Сергей Круглик: «Предложение должно опережать спрос»

1 стр. из 1

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» — один из наиболее важных приоритетных проектов государства, но в то же время нелегких в реализации. Среди причин — нехватка регионов, подготовленных для продажи участков, несовершенство нормативной документации, зачаточное состояние ипотеки и других финансово-кредитных механизмов, а также ограниченность в доходах самих россиян (в особенности — легальных доходов).

Почему высоки ставки?

Со стороны федеральных ведомств проект курирует Министерство регионального развития и непосредственно — Росстрой (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству). Что делает Министерство для скорейшей реализации нацпроекта, что говорит и думает по этому поводу сам глава Росстроя Сергей Круглик?
По программе «Жилище» к 2010 г. объем жилищного строительства в России достигнет 80 млн. кв. м, т. е. почти удвоится по сравнению с 2004 г. Как может быть достигнут такой рост?
Для успешной реализации национального проекта «Доступное и комфортные жилье — гражданам России», как считает Сергей Иванович, необходимо существенно снизить ставку по ипотечному кредиту. По его мнению, граждане тогда смогут решать жилищные проблемы, когда снизится ставка рефинансирования. Кредиты по ставке 12–15% годовых вряд ли позволят сильно улучшить ситуацию с жильем, — так считает руководитель федерального агентства. И, действительно, почему эти ставки так высоки при росте экономики в стране, росте Стабилизационного фонда?
Скажем, в Скандинавских странах ставка на покупку жилья составляет всего 0,1%. Естественно, при таких дешевых кредитах, а по сути — ссудах, можно спокойно строить.
Вместе с тем мало кто возразит, что подключение одного стабфонда к рынку жилья вряд ли приведет к искомой одной десятой доле процента — для удешевления кредитов необходимо в целом развитие рынка недвижимости, конкуренция среди строительных организаций.
Глава Росстроя уверяет, что через 5 лет объемы ипотечного кредитования в России вырастут в 30 раз. Но предупреждает, что это вовсе не означает, что оно будет дешевым. «Ни в одной стране мира, — акцентирует Круглик, — дешевого жилья нет, это самый дорогой продукт. Просто требуется выработать такие механизмы, которые позволяли бы этот продукт приобрести максимальному количеству людей».

Ипотека — двигатель национального проекта?

Сергей Круглик скорректировал свое мнение об ипотеке, выступив на Х Петербургском экономическом форуме в рамках «круглого стола» «Ипотека — двигатель национального проекта «Доступное, комфортное жилье — гражданам России», полностью опровергнув задекларированный в самом названии подход. Проблема не в развитии ипотеки, а в отсутствии предложений на рынке жилья. Он также пояснил, что рост цен здесь соответствует росту доходов населения и составляет за последнее время порядка 25%.
В идеале требуется создать систему, которая позволит в обозримом будущем большинству населения решать свои жилищные проблемы. Но строить ее нужно всем: и органам власти всех уровней, и бизнесу с участием всех профессиональных объединений. И все же, в чем будет заключаться государственная поддержка ипотеки?
«Мы будем стремиться расширить ипотечный рынок для большого количества участников, — говорит Сергей Иванович. — В 2006 г. уставной капитал Федерального агентства по ипотечному жилищному кредитованию вырос до 3,7 млрд. рублей, а государственные гарантии составили около 14 млрд. рублей. Эта сумма будет пролонгирована в 2007 г.».
До сих пор на рынке ипотеки не хватало последнего звена — ценных бумаг. Федеральная служба по финансовым рынкам планирует подготовить их выпуск. Это означает прямую работу всех финансовых институтов на рынке жилья, в том числе и банков. Также будет формироваться институт ипотечного страхования. Допустим, если из первоначального взноса в 30% заемщик готов застраховать 20%, то первоначальный взнос для него составит 10%. Таким образом, будет расширен круг заемщиков за счет людей, у которых нет накоплений на первоначальный взнос. Эти и другие меры, по мнению С. Круглика, в сумме дадут серьезный толчок к формированию платежеспособного спроса на рынке ипотеки.

