Рациональное и оригинальное решение

1 стр. из 1

Вантовый мост, входящий в состав строящегося участка  Краснопресненского проспекта, возводится по проекту инженеров научно-производственного объединения «Мостовик» (г. Омск) и из металлоконструкций, изготовленных на заводе объединения. Партнером «Мостовика», осуществляющим техническую поддержку этого сложнейшего проекта, является ведущий московский институт в области строительства мостов — ОАО «Гипротрансмост».

История участия НПО «Мостовик» в реализации одного из масштабных проектов транспортного строительства России началась в июне 2003 г., когда проектировщикам объединения было предложено принять участие в конкурсе на разработку технического предложения проекта моста. На этапе предпроектной подготовки специалисты ряда проектных институтов России (участвовало пять претендентов) предложили четыре варианта трассы проспекта и восемь вариантов мостовых переходов. По заключению Мосгосэкспертизы, «…лучшими технико-экономическими показателями обладает участок магистрали по второму варианту трассы с мостовым переходом по варианту № 6 (НПО «Мостовик)…». Этот вариант был рекомендован для дальнейшего проектирования.

Проект моста, предложенный инженерами «Мостовика», наилучшим образом учитывал многочисленные сложности прохождения трассы Краснопресненского проспекта и увязывал их с точки зрения безопасности строительства и экологии. Особого внимания проектировщиков заслуживали своеобразный водный перекресток, получившийся в результате соединения старого русла Москвы-реки и ее канала, техническая зона Строгинской линии метро, которая должна остаться в неприкосновенности, необходимость проложить трассу на максимальном удалении от Серебряного Бора, от жилых и спортивных сооружений природного заказника и пункта забора питьевой воды, соблюдение80-метрового судоходного габарита Москвы-реки при косине створа моста 16 градусов и ряд других непростых моментов.
Разработанное в объединении рациональное и оригинальное решение представляет собой комбинированную вантово-балочную систему с центральным русловым пролетом 410 м. Необычно, что в конструкции моста балка расположена под прямым углом к арке и поддерживается системой наклонных подвесок-вант. Отсутствие жесткой центральной опоры под балкой жесткости и замена ее гибкой опорой в виде арочного пилона создает новый тип пролетного строения с новыми свойствами. Особенность такого арочного пилона выражается в том, что он позволяет разместить ванты не в традиционной вертикальной плоскости, а в разных направлениях. Получив возможность создать по-настоящему объемную форму, проектировщики добились не только великолепного внешнего вида моста, но и нашли более эффективные решения с точки зрения жесткости, динамики и аэродинамики конструкции.

Проект «Мостовика», представленный на рассмотрение в правительство Москвы и в Мосгорархитектуру, понравился и был одобрен. Он отвечает всем условиям и особенностям строительства и при этом отличается своеобразной, необычной архитектурой. Мнение отечественных специалистов совпало с оценкой жюри международного конкурса инженерных идей в Брюсселе, отметившего работу омских инженеров О. В. Шишова, П. П. Ефимова, В. М. Курепина дипломом и серебряной медалью.

Сегодня можно утверждать, что с работой по проектированию моста черезр. Москву, несмотря на сложность, новизну и оригинальность многих проектных решений, проектировщики «Мостовика» во главе с главным инженером проекта, кандидатом технических наук Валерием Курепиным справились успешно. В числе таких решений — уже названные арочный пилон и веерное расположение вант, S-образное полотно проезжей части, значительно осложняющее расчеты, некоторые узлы арки и балки жесткости, коробчатый стрингер и ряд других моментов.
Следует отметить, что именно «Мостовик» выступил инициатором применения коробчатого стрингера — элемента для создания легкой металлической плиты проезжей части, обладающей большой жесткостью. Экспериментальные исследования, проведенные учеными ЦНИИСа на основании данных, предоставленных проектировщиками объединения, подтвердили высокие прочностные и жесткостные характеристики плиты. Ее производство было освоено на заводе металлоконструкций «Мостовика» и впервые в истории российского мостостроения применено на столь масштабном объекте.

К числу прогрессивных решений относится и веерное расположение вант, довольно редко применяемое не только в отечественном, но и мировом мостостроении. К сожалению, принято не трех-, как предлагал «Мостовик», а двухвеерное расположение вант. Не получило поддержки и предложение об использовании анкерных узлов вант, изготовленных из толстостенной трубы. Выдвигая его, специалисты НПО ориентировались на современную тенденцию, которая выражается в активном использовании толстостенных труб в мировом мостостроении в последние 7–10 лет. Труба, не давая «засорять» внешний вид моста выступающими элементами, позволяет «спрятать» их внутрь узла и тем самым улучшить архитектурный облик сооружения. Так строят мосты в Америке, Европе, Японии, Южной Корее.

На ведущемся сегодня строительстве реализуется вариант решетчатой конструкции арочного пилона с узлами заводского изготовления. Однако специалисты «Мостовика» уверены, что проектирование и изготовление сложнейших узлов из толстостенной трубы — лучшее и более современное решение, реализация которого по силам объединению.

Такая уверенность имеет основание. Разработка рабочей и конструкторской документации в «Мостовике» ведется с применением современного специализированного программного обеспечения. Расчетный программный комплекс CosmosM, конструкторские программы SolidWorks и CosmosWorks прорабатывают как отдельные элементы моста, так и всю конструкцию в объемной модели (3D модель). Конструкторская ошибка исключена, поскольку контроль точности проектирования осуществляется на программно-аппаратном уровне, без традиционной передачи на бумажном носителе, приводящей к многочисленным отклонениям и неточностям. Более того, создавая электронную пространственную модель, проектировщики работают в едином информационно-компьютерном пространстве с конструкторским бюро и заводом металлоконструкций НПО «Мостовик».

