Система информационной поддержки внешнеэкономической деятельности в Санкт-Петербурге

1 стр. из 1

Осуществление экономических реформ в России невозможно без всестороннего развития внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Успешная конкуренция отечественных производителей на мировом рынке в самых различных областях позволяет не только развивать производство, но и обеспечивать устойчивое экономическое развитие как самого предприятия, так и региона в целом, создавая при этом условия, необходимые для решения социальных задач. В хозяйственной жизни Санкт-Петербурга (как и всей страны) важное место занимает внешнеторговая деятельность. Доходы от экспорта продукции реально пополняют бюджет города, оказывают стабилизирующее воздействие на его экономику, дают возможность осуществления общегородских проектов. При этом роль и значение экспортной деятельности города, которая находится под постоянным контролем губернатора и правительства Санкт-Петербурга, постоянно возрастает. Развитие и совершенствование внешнеэкономической деятельности в современных условиях невозможно без соответствующего информационного обеспечения, предусматривающего сбор, накопление, систематизацию, хранение информации о структурных элементах ВЭД и организацию доступа к ней потенциальных пользователей. За годы реформ в стране создана необходимая инфраструктура обеспечения рыночной экономики (банки, страховые компании, биржи, выставочные комплексы и т. д.), но пока не сформирована система информационной поддержки. Как следствие — реализовать право участников ВЭД на объективную информацию крайне затруднительно, а порой и просто невозможно. В результате страдает бизнес, ведь без достоверных сведений невозможно принятие обоснованного решения, особенно в финансовой и торговой сферах. Для эффективной реализации задач внешнеэкономической деятельности необходимо иметь достоверную информацию о:

  • нормативно-правовых и иных актах, регламентирующих ВЭД;
  • предприятиях, их состоянии и выпускаемой ими продукции;
  • конъюнктуре рынков и ценах на товары и услуги;
  • условиях кредитования и страхования;
  • таможенных тарифах, действующих на текущий момент, и др. Каждый отечественный производитель, являясь, с одной стороны, потребителем подобной информации, должен своевременно предоставлять о себе все необходимые данные, которыми в любой момент смогут воспользоваться потенциальные покупатели. Необходимость четкой системы информационного обеспечения, призванной способствовать формированию эффективной экспортной политики, определена Федеральным законом № 157-ФЗ от 13.10.1995 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Решить эту проблему на уровне субъекта Федерации можно путем создания системы информационной (аналитической) поддержки внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга (СИП ВЭД), базирующейся на современных информационных технологиях. Цель создания СИП ВЭД — обеспечение благоприятных условий для реализации политики правительства города по развитию рыночной инфраструктуры и экспорта как важнейшего сектора экономики для основы решения социальных проблем. Поставленная цель достигается посредством организации «виртуальной интегрированной системы», обеспечивающей оптимальный уровень обслуживания потребителей (клиентов) благодаря максимальному использованию возможностей современных информационных технологий. Основными требованиями, предъявляемыми к такой системе, должны быть:
  • корпоративность, гарантирующая наличие в системе бесконечно большого числа пользователей;
  • высокий уровень доступности к любым массивам информации;
  • интеграция взаимосвязанных баз данных в реальном масштабе времени;
  • оптимальный алгоритм интеграции приложений для упорядочения обмена данными между ними;
  • максимальное использование стандартизированного оборудования и программного обеспечения;
  • возможность взаимодействия с системами более высокого иерархического уровня. Эти требования понятны и вполне реализуемы. Но, чтобы система заработала четко, необходимо определить источники информации (распределителей баз данных). В частности, такими источниками в Санкт-Петербурге являются:
  • территориальные учреждения федеральных органов власти (Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Службы валютно-экспортного контроля, Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению и др.);
  • субъекты хозяйственной деятельности (предприятия и организации, производящие экспортную продукцию);
  • банки и иные кредитные учреждения, страховые компании;
  • регистрационная палата Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский Фонд имущества, Главное управление ЦБ РФ по Санкт-Петербургу, Петербургкомстат и т. д.
  • Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата;
  • потребители продукции. Главная проблема заключается в практически полной недоступности информации, распорядителями которой являются вышеупомянутые структуры, и в ее неадаптированности к потребностям пользователей, ведь форматы выходных данных сформированы для ведомств, к которым они принадлежат. Эта проблема лежит, прежде всего, в плоскости политических решений. Юридическая основа, базирующаяся на нынешнем российском законодательстве, в принципе имеется. Остается лишь договориться с соответствующими структурами. Опыт таких соглашений имеется, например, с Петербургкомстатом. Есть взаимопонимание на этот счет с СЗТУ. Эти договоренности могут быть соответствующим образом оформлены. Подобный подход к решению столь актуальной для города проблемы весьма своевременен, поскольку именно сейчас Санкт-Петербург находится на втором этапе перехода к информационному обществу. Этот период характеризуется созданием и использованием достаточно сложных систем, баз и банков данных, формированием единого информационного пространства на основе общегородской телекоммуникационной системы. Что ведет в конечном итоге к созданию информационной сети управления городом. Ее составной частью должна стать интегрированная система информационно-аналитического обеспечения руководства Администрации Санкт-Петербурга (ИС ИАО), разработанная по заданию канцелярии губернатора. Предлагаемую СИП ВЭД логично рассматривать как неотъемлемую часть комплекса создаваемых общегородских и общефедеральных информационных систем. Концептуальная модель ее функционирования представлена на рисунке. Вся первичная информация находится в ведении соответствующих распорядителей, примерный состав которых перечислен выше. Пройдя агрегирование, информация от распорядителей в согласованных форматах поступает в хранилище данных ИС ИАО, где также аккумулируются все сведения, необходимые для обеспечения жизнедеятельности города. Способ доставки информации определяется степенью развития корпоративной телекоммуникационной сети Санкт-Петербурга. Из хранилища данных сведения, касающиеся вопросов ВЭД, попадают непосредственно в СИП ВЭД, где после форматирования они принимают удобный для пользователей вид выходных файлов, приведенных в приложении. Ядром СИП ВЭД является аппаратно-программный комплекс на основе сервера, который предполагается формировать на базе одной из двух композиций: Intel–MS либо SUN–Oracle. Администратором является специализированная организация, обеспечивающая доступ к системе и отвечающая за ее функционирование. Информация на СИП ВЭД поступает через сервер приложений, выполняющих среди прочего функцию загрузки из основных потенциальных источников данных о ВЭД. Поток нормативно-правовой, справочной и экспертной информации может осуществляться посредством взаимодействия с системами типа «Кодекс», «Консультант-плюс», «Гарант» и др. Рабочие места пользователей могут оснащаться различными программно-аппаратными средствами, позволяющими осуществлять необходимую аналитическую обработку информации на основе современных технологий — например, OLAP или DataMining. Все основные пользователи взаимодействуют с СИП ВЭД в режиме «тонкого клиента» в Internet/Intranet — сети (обеспечивается трехуровневой архитектурой системы), либо в соответствующей корпоративной сети согласно установленному порядку доступа. Технически, особенно на этапах становления, могут быть предусмотрены различные варианты поступления информации в СИП ВЭД:
  • по сети Internet/Intranet;
  • по электронной почте;
  • на магнитных носителях;
  • на бумажных носителях. Таким образом, в СИП ВЭД в масштабе Санкт-Петербурга будет сосредоточена информация об экспортном спросе и предложении товаров, заключенных контрактах и результатах их реализации, т. е. будет создана база данных о состоянии ВЭД города. Эта информация — в отличие от обычных статистических данных — станет научно-обоснованной поддержкой для принятия решений в области ВЭД города. Из всего вышесказанного следует, что внедрение предлагаемой СИП ВЭД Санкт-Петербурга самостоятельной органической составной частью единого комплекса информационных систем управления городским хозяйством, несомненно, будет способствовать развитию экономики нашего мегаполиса в целом. P.S. Строительный комплекс Санкт-Петербурга является важным участником ВЭД, посему создание СИП ВЭД невозможно без учета информационного пространства строительного рынка. Приведенные выше схемы призваны проиллюстрировать принципы его формирования и возможности использования.

