Профессия наша — метростроевец!

1 стр. из 1

Петербургское метро давно уже заняло свое почетное место среди достопримечательностей нашего города. И не случайно. Станции нашего метрополитена красивы и необычны по оформлению, никто не может упрекнуть метро в безликости и однообразии. В этом 2005 г. петербургский метрополитен отметил свое пятидесятилетие. И в этой статье хотелось рассказать о тех, кто строил и строит наше метро — об организации, которая носит имя «Метрострой» и отмечает свою знаменательную дату — 65 лет со дня основания!

Сегодня рассказ о деятельности предприятия, о его истории и сегодняшнем дне ведет генеральный директор ОАО «Метрострой» Вадим Николаевич АЛЕКСАНД­РОВ. Ровесник своей организации, он прошел путь от начальника смены до руководителя крупнейшего предприятия. С 1990 г. возглавляет компанию. Годы его руководства пришлись как раз на самые трудные для нашей страны времена.

— Вадим Николаевич, что помогло преодолеть трудности переходного периода?

— Помогло нам то, что «Метрострой» — сама себя обеспечивающая и на редкость сплоченная организация. Мы за все это время ничего не потеряли, наоборот, сохранили и преумножили заводскую и производственную базы — сегодня у нас 2 железобетонных завода, механический завод, управление механизации, автотранспортное предприятие и др. Благодаря этому мы выстояли.

— Расскажите немного о датах, которые отмечает «Метрострой».

— Что касается дат, то для нас 50-летие метрополитена — это прежде всего то, что 15 ноября, 50 лет назад, «Метрострой» сдал первую линию. Тогда она называлась Кировско-Выборгской. А вот история «Метростроя» начиналась именно 65 лет назад. 21 января 1941 г. постановлением Совета Народных Комиссаров была создана наша организация, и началось строительство Ленинградского метрополитена. В 1941 г. было построено 11 стволов, начались подходные выработки… Но война прервала все работы. Пришлось все сделанное ликвидировать, а из состава метростроителей было создано 20 батальонов для строительства оборонных сооружений. Метростроевцы активно участвовали в героической обороне города: возводили огневые рубежи, строили переправы, обеспечивали блокадный город топливом, восстанавливали разрушенное городское хозяйство, вместе со всеми строили Дорогу жизни. После прорыва и снятия блокады метростроевцы вслед за наступающими войсками вели восстановление транспортных сооружений и тоннелей на магистралях страны и за рубежом. В Ленинграде силами метростроевцев были восстановлены Пролетарский и Октябрьский заводы, железнодорожные вокзалы Гатчины, Волховстроя, Чудова, Пушкина, более 500 жилых домов, сотни километров линий связи.

Многие не вернулись с этой войны, в том числе и первый начальник «Метростроя» Георгий Зубков. В память о погибших в нашем офисе установлена мемориальная доска. 1946 год — это время возобновления строительства метрополитена. Через девять лет, в 1955 г., была закончена первая линия.

— Насколько трудно строить метро в Петербурге?

— Сегодня петербургский метрополитен — это огромный подземный город. Вообще строительство метро в нашем городе — это очень непростой процесс. Петр I, закладывая 300 с лишним лет назад наш город, к сожалению, не предполагал, что придется прокладывать метро. Геологические условия у нас очень сложные. Поэтому, чтобы начать строить, особенно в центральной части города, необходимо было опуститься на большую глубину. И именно наш метрополитен — самый глубокий, по крайней мере, на постсоветском пространстве. Сегодня же мировые технологии позволяют безопасно строить даже в самых сложных условиях, для этого в мире есть все необходимое оборудование. Можно менять концепцию строительства, делая эксплуатацию более экономичной и безопасной.

— Как будет развиваться метро дальше?

— Сегодня метро в Петербурге продолжает строиться в нужном темпе. Разработана и принята правительством Санкт-Петербурга программа развития метрополитена до 2015 г., которая предполагает строительство до 40 км новых участков метрополитена с 21 станцией. Сейчас перед нами стоит задача к 2008 г. дойти до станции «Волковская», к 2010 г. — до «Международной», далее — до «Проспекта Славы», затем выходим на поверхность и там строим еще две станции, которые будут сооружены открытым способом. На севере, за станцией «Комендантский проспект», в будущем тоже планируется построить еще две станции, но они пока не имеют названий. Создан городской штаб по перспективному развитию метрополитена. В его функции входит масса вопросов, которые ежедневно возникают в процессе строительства, и главный — определение дальнейших направлений развития метрополитена.

— Помимо строительства метро, где сегодня востребованы опыт и квалификация метростроевцев?

— Для нужд города «Метростроем» сооружены 21,5 км подземных канализационных коллекторов, в том числе коллектор на острове Белая мель и главный канализационный коллектор северной части города к очистным сооружениям в поселке Ольгино. Сегодня работаем по устройству коллекторов в г. Гатчине. В городе построено 20 подземных пешеходных переходов — как совмещенных с вестибюлями метро, так и самостоятельных. Можно выделить и 76 объектов социально-культурного назначения — детские сады, жилые дома, профтехучилища и другие объекты. Проведена реконструкция цехов на предприятиях «Кировский», «Элекросила», «Лентехгаз».

В области сооружены: комплекс птицефабрики и «заводская» подземная голографическая лаборатория Института ядерной физики. В Мурманской области для комбината «Апатит» построены железнодорожные тоннели (на Расвумчерсском и Юкспорском рудниках — 6,8 км), комплексы добычных горизонтов Кировского и Расвумчерсского рудников, наклонный конвейерный тоннель, камеры дробления, погрузки, насосные, склады ВМ и депо электровозов. «Метростроем» сооружены наклонные транспортные тоннели комбинатов «Асбест» (в городе Джеты-Гора; Казахстан) и «Железнорудный» (в Криворожском бассейне). Петербургский «Метрострой» принимал участие в сооружении тоннелей, монтаже эскалаторов, укладке путей метрополитенов в Москве, Киеве, Ташкенте, Ереване. Его специалисты оказывали техническое содействие в строительстве метрополитенов Праги, Варшавы, Будапешта, Хельсинки, тоннелей Ассуанского гидроузла, автомагистралей Афганистана и Болгарии. Летом 2003 г. в предельно короткие сроки, за 40 дней, в районе Ладожского моста для Балтийской трубопроводной системы (БТС) методом микротоннелирования «Метрострой» построил тоннель под Невой диаметром 2,5/2,0 м протяженностью 779 м. Проходка выполнена комплексом A.V.N/2009. Железобетонные трубы для тоннеля изготовил «Метробетон», металлоизоляцию для труб — механический завод «Метростроя».

Дата: 05.04.2006
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 4 (1)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!