные целевые программы: «Жилье для молодежи 2002–2011 гг.», «Социальное развитие села до 2010 г.», «О поддержке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основе принципов ипотечного кредитования на 2003–2012 гг.», «Переселение из ветхого и аварийного жилого фонда до 2013 г.» и др.
В 2005 г. губернатор В. Сердюков провел ряд совещаний по вопросам жилищной политики, встречался с руководителями крупных строительных компаний. В итоге перед строителями была поставлена задача — увеличить объемы жилищного строительства до 1 млн. кв. м в год к 2010 г.

В 2005 г. в области был проведен анализ технического состояния и деятельности строительных организаций. Результаты проверок показали, что в 2004–2005 гг. две трети мощностей предприятий областного строительного комплекса обеспечивали рынок Санкт-Петербурга. Период стагнации на рынке города повлек за собой незначительное снижение темпов роста (производства и подрядных работ) на предприятиях области. Сегодня фактически используется 50–75% мощностей областного стройкомплекса. Это говорит о наличии резерва мощностей, которые в состоянии обеспечить собственные потребности с учетом перспектив до 2010 г.

В рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» областной бюджет на жилищное строительство в 2006 г. предусмотрел 129 млн. руб. 10 млн. руб. выделено на инженерную подготовку территорий для жилищного строительства, 800 млн. руб. направлено на обеспечение ипотечного кредитования граждан. В 2006 г. планируется ввести порядка 600 тыс. кв. м жилой площади.

В феврале 2006 г. губернатор Ленобласти Валерий Сердюков принял участие в совещании под председательством Президента России Владимира Путина в Москве, на котором обсуждались вопросы обеспечения жильем военнослужащих. На территории области в числе пяти регионов (Ленинградская, Московская, Калининградская области, Москва и Санкт-Петербург) решено было начать реализацию программы по обеспечению квартирами военных. Уже определены зоны застройки новыми жилыми комплексами. В Ленобласти это — Сертолово, Тосно, Всеволожск, Кингисепп, Выборг и др. С 2008 г. военные будут получать жилье по ипотечному кредиту.

В I квартале 2006 г. будет внедрена электронная система учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это позволит более полно и точно выявить категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении квартир.

За минувший год на федеральном и региональном уровнях принят ряд законов, регулирующих земельные отношения на местах. Изменились некоторые привычные схемы предоставления земельных участков. Действующим законодательством порядок распоряжения земельными участками определен довольно четко.

В 2005 г. в Ленинградской области принят закон, который разграничивает полномочия органов государственной власти региона и органов местного самоуправления в части предоставления земельных участков. Суть документа в том, что муниципальные власти предоставляют участки площадью не больше 3-х гектаров. Если земельный участок имеет большую площадь, то им распоряжаются уже органы государственной власти Ленинградской области, то есть непосредственно правительство области и комитет по управлению государственным имуществом. Порядок предоставления и полномочия определены в постановлении правительства Ленобласти от 9 декабря 2005 г. № 314.

Дата: 05.04.2006
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 4 (1)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!