    Форматы выходных данных

    I. Подсистема общих данных
    1. Общие сведения об информационной системе.
    2. Общие сведения о Санкт-Петербурге.
    3. Структура власти Санкт-Петербурга и РФ.
    4. Сведения об органах власти Санкт-Петербурга и РФ, координирующих вопросы ВЭД.
    5. Сведения об общественных организациях промышленности, в банковской и страховой сферах.
    6. Сведения о предприятиях Санкт-Петербурга.
    7. Сведения о банках.
    8. Сведения о страховых компаниях.
    9. Сведения о социально-экономическом положении Санкт-Петербурга.
    10. Сведения об экспортном потенциале Санкт-Петербурга. II. Подсистема обеспечения поддержки ВЭД
    1. Нормативно-правовая база.
    2. Сведения о продукции.
    3. Сведения о предприятии и его внешнеторговых связях.
    4. Сведения о конъюнктуре рынков и ценах.
    5. Сведения о кредитах и условиях их предоставления.
    6. Сведения об условиях страхования.
    7. Сведения о таможенных платежах.
    8. Сведения о внешнеторговой деятельности предприятий Санкт-Петербурга.
    9. Сведения о программах развития внешнеторговой деятельности.
    10. Сведения о ценах на продукцию на основных мировых биржах. III. Подсистема обеспечения поддержки международного экономического сотрудничества
    1. Нормативно-правовая база.
    2. Сведения о государствах, имеющих внешнеэкономические связи с Санкт-Петербургом.
    3. Сведения о соглашениях Санкт-Петербурга в области торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными участниками ВЭД.
    4. Сведения об инвестиционных предложениях (проектах), поддерживаемых Администрацией Санкт-Петербурга.
    5. Сведения об условиях инвестирования.
    6. Градостроительные зоны Санкт-Петербурга.
    7. Сведения о предприятиях (организациях), предлагающих сотрудничество в области инвестиций.
    8. Действующие инвестиционные проекты.
    9. Сведения о программах технического содействия и ходе их реализации.
    10. Сведения о предприятиях с иностранным капиталом. IV. Подсистема обеспечения выставочной деятельности
    1. Перечень основных выставок в России и за рубежом.
    2. Информация о выставках. V. Источники информации (распорядители баз данных)
    1. Предприятия и организации (хозяйствующие субъекты).
    2. Министерство по налогам и сборам.
    3. Государственный таможенный комитет РФ.
    4. Банки и иные кредитные учреждения.
    5. Страховые компании.
    6. Служба валютно-экспортного контроля.
    7. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству.
    8. Регистрационная палата Санкт-Петербурга.
    9. Центральный банк России.
    10. Фонд имущества.
    11. Петербургкомстат.
    12. ИС «Гарант», «Кодекс», «Эксперт».

    Дата: 12.11.2001
    По материалам пресс-центра Администрации Санкт-Петербурга, Комитета по строительству и «Петербургского строительного центра» Илона Янковская
    "Петербургский строительный рынок" №3
    1 стр. из 1


    «« назад

    Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!