1 стр. из 1
В условиях рыночной экономики проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Эта проблема актуальна и для строительной отрасли. В настоящее время в России действует система государственного регулирования строительной деятельности, основанная на ее лицензировании. Последнее десятилетие в строительстве наблюдается бум, используются более совершенные проектные решения, применяются новые материалы, в строительной индустрии возникли новые взаимоотношения.
В то же время органы государственной власти, ранее обеспечивающие регулирование деятельности строительных организаций, постепенно снимают с себя обязанности административного воздействия по контролю качества строительства. Это выражено в дальнейшем в отмене лицензирования на проектирование, строительство и инженерные изыскания для строительства зданий I и II уровня ответственности (жилье, школы, различные общественные заведения, и т. д.).
Введенный в действие два года назад закон «О техническом регулировании» оказался не так эффективен, как ожидали. Предложения использовать СНиПы в качестве рекомендательных документов приведут к разрушению существующей нормативной базы.
Монополизированность в строительной отрасли, коррупция, административные препоны, устаревшая материальная база делают задачу повышения качества строительства трудновыполнимой. Все это ведет к падению и так невысокого качества строительства и, как следствие, — к ухудшению комфортности проживания, появлению угрозы жизни людям, находящимся в некачественно построенных зданиях и сооружениях.
Стало очевидным, что систему контрольных органов необходимо приводить в соответствие с сегодняшними реалиями. Известно, что высокое качество определяется зависимостью производителя и потребителя, которая регулируется экономически и юридически через органы власти. Поскольку органы власти не в состоянии повысить качество строительства, то последнее слово остается за потребителем.
В настоящее время практически нет строительной компании, к которой не было бы претензий, касающихся качества возведенного жилья как муниципального, так и коммерческого. Спрос превышает предложение, и существует мнение, что «в Москве потому плохо строят, потому что хорошо покупают». Пока не будет избытка предложений, конкуренции, о качестве можно не говорить. К сожалению, качество сданного жилья сегодня порой не дотягивает даже до среднего уровня.
Результаты работы службы «Телефон «Горячая линия» в течение 2003–2005 гг. позволили проанализировать строительные дефекты в домах-новостройках. Данные говорят о том, что в среднем на каждые 100 кв. м сданного жилья приходится два серьезных строительных дефекта.
Сведения о низком качестве строительства, поступающие в эту службу от москвичей, в основном касаются продувания и промерзания в местах примыкания оконных блоков к стеновым проемам, протечек на застекленных балконах и лоджиях, отделочных работ.
Практически во всех новостройках имеются дефекты: и в типовых домах, и в монолитных, и в построенных по индивидуальным проектам.
В табл. 1 приведены основные дефекты, классифицированные на основе обращений граждан в указанную службу.
Дефекты элементов зданий | % от общего числа дефектов |
Внутренняя отделка: вздутие ламината, паркетной доски, краски; шелушение, отслаивание плитки и обоев | 20 |
Узлы примыкания оконных блоков к стеновым проемам: сырость, протечки, промерзание, продувание | 15 |
Оконные и балконные блоки: механические повреждения, фурнитура, уплотнительные прокладки, регулировка | 12 |
Фасады, балкон, лоджия: промерзание, протечки, продувание | 11 |
Герметизация межпанельных швов: промерзание, сырость, протечки, продувание | 8 |
Столярные изделия, запорные устройства: перекосы, механические повреждения | 7 |
Кровля: протечки | 6 |
Сантехника: монтаж оборудования | 5 |
Вентиляция: нарушение режимов воздухообмена | 5 |
Стены, перегородки, перекрытия: отклонения от геометрических размеров, нарушения качества поверхности, стяжек, звукоизоляция и др. | 4 |
Гидроизоляция подземных сооружений: протечки | 3 |
Инженерное обеспечение: отказы в электросети, систем теплоснабжения и др. | 1 |
Выпадение кусков бетона из бетонных конструкций («отстрелы» бетона) | 1 |
Работа лифтов | 1 |
Места общего пользования | 1 |
Основная цель системы управления качеством строительства — предотвращение появления фактов некачественно выполненных работ, повышение комфортности и безопасности проживания граждан и сокращение расходов, возникающих по причине брака. Улучшение взаимодействия органов власти с населением и обеспечение оперативной «обратной» связи жителей города с органами исполнительной власти также являются неотъемлемой частью этого процесса.
Система всестороннего контроля качества продукции строительного производства может быть определена как четкая структура, распространяющаяся на всю организацию и состоящая из следующих операций, указанных в табл. 2.