Завод представляет собой самое современное специализированное производство на территории России и на сегодняшний день не имеет аналогов среди отечественных предприятий по представленному здесь оборудованию —ESAB, Siemens, Schlick, OLT, Rino Berardi, Famak, Kaltenbach. Все оборудование объединено в программно-управляемую линию завершенного производственного цикла переработки металлопроката: заготовительного, сборочно-сварочного и малярно-отделочного.

Возможности созданного в объединении комплексного производственного цикла, увязанные с возможностями современного заводского оборудования, были продемонстрированы при изготовлении натурной модели вантового узла из толстостенной трубы в тот период, когда шел поиск вариантов. Созданная модель отвечала всем требованиям, предъявляемым к изделию высокой точности и сложности, т. е. были обеспечены функциональность, технологичность и точность при изготовлении, статическая и циклическая прочности локальных зон, архитектурная привлекательность и другие характеристики. Несмотря на то, что модель вантового узла так и осталась моделью, современный уровень производственного потенциала НПО «Мостовик» был подтвержден и сегодня подтверждается при изготовлении сложнейших металлоконструкций моста.

Повышенной сложностью и точностью отличается работа над узлами арочного пилона. И это закономерно. Веерное расположение вант приводит к особой ориентированности каждого узла в пространстве, к индивидуальности каждого узла данной конструкции. Элементы, при изготовлении и монтаже которых важны доли градусов, на заводе металлоконструкций «Мостовика» изготавливаются на современном оборудовании по уникальным для России бескондукторным технологиям.

Автоматические линии раскроя на базе машин плазменной и кислородной резки фирмы Esab обеспечивают абсолютную точность раскроя металлопроката. Мех-обработка изделия производится на базе центров Berardi и Kaltenbach, которые обрабатывают детали и готовые изделия весом до 60 т с точностью до 0,05 мм. При проведении обязательной стопроцентной контрольной сборки конструкции арки, выполняемой на полигоне завода металлоконструкций «Мостовика», используются современные лазерные измерительные системы. В их числе — координатно-измерительный комплекс FARO ARM (США), фиксирующий точность сборки конструкции в диапазоне ± 1 мм.

Использование мощного и современного научно-производственного потенциала объединения позволило специалистам «Мостовика» гарантировать строителям возможность проведения монтажа арки с двух берегов, без временных опор и с точностью совпадения каждого арочного и балочного узлов до 0,30. В ближайшее время, когда начнется монтаж вант, требуемая точность подтвердится в окончательном варианте. Но и сегодняшний этап работы доказывает, что металлоконструкции, запроектированные и изготовленные в «Мостовике», находятся в заданных параметрах и обеспечивают необходимую точность сборки сложнейшей конструкции моста.

Таким образом, работа в едином производственном и информационном комплексе проектировщиков, конструкторов и производителей металлоконструкций определила саму возможность реализации сложнейшего проекта в установленные сроки в рамках обозначенных финансовых ресурсов и позволила гарантировать необходимое высочайшее качество работы.

По мнению директора «Мостовика» О. В. Шишова, умение действовать сообща, налаживать контакты, достигать взаимопонимания и на этой основе добиваться необходимых результатов —это основа взаимоотношений всего многотысячного коллектива участников строительства моста через р. Москву.В этом ряду ведущие проектные институты и крупнейшие строительные предприятия России, деятельность которых умело и профессионально направляется заказчиком. По-другому проекты подобного уровня ответственности и масштаба реализовать невозможно.

Именно сложность и неординарность проекта подвигла «Мостовик» на принятие непростого решения о ведении проектирования в условиях открытости и публичного обсуждения всех принимаемых решений, расчетных схем и даже деталей проекта. Каждое мнение и замечание внимательно изучалось и становилось основой для принятия решений. Другим примером может считаться сегодняшняя совместная проработка вопросов, связанных с размещением ресторана в верхней точке арки, который должен стать «изюминкой» будущего самого высокого моста в Москве.

Рассказывая об участии омского объединения «Мостовик» в реализации данного проекта, его директор говорит, что коллектив предприятия испытывает особую гордость, став участником строительства моста через р. Москву. Впрочем гордятся «мостовики» и каждым из более чем 200 построенных и строящихся объектов различного назначения на территории России и за ее пределами. Предметом гордости объединения считаются установившиеся партнерские отношения с теперь уже десятками ведущих отечественных и мировых компаний и освоенные благодаря таким контактам новые технологии проектирования и строительства, приобретенное современное оборудование.

Но более всего и прежде всего «Мостовик» гордится работниками своего предприятия. Большинство из них прошли школу Сибирской автомобильно-дорожной академии. Связь alma mater и  «Мостовика» крепнет год от года. Более 20 лет объединение поддерживает кафедру «Мосты и тоннели», участвует в образовательном процессе и с особым вниманием относится к тем, кто завтра придет в профессию инженера строителя.

Результаты, что называется, зримы.В «Мостовике» много молодых инженеров: например, средний возраст проектировщиков, принявших участие в работе над проектом моста в Серебряном бору, не превышает 30 лет. Это благодаря соединению их молодой энергии и энтузиазма, умению быстро воспринимать новое и высокого профессионализма умудренных опытом зрелых инженеров «Мостовика» рождаются такие оригинальные, красивые и смелые проекты, как мост через р. Москву в столице России.

Дата: 30.07.2006
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 4 (53)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!