Бюджетных денег на всех не хватит

Однако если за счет федеральных вливаний лишь увеличить платежеспособный спрос, то, кроме роста цен, это ни к чему не приведет. Задача агентства — сделать так, чтобы и предложение не отставало. Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются сегодня строители, — отсутствие подготовленных под жилую застройку участков. «Дать субъектам РФ на эти цели бюджетные деньги — самый простой способ, но, — поясняет Круглик, — и самый безответственный. Поэтому средства планируется выделять в виде государственных гарантий по кредитам, которые станут брать в банках регионы. Плюс в федеральном бюджете предусматриваются средства для погашения процентной ставки по займам».
В этом году федеральный бюджет заложил на эти цели не так много средств — всего 20 млрд. рублей. На все регионы не хватит. Но Федеральное агентство и не преследует цель «накормить всех под завязку». Средства вкладываются в те субъекты и те регионы, где жилищное строительство на подъеме. Программа «Жилище» позволяет в среднем по России снизить темпы роста цен к 2010 г. до 6–8% в год. Прежних темпов роста цен, как обещает глава Росстроя, не будет. Всплеск цен наблюдается потому, что у населения появились свободные ресурсы и они сразу были брошены в жилищный рынок.

Аукционы помогут не сразу

Сергей Иванович ярый сторонник предоставления земельных участков под жилищное строительство только через аукционы, что, впрочем, с 1 октября прошлого года является уже нормой Земельного кодекса. «Аукционы — одна из самых действенных мер для развития рынка, поскольку разрушает монополию на доступ к земельным ресурсам», — подчеркивает Сергей Круглик. При этом руководитель агентства вместе со своими коллегами осознают, что муниципалитеты и региональные власти за год до введения этой нормы в законодательство (которая постоянно депутатами отодвигалась, и теперь понятно, зачем) поторопились выдать как можно больше участков целевым назначением. Так что участники рынка набрали участков аж на 2–3 года вперед. «Поэтому, — считает Круглик, — эффект от введения этой нормы, культивирующей конкуренцию, наступит не сразу. Хорошо уже то, что муниципалитеты начали работу по новым правилам, а целевое предоставление земли под жилищное строительство является сегодня прямым нарушением закона».

Долой лицензирование

С 1 января 2007 г., согласно новому Градостроительному кодексу РФ, запланирована отмена лицензирования в строительстве. Для профессионалов рынка эта новость ничего хорошего не сулит. Можно без труда спрогнозировать, что вместе с отменой лицензирования на рынок жилищного строительства хлынет поток дилетантов, способных подорвать и без того хрупкие отношения между дольщиками, застройщиками, банкирами и гражданами, желающими во что бы то ни стало улучшить свои жилищные условия. На вопрос «будут ли сохранены какие-то контролирующие функции Росстроя, останется ли какая-то разрешительная система в строительстве?» Сергей Круглик отвечает так: «Не стоит зря беспокоиться по поводу отмены лицензирования в строительстве», — иными словами: все что ни делается — все к лучшему. Боле того, лицензирование, по мнению главы Росстроя, в конечном итоге ни к чему не обязывает, административный контроль не дает почти никаких результатов. Действительно, сейчас, при существующих процедурах лицензирования строительной деятельности, можно привести массу примеров обрушения зданий, падения подъемных кранов, нарушения технологии работ и т. д.

С другой стороны, по мнению Круглика, когда лицензия на строительство не понадобится, Градостроительный кодекс, закон о техническом регулировании, положение о саморегулируемых организациях и т. п. закладывают достаточную степень контроля и ответственности всех участников рынка — от проектировщиков до представителей технического надзора. К примеру, если Главгосэкспертиза плохо сделала свою работу и проект оказался неудачным, в результате чего дом «сложился», то отвечать станет данное ведомство. Это нормальная система ответственности, которая будет влиять на качество работы и отношение к своему труду.
Так что ликвидация лицензирования — это правильно. В Градостроительном кодексе прописана вся мера ответственности за строительство, разделенная между проектировщиками, строителями, экспертизой. Это будет переход к системе административной, экономической и уголовной ответственности за деяния, которые происходят в секторе строительства.

Дата: 21.08.2006
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 8 (92)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!