Никто не говорит, что учиться легко

1 стр. из 1

Ход реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье —гражданам России» вызывает много вопросов как у обычных россиян, так и у специальной прессы. Не стал исключением и журнал «Федеральный строительный рынок». На наш запрос о ходе реализации национального проекта ответил министр регионального развития РФ Владимир Анатольевич ЯКОВЛЕВ.

–Первый этап, связанный с подготовкой на федеральном уровне реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье», завершен. С принятием 31 декабря Правительством Российской Федерации новой редакции федеральной целевой программы «Жилище» до 2010 года была начата реализация основных направлений национального проекта. Задачи, поставленные Президентом Российской Федерации по реализации национального проекта, едины для всех уровней власти — федеральной, региональной, муниципальной и для всех субъектов РФ без исключения.

На сегодня национальный проект уже вступил в стадию практической реализации на всех территориях Российской Федерации на уровне исполнителей.

— Что необходимо сделать для реализации национального проекта на уровне регионов?

— Субъектам Российской Федерации следует более активно вести работу по национальному проекту «Доступное жилье».

Во-первых, необходимо заключить соглашения о реализации национального проекта. Для подготовки полноценных документов субъекту РФ следует выйти на целевые показатели: годовой объем ввода жилья, объем выдаваемых ипотечных кредитов, количество молодых семей, улучшивших жилищные условия, количество предоставленных государственных жилищных сертификатов.

Во-вторых, требуется предоставить на согласование в Минрегион России регио-нальные планы-графики реализации национального проекта по доступному жилью. На сегодня их сдали 49 субъектов. Более половины этих графиков недоработаны. В основном в планах-графиках недостаточно четко определены финансовые, административные, законодательные, организационные, информационные меры, а также меры по повышению платежеспособности населения (типовой план-график, разработанный Минрегионом России еще в начале года, разослан по всем субъектам Российской Федерации и размещен на сайте Министерства).

В-третьих, необходимо подготовить и направить в Росстрой проекты для участия в подпрограмме «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства».

В-четвертых, подготовить и направить в Росстрой достоверные списки по отдельным категориям граждан (участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, подлежащие отселению с комплекса «Байконур», беженцы и вынужденные переселенцы и т. д.) для предоставления им субсидий в форме ГЖС (государственного жилищного сертификата).

— Все ли регионы включились в эту работу?

— По состоянию на середину апреля 6 субъектов Российской Федерации —Республика Коми, Ленинградская область, Таймырский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский автономные округа — предоставили неполную информацию, как правило, только по одной из категорий. Отдельно выделяются 11 регионов — Хабаровский край, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Саха, Ненецкий, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Корякский, Чукотский автономные округа, Мурманская область, Москва и Московская область, которые не предоставили списки по подпрограмме обеспечения жильем молодыхсемей.

Не представлены полные списки ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из 20 субъектов Федерации: Карачаево-Черкесской, Чеченской, Удмуртской Республик, Республик Коми, Карелия, Башкортостан, Алтай, Бурятия, Тыва; Калининградской, Самарской, Челябинской, Иркутской, Сахалинской, Ленинградской областей и Санкт-Петербурга; Ханты-Мансийского, Таймырского, Эвенкийского, Чукотского автономных округов. Между тем в 47 субъектов, своевременно подготовивших все необходимые документы, с начала года уже перечислено 510 млн. руб.

Кроме того, в соответствии с типовой инструкцией по предоставлению отчетности, одобренной Президиумом Совета при Президенте РФ по национальным проектам, все субъекты Российской Федерации до 7 апреля должны были представить отчетность за март и за первый квартал 2006 г. Однако на сегодня отчетные документы поступили в Минрегион РФ только из 60-ти субъектов. Следует подчеркнуть, что к установленному сроку отчеты поступили лишь из 8 субъектов.

Эта картина свидетельствует о низком качестве организации работы региональных властей и их компетенции. Нами направлена соответствующая информация в Правительство РФ и администрацию Президента РФ с перечнем субъектов, которые не соблюдают своих обязательств. А именно выполнение субъектом РФ мероприятий нацпроекта будет учитываться при отборе регионов для выделения средств федерального бюджета.

— А положительные примеры есть?

— Можно назвать некоторые субъекты Российской Федерации, где имеются наиболее проработанные проекты. Среди них можно назвать Самарскую область, Новосибирскую область, Краснодарский край. Работы по территориальному планированию наиболее полно проведены в Чувашской Республике, Тюменской области, Хабаровском крае. Плохо обстоят дела в этом отношении в Архангельской, Мурманской, Камчатской областях, Алтайском крае, Туве, Калмыкии.

Изначально все субъекты Федерации находились в одинаковых условиях, все начали работу одновременно, но некоторые пошли вперед очень быстро, понимая, что можно действовать самостоятельно, выдвигать идеи, учитывающие специфику конкретных субъектов, а другие — нет. Так, плохо проработали проекты Курская и Псковская области, Республика Марий Эл.

— По какому принципу будет осуществляться федеральное финансирование инфраструктурных подпрограмм ФЦП «Жилище»?

— Средства будут выделяться субъектам Российской Федерации только под абсолютно «прозрачные» проекты, цели которых коррелируются с целями национального проекта по доступному жилью. Все расходы по проекту в федеральном бюджете 2006 г. заложены. В частности, по ГЖС перечисление средств уже производится с начала года. На сегодняшний день уже оплачено сертификатов на сумму 3,5 млрд. руб. Все нормативно-правовые акты, методики, инструкции, приказы и пр., необходимые для реализации национального проекта по доступному жилью, разработанные Минрегионом России и Росстроем, в виде проектов или итоговых документов постоянно рассылаются по субъектам.
Этот факт заставляет считать, что в субъектах Российской Федерации недостаточно понимание всей меры ответственности за реализацию национального проекта. Он призван создать условия для развития всей отрасли строительства доступного жилья.

— Вероятно, в перспективе роль субъектов РФ в реализации проекта будет расти?

— Существует древняя восточная мудрость: «Хочешь один раз накормить человека — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь —научи его ловить рыбу».И никто не говорит, что учиться легко. Наша главная задача — создать институциональные условия, стимулирующие ускоренное развитие эффективного рынка жилья и коммунальных услуг. Установить для субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и бизнеса прозрачные и понятные правила работы в этой сфере. Стимулировать жилищное строительство в регионах и развитие массовой жилищной ипотеки.В этом и заключается основная идея приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». И роль субъектов РФ в этом процессе крайне велика и ответственна. Именно от глав субъектов и их команд зависит успех реализации национального проекта по доступному жилью. В первую очередь, от их инициативности, работоспособности, профессио-нализма и умения принимать верные решения.

Дата: 30.07.2006
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 4 (53)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!