Лизинг дорожно-строительной техники

1 стр. из 1

Достаточно высокий спрос на услуги финансовой аренды (лизинга) определяется рядом факторов, среди которых наметившаяся тенденция к экономической стабилизации; улучшение финансового положения многих российских предприятий и растущая потребность в обновлении основных производственных фондов; снижение стоимости и увеличение сроков привлечения кредитных ресурсов, в том числе за счет расширения заимствований за рубежом.


Немаловажным фактором привлекательности лизинга, как одного из наиболее эффективных способов реализации инвестиционных проектов, является возможность использования федеральных и региональных льгот, что позволяет сокращать расходы пользователей лизингового имущества на 10–20 % по сравнению с иными схемами финансирования.  Основными достоинствами и преимуществами получения оборудования и специализированной техники посредством лизинга являются:
 -  отсутствие необходимости в крупных единовременных финансовых вложениях;
 -  уменьшение расходов по уплате налога на прибыль, поскольку лизинговые платежи в полном объеме относятся на себестоимость;
 -  возможность проведения постоянного обновления материально-технической базы за счет использования механизма ускоренной амортизации с коэффициентом 3 включительно;
 -  уменьшение расходов по уплате налога на имущество.
 
Одной из основных характерных черт лизингового рынка сегодня является высокий уровень конкуренции. Ее следствием стало снижение стоимости лизинговых услуг, в том числе за счет маржи (доход, получаемый лизинговой компанией за свои услуги), увеличение сроков лизинговых сделок, снижение предоплаты по ним, а также смягчение требований к обеспечению.

В настоящее время довольно широко используется лизинг строительной техники, что объясняется постоянно растущей потребностью в технике у предприятий строительного комплекса и добывающих отраслей, а также высокой стоимостью специализированной техники. По данным экспертов, за 2000–2005 гг. объемы лизинговых сделок в этом сегменте рынка в России выросли почти в 10 раз (!). Достигнутый уровень превышает динамику всего российского лизинга. Многие виды строительной техники являются высоколиквидными и, следовательно, могут служить хорошим обеспечением для  лизинговых и сопутствующих им кредитных сделок.

Удельный вес специализированного строительного оборудования и техники в общем объеме новых лизинговых операций в стране составил 10,32 %. Если сравнивать российский удельный показатель с аналогичным, например, в США, то, по данным Лизинговой ассоциации оборудования Америки, он составлял 10,15 %, в Японии — 2,2 % (по данным Национальной лизинговой ассоциации Японии). Однако при этом в абсолютных суммах показатель США во много раз превышает российский, японские объемы лизинга — менее чем в полтора раза.

По оценкам экспертов, в 2006 г. удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций на развитие производственной базы строительных организаций в России составит не менее 14,4 %.

Основные тенденции на российском рынке лизинга строительной техники:
1) Понижение стоимости привлекаемых для финансирования лизинга кредитных ресурсов в валюте и рублях. Происходило снижение ставок на рынке капитала, используемых для финансирования лизинговых операций, средний показатель стоимости заимствований для российских лизинговых компаний находится на уровне ставки рефинансирования Банка России.
2) Сокращение величины маржи лизингодателя, в том числе ввиду роста конкуренции на рынке лизинговых услуг.
3) Постепенное уменьшение величины аванса по лизинговым сделкам.
4) Появление новой тенденции: многие лизингодатели помимо своей основной деятельности — передачи имущества в лизинг, начали предоставлять дополнительные услуги клиентам в ходе реализации лизинговой сделки.
По данным аналитических обзоров, в 2005 г. 69,6 % от общей стоимости заключенных договоров приходилось на лизинговые операции со строительным оборудованием и техникой, и соответственно, 30,4 % — на дорожно-строительное оборудование и технику.

Одной из важных особенностей лизинга строительного оборудования и техники является ежегодный рост количества операторов. При этом существенно расширилась география лизинговых компаний: 33,3 % лизинговых операторов приходится на различные регионы Российской Федерации (51,6 % — московские лизинговые компании, 15,1 % — санкт-петербургские лизинговые компании). Необходимо отметить, что с помощью лизинга осуществляются масштабные программы технического оснащения строительных комплексов, расширяется не только география проводимых сделок, но и номенклатура передаваемого в лизинг имущества, создаются новые рабочие места.

Кроме того, предметами лизинга становилось и такое нужное строителям имущество, как деревообрабатывающее, а также энергетическое оборудование, средства связи, компьютеры, оргтехника, различные виды автотранспорта, складское оборудование и многое другое.

Существуют определенные отличия между лизингом строительного оборудования и строительно-дорожной техники, т. к. технику необходимо регистрировать в органах ГИБДД или Гостехнадзора.

Как правило, регистрация может быть осуществлена:
 -  на имя лизингополучателя на временный учет;
 -  на имя лизингодателя и далее на временный учет на лизингополучателя;
 -  на имя лизингодателя.
 
Достаточно хорошо развит рынок б/у строительно-дорожной техники, что позволяет лизингодателям не только быстро реализовать изъятую технику в случае неплатежей лизингополучателей, но и активно работать в направлении лизинга б/у строительно-дорожной техники.

В рамках лизинга строительной техники проекты могут быть разделены на два основных направления — тиражируемые и индивидуальные. Тиражируемые схемы предусматривают: оперативность принятия принципиального решения о финансировании проекта (3–5 дней), сокращенный пакет предоставляемых клиентом документов, неизменные финансовые условия, типовые формы договоров. В рамках тиражируемых проектов клиент должен соответствовать требованиям лизинговой компании к финансовому состоянию и срокам деятельности. Как правило, при тиражируемых схемах в лизинг передаются одна-две единицы техники либо небольшие партии до пяти единиц.

Когда речь идет о средних и крупных партиях техники, то компании применяют индивидуальный подход к проекту. При этом решение по проекту принимается в более длительные сроки, запрашивается более обширный пакет документов, как правило, включающий бизнес-план. Однако финансовые условия лизинга, срок лизинга и другие аспекты договора согласуются для каждого конкретного клиента.

Лизинговые компании могут не применять никаких ограничений по максимальному объему финансирования проекта. Единственным ограничением может быть финансовое состояние клиента и окупаемость проекта. Обычно клиенты имеют возможность выбора валюты договора лизинга — рубли РФ, доллары США или евро.

Как правило, лизингополучатель самостоятельно осуществляет выбор продавца/поставщика необходимой ему техники. По условиям договора лизинга оборудование и техника должны быть обязательно застрахованы в страховой компании, которая согласуется сторонами. Страхователем выступают либо лизингополучатель, либо лизингодатель. В случае, когда страхователем выступает лизингополучатель, лизингодатель указывается выгодоприобретателем по рискам полной гибели оборудования или техники.

Схема реализации типового лизингового проекта обычно выглядит следующим образом: в лизинговую компанию поступает запрос от клиента; специалист компании информирует клиента об условиях лизинга; в случае согласия клиента с условиями, он предоставляет в лизинговую компанию пакет документов; принятие решения на основании предоставленных документов; подписание договоров; реализация проекта.

Дата: 14.08.2006
С. В. Беломестных
"СтройПРОФИль" 5 (51)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!