Бюджет-2002: положительная динамика сохранится

1 стр. из 1

Обязательным условием при формировании проекта бюджета Санкт-Петербурга стало соблюдение финансовых нормативов, утвержденных Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга. Объем валового регионального продукта за 2000 г. вырос на 10,0%, объем промышленной продукции — на 2,8%, инвестиций — на 7,3%. В 2001 г. продолжается рост промышленного производства, услуг предприятий транспорта и связи, розничного товарооборота и платных услуг для населения. Рост производства обеспечивается за счет увеличения его физических объемов. В 2002 г. сохранится положительная динамика прироста промышленного производства во всех отраслях промышленности Санкт-Петербурга, которая прогнозируется в размере 102%. Значение среднегодового индекса потребительских цен в Санкт-Петербурге прогнозируется на уровне 114% (прогнозируемый индекс потребительских цен в среднем по России — 115%). Доходная часть проекта бюджета Санкт-Петербурга Проект бюджета и прогноз основных макроэкономических показателей Санкт-Петербурга Расчеты доходной части бюджета Санкт-Петербурга на 2002 г. базируются на показателях прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга, оценки финансовых последствий для города поэтапного реформирования налоговой системы в рамках принятия второй части Налогового кодекса Российской Федерации, а также осуществления городских мероприятий по наполнению доходной части бюджета Санкт-Петербурга и привлечению дополнительных финансовых ресурсов. С учетом сложившейся положительной тенденции устойчивого роста валового регионального продукта (ВРП) в сопоставимых ценах за период с 1999 г. по первое полугодие 2001 г. в текущем году его рост оценивается не ниже 103,6%. Прогнозное значение роста ВРП на 2002 г. составляет 104%. Оценка динамики и перспектив развития экономики города сыграла решающую роль в выборе первого варианта прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга для расчета проекта бюджета Санкт-Петербурга на 2002 г. Элементы налоговой реформы, осуществляемой в Российской Федерации Расчет показателей доходной части бюджета Санкт-Петербурга на 2002 г. также был произведен в соответствии с нормами налогового законодательства, реализованными в рамках проведения налоговой реформы в текущем финансовом году. В проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2002 г. были учтены изменения в налоговом законодательстве, предусмотренные:

  • главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 05.08.2000);
  • главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации, вводимой в действие проектом федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (принятого Государственной Думой Российской Федерации 06.07.2001);
  • нормами проекта федерального Закона «О федеральном бюджете на 2002 год». Основными составляющими планового снижения поступлений доходов в 2002 г. в размере 1 620 млн. руб. в бюджет города являются: 1. Снижение ставки налога на прибыль. 2. Внесение изменений в порядок формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль:
  • снятие ограничений по списанию затрат предприятия на себестоимость продукции, в частности расходов на рекламу, медицинское и имущественное страхование;
  • либерализация амортизационной политики;
  • изменение порядка отнесения на финансовый результат убытков. 3. Приобретение права налогоплательщика с 01.01.2001 на получение социальных вычетов при определении размера налоговой базы налога на доходы физических лиц в 2001 г. 4. Расширение перечня льгот по налогу с продаж. Факторами, которые должны содействовать росту поступлений доходов в бюджет Санкт-Петербурга в 2002 г., являются решения, принятые на федеральном уровне в части налогового администрирования:
  • отмена широкого спектра льгот по налогу на прибыль предприятий и организаций;
  • индексация налоговых ставок по акцизам, земельному налогу и плате за пользование водными объектами;
  • зачисление поступлений по налогу на доходы физических лиц по нормативу 100% в бюджеты субъектов Российской Федерации. Основные направления налоговой политики Санкт-Петербурга на 2002 г. На региональном уровне в дополнение к реализации пакета законодательных инициатив федерального центра в области налоговой политики принято не менее важное решение о повышении уровня собираемости налогов. Средний уровень собираемости налоговых доходов (процентное отношение всех налоговых поступлений к суммам налога, исчисленного от налогооблагаемой базы) на 1 июля 2001 г. составил 80%. Средний показатель собираемости налоговых доходов, заложенный при расчете бюджета Санкт-Петербурга на 2002 г., прогнозируется на уровне 92,7%. В результате осуществления вышеперечисленных преобразований доходная часть бюджета Санкт-Петербурга на 2002 г. превышает уровень доходов, установленный перспективным финансовым планом Санкт-Петербурга на очередной финансовый год. Кроме того, с целью компенсации выпадающих доходов бюджета региона в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга рассматриваются проекты Законов Санкт-Петербурга:
  • «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», которым планируется изменение некоторых физических показателей, использующихся для определения базовой доходности единого налога на вмененный доход;
  • «О внесении дополнений и изменений в законы Санкт-Петербурга, регулирующие вопросы налогообложения», которым устанавливается рост ставок по налогу с владельцев транспортных средств и по налогу на игорный бизнес. Динамика и структура доходов Общая сумма доходов бюджета Санкт-Петербурга в 2002 г. оценивается в размере 53 794,6 млн. руб. Относительно ВРП доходы бюджета региона сократятся до 16,5% против 17,1% в 2001 г., тем самым в 2002 г. произойдет реальное снижение налогового бремени для налогоплательщиков Санкт-Петербурга. Изменения, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве на федеральном уровне, существенно повлияли на структуру доходов бюджета Санкт-Петербурга в 2002 г. Доля налоговых доходов бюджета Санкт-Петербурга возросла по сравнению с 2001 г. и составляет 73,4%. Сдвиги в структуре доходов в значительной мере произошли за счет:
  • прогнозируемого роста поступлений по подоходному налогу с физических лиц (перераспределения, по сравнению с 2001 г., норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц в размере 1% в пользу бюджетов субъектов Российской Федерации);
  • снижения ставки налога на пользователей автодорог. Расходная часть проекта бюджета Санкт-Петербурга Общая сумма расходов в проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2002 г. составляет 52 728,3 млн. руб. Превышение доходной части над расходной составляет 1 066,3 млн. руб. Профицит будет направлен на сокращение долга города. Основным направлением деятельности в управлении государственным долгом Санкт-Петербурга остается снижение стоимости обслуживания долга путем осуществления максимально гибкой политики заимствований, позволяющей оперативно заменять одни долговые инструменты другими в зависимости от изменения условий на внутреннем и внешнем рынках, и безусловное погашение еврооблигаций в 2002 г. Сокращение долга позволило существенно уменьшить расходы на обслуживание долга до 3,7% в общей сумме расходов (6% в 2001 г.) и, соответственно, увеличить непроцентные расходы, основная часть которых будет направлена на финансирование социальной сферы. В 2002 г. доля непроцентных расходов составит 96,3% в общей сумме расходов бюджета, в том числе 47,3% расходов предусмотрено на образование, культуру, здравоохранение и социальную политику. За счет увеличения объемов финансирования социальной сферы прежде всего будет увеличиваться заработная плата бюджетников. Рост оплаты труда работников бюджетной сферы предусмотрен с опережением темпов роста прожиточного минимума. При этом опережающие темпы роста заработной платы будут наблюдаться по следующим отраслям — образование, культура и искусство, здравоохранение и физическая культура, социальная политика и жилищно-коммунальное хозяйство. Задача увеличения средней заработной платы работников бюджетной сферы обусловила значительную долю расходов бюджета Санкт-Петербурга на заработную плату — 26,6% в 2002 г. Необходимость реформирования жилищно-коммунального сектора привела к увеличению наиболее значимых расходов в этой отрасли — на капитальный ремонт жилищного фонда; на содержание и ремонт жилищного фонда, в том числе в связи с предоставлением льгот по оплате за коммунальные услуги и по оплате за жилье и компенсаций малообеспеченным гражданам по оплате за жилье. В 2002 г. по сравнению с 2001 г. значительно возросли расходы на капитальный ремонт учреждений образования, что позволит на годы решить проблему школьных зданий. Городской пассажирский транспорт является важнейшей составляющей инфраструктуры города, и его развитие было и остается важнейшей социально-экономической проблемой Санкт-Петербурга. Экономическая политика в этом направлении будет ориентирована на постепенный переход с субсидий, выделяемых предприятиям транспорта, на адресную компенсацию убытков от перевозки пассажиров, имеющих право на бесплатный или льготный проезд в общественном транспорте. В проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2002 г. капитальные расходы бюджета Санкт-Петербурга составляют 17%. Указанные расходы включают статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Санкт-Петербурга. Расходы Адресной программы капитальных вложений составляют 3 191,7 млн. руб. или 6,1% в общей сумме расходов.

    Дата: 12.11.2001
    Владимир Артемьев и Вадим Симоновский
    "Петербургский строительный рынок" №11
    1 стр. из 1


    «« назад

    Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!