Объект контроля | Виды работ по контролю и их исполнители |
Проектирование | Экспертиза принятых в проекте конструкций, изделий, материалов и комплектующих, проверка наличия принятых материалов в Московском территориальном строительном каталоге (строительный комплекс, компетентные организации) |
Сырье, материалы, комплектующие: контроль производства строительных конструкций, изделий, материалов | 1. Внедрение и инспекционный контроль систем менеджмента качества (структурные заводские подразделения систем качества, органы сертификации) |
Сертификация продукции и инспекционный контроль (органы сертификации) |
2. Аттестация лабораторий, включение в реестр (аккредитованные службы) |
3. Постоянное повышение квалификации специалистов высшего звена, инженерно-технических работников, среднетехнического персонала (вузы, центры повышения профессионального образования) |
Контроль строительных конструкций, изделий, материалов, комплектующих на строительном объекте | 1. Проверка наличия сертификата соответствия на строительные материалы, изделия, конструкции, комплектующие (приобъектные лаборатории; лаборатории, привлеченные на договорной основе; специалисты, осуществляющие мониторинг и научно-техническое сопровождение) |
2. Входной контроль в соответствии с действующей нормативно-технической документацией (НТД) — контролирующие организации и др. компетентные организации |
Лицензирование | 1. Инспекционный контроль на подтверждение соответствия организации требованиям органов по лицензированию строительной деятельности (лицензионный центр и привлекаемые специалисты) |
2. Предлицензионная подготовка кадров (вузы, центры профессионального дополнительного образования) |
Строительно-монтажные работы, включая отделочные | 1. Официальный контроль (надзор): авторский контроль проектировщиков, технический надзор, инспекция Госархстройнадзора, центр сертификации, лицензионный центр и др. |
2. Внедрение систем менеджмента качества в строительных организациях. |
3. Мониторинг, научно-техническое сопровождение объекта, составление паспорта качества объекта (научно-исследовательские институты и др. компетентные организации) |
4. Систематическое обучение ИТР и строительных рабочих (вузы, центры профессионального дополнительного образования, учебные комбинаты при строительных организациях и др.) |
5. Приемка госкомиссией |
Эксплуатация | 1. Мониторинг состояния объекта в период гарантийного срока, для сложных объектов на весь период эксплуатации (компетентные организации) |
2. Работа по претензиям граждан: - в период гарантийного срока (строительный комплекс, служба «Телефон «Горячая линия», отделы качества строительных организаций); - в послегарантийный срок (эксплуатирующие организации, жилищная инспекция) |
3. Обучение специалистов ЖКХ (вузы, центры профессионального дополнительного образования) |
Для усиления контроля качества строительства необходимо привлекать научные организации, обладающие новыми знаниями и техническими средствами для научно-технического сопровождения строительства и реконструкции объектов. Для получения своевременной и полной информации о техническом состоянии объектов в периоды строительства и гарантийного обслуживания предлагается следующая схема сопровождения, состоящая из двух этапов.
I этап:
1. Заключается договор между инвестором (заказчиком) и Информационно-аналитическим центром по состоянию качества строящихся и эксплуатируемых объектов по техническому сопровождению строящегося объекта (проведение обследований).
2. На основании заключенного договора проводится постоянное обследование объекта на стадии производства работ. Под обследованием объекта подразумевается выполнение комплекса мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих эксплуатационное состояние, пригодность и работоспособность объектов обследования и определяющих возможность их дальнейшей эксплуатации (ведение объектного журнала).
В комплекс мероприятий по оценке контролируемых параметров входят:
- проверка поставляемых на объект строительных материалов и комплектующих на соответствие их проектной документации и требованиям нормативно-технических документов;
- проверка всех видов строительных работ на соблюдение требований технологии их производства;
- контроль сроков исполнения всех замечаний по производству строительных работ, выявленных контрольно-надзорными органами.
3. По мере накопления информации по обследуемым объектам формируется электронная база данных об их техническом состоянии.
По результатам обследования проводятся анализ и оценка технического состояния объекта, на основании которых разрабатывается «Паспорт качества объекта», где отражены виды работ на соответствие их нормативам.
4. Информационно-аналитический центр по состоянию качества строящихся и эксплуатируемых объектов направляет инвестору «Паспорт качества объекта» как итог о работе по техническому сопровождению, проделанной по договору.
На основании полученного «Паспорта качества объекта» инвестор регулирует свои производственные и финансовые отношения по данному объекту со всеми участниками строительства (заказчик, проектная организация, генеральный подрядчик и др.).
5. По итогам анализа информации, составляющей «Паспорт качества объектов», готовится «Отчет о состоянии качества объектов», возводимых в Москве за текущий год и передается на рассмотрение в Управление оперативного контроля и координации выполнения градостроительных программ Москвы.
II этап:
Обследование уже введенных в эксплуатацию объектов, проводимое по сигналам о строительных недоделках, поступающим от жителей и эксплуатирующих организаций в службу «Телефон «Горячая линия».
В период гарантийного обслуживания все строительные дефекты устраняет застройщик, а контроль над выполнением работ по устранению дефектов осуществляет руководство строительного комплекса города с непосредственным участием представителей исполнительной власти.
Тем самым обеспечивается обратная связь жителей города с органами исполнительной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- Разработать и привести в действие правовые акты, создающие законодательный и экономический заслон браку, например, Закон «О качестве и защите прав потребителя»; за причиненный ущерб потребителю застройщик несет имущественную ответственность.
- Разработать и привести в действие закон о безопасности проживания людей в жилых домах и нахождения людей в общественных зданиях.
- Формировать программу строительства каждого жилого здания с учетом потребностей населения, проживающего в районе застройки. В программе должны быть учтены также интересы частных соинвесторов.
- Создать условия, при которых страховые компании возьмут на себя контроль над качеством строительных процессов.
- Установить гарантийные сроки эксплуатации зданий для производителей работ, составляющие не менее 50% долговечности конструкций, материалов или части здания.
- Резервировать 5% средств от стоимости контракта для гарантированного обеспечения качества объекта, а окончательный расчет с организацией-застройщиком производить через 2–3 года после ввода объекта в эксплуатацию.
- Запретить сдачу жилья без отделки и выполнять все отделочные работы только с привлечением строительной организации, возводившей этот дом.
- Законодательно обязать приемочную комиссию принимать только полностью готовый к заселению дом, с отделкой и благоустроенной прилегающей территорией.
- Разработать ежегодную награду Правительства Москвы и церемонию награждения строительных организаций за лучшие качественно построенные жилые дома.
Предлагаемая система позволит обеспечить надлежащее качество возводимых объектов жилищного и социального значения и предотвратит появление на строительном рынке Москвы недобросовестных организаций. Подобная система может быть предложена и для других городов и регионов России.
Дата: 14.08.2006
В. В. Горкавенко, Д. В. Горкавенко
"СтройПРОФИль" 5 (51)
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!