«Тойота» строит завод в Петербурге

1 стр. из 1

Начало строительства год назад завода компании «Тойота» в Петербурге стало событием общероссийским. Событием экономического и политического значения. Церемонию закладки первого камня в основание сборочного производства «а ля рус» мирового автомобильного гиганта почтили своим присутствием не только губернатор Валентина Матвиенко и глава корпорации «Тойота» Хироси Окуда, но и Президент России Владимир Путин, и экс-премьер-министр Японии Иосиро Мори, который имеет еще и общественную должность — председателя российско-японского Совета мудрецов.

Мудрое решение

Владимир Путин, выступая 13 июня 2005 г.на торжественной церемонии закладки строительства нового завода по сборке автомобилей в Петербурге, заявил: «Лидеры японской индустрии выходят на наш рынок, развивают свою деятельность у нас в России. Мы видим в этом знак доверия промышленников, предпринимательских кругов Страны восходящего солнца и возможность развития российской экономики». В свою очередь губернатор Валентина Матвиенко подчеркнула, что строительство сборочного производства на берегах Невы является убедительным свидетельством включения России в глобальные экономические процессы, в международное разделение труда.
Размещение сборочного автомобильного производства на берегах Невы, вне всякого сомнения, мудрое решение японских предпринимателей. Губернатор подчеркнула, что компания «Тойота» не случайно из многих предложений для строительства завода в России выбрала именно Петербург. Город на Неве сегодня — один из наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации, здесь стабильная социальная и политическая обстановка, благоприятный инвестиционный климат.
Председатель компании «Тойота» Хироси Окуда хорошо отозвался не только о недрах России и перспективах российской экономики, но и о самих россиянах: «Я лично уже давно пришел к мнению, что будущее России весьма многообещающее. И не только благодаря природным ресурсам, но и людям, обладающим высоким культурным и образовательным уровнем. Это хороший потенциал для развития промышленности и экономики страны».
Известно, что проект строительства нового завода с объемом инвестиций до 4 млрд. рублей был вначале одобрен на самом высоком, межгосударственном уровне. Поэтому губернатор В. Матвиенко поблагодарила Президента В. Путина за поддержку проекта, равно как и других начинаний Петербурга.
Губернатор дипломатично подчеркнула, что этот знаковый и масштабный для города и для России проект взял старт в год 150-летия установления межгосударственных отношений между Россией и Японией. А Петербург, между тем, стоял у истоков российско-японских отношений. Именно с берегов Невы, из Кронштадта, вышел фрегат «Паллада» с дипломатической миссией во главе с адмиралом Е. В. Путятиным к берегам Страны восходящего солнца, и в 1855 г. в Токио был подписан первый русско-японский договор.

Строить будет турецкая компания

Губернатор заверила на торжественной церемонии открытия завода, что городское правительство, безусловно, выполнит все взятые на себя обязательства по реализации проекта в намеченные сроки. Похоже, эти обещания выполняются.
В конце марта 2005 г., еще за два месяца до начала реализации проекта, японский концерн Toyota Motor Corp. приступил к проектированию завода. Российское подразделение Toyota Motor Corp. — ООО «Тойота Мотор» — заключило договор генерального подряда на проектирование завода с российско-шведской SCCK Engi-neering. Эта компания является совместным предприятием фирмы Scandia Consult Sverige AB (сегодня — Ramboll Sverige AB) и ЗАО «Cтроительная компания «Компакт». А «Ленгипроинжпроект» проектирует инженерное обеспечение заводских площадей. По данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам, строительство своего завода в Шушарах Toyota доверила турецкой компании Enka, совладельцу сети «Рамстор». «Энка» станет генподрядчиком на общестроительные работы, сегодня разработана и практически согласована проектная документация на строительство завода (осталось пройти вневедомственную экспертизу проекта), ведется получение разрешения на строительные работы, проведена тестовая забивка свай. По экспертным оценкам, стоимость контракта может составлять около $100 млн., причем до 70% этих денег, скорее всего, достанется местным субподрядчикам.
Почему японцы выбрали турецкую компанию «Энка» в качестве генерального подрядчика? Скорее, прежде всего потому, что они с ней уже работали: компания строила завод Toyota в Турции, у себя на родине. Российские строительные компании, очевидно, всерьез не рассматривались как претенденты на подряд, поскольку японцы предъявляют очень жесткие требования к качеству и срокам строительства. «Энка», по отзывам специалистов, строить умеет на европейском уровне, но при этом берет с заказчика дешевле — процентов на десять.
Правда, вполне может случиться, что «Энка» сама строить не будет, оставив себе лишь общий контроль строительства. На субподряд она возьмет и пригласит местные компании, предъявив им высокие требования по качеству и срокам. Не уверены, что таких компаний в Петербурге, в России не найдется. Не оскудела еще наша земля талантами, в том числе и строительными.
Территория промзоны Шушары считается очень перспективной, поскольку располагается в уникальном с точки зрения логистики месте — недалеко от аэропорта «Пулково», от автомобильных дорог Петербург — Москва и Петербург — Киев. Здесь создается сейчас инженерная инфраструктура, строятся подъездные дороги. На инженерную подготовку территории до 2008 г.выделено из городского бюджета порядка $100 млн.
Напомним, генподрядчиком на работы по вертикальной планировке, выторфовке, земляным работам была выбрана финская компания Quattro Gemini LTD. На сегодняшний день работы по вертикальной планировке завершены.

Первые поставщики

Toyota Boshoku Corp. (город Кария, Япония) и Toyota Tsusho Corp. (город Нагоя, Япония) учредили в Санкт-Петербурге ООО «Тойота Бошоку» — совместное предприятие по производству сидений для автомобилей Toyota Camry, к производству которых OOO «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» («дочка» Toyota Motor Corp.)планирует приступить в конце 2007 г. Инвестиции в проект составят около $2,8 млн. Первоначальный объем производства — 20 тыс. единиц сидений в год.
ООО «Тойота Бошоку» разместится на площадке OOO «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» в Шушарах. Совместное предприятие будет первой из компаний-поставщиков автомобильных запчастей группы Toyota на российском рынке.
Компания Toyota Boshoku осуществляет глобальную коммерческую деятельность по четырем стратегическим региональным направлениям: в Северной и Южной Америке, Китае, Юго-Восточной Азии и Европе. Сегодня глобальная сеть по производству автомобильных сидений компании Toyota Boshoku Corporation насчитывает 55 производственных мощностей и офисы в 18 странах мира.
Компания Toyota Tsusho начала свою коммерческую деятельность на российском рынке в 1985 г., учредив представительство в Москве, а также открыв в 1991 г. первый в России автосалон по продаже легковых автомобилей Toyota.
Кроме того, по словам председателя Комитета по инвестициям Максима Соколова, заявку о предоставлении участка в Петербурге под строительство завода по производству автомобильных комплектующих подала австрийская компания «Магна интернейшнл».
Компания хотела бы построить завод на участке около 50 га, поближе к строящимся в Шушарах автозаводам «Тойота» и «Дженерал Моторз» (соглашение о строительстве этого завода между Минэкономразвития и руководством «Дженерал Моторз» было подписано совсем недавно — в середине июня, во время проведения Петербургского Международного экономического форума). На первом этапе компания планирует производить элементы обшивки и различные пластиковые детали. На втором — элементы кузова, на третьем — коробки передач и двигатели. Общий объем ин-вестиций в проект оценивается в пределах $50 млн. Строительство завода может начаться уже в следующем году.
Кроме того, не против обосноваться в «Шушарах» и ООО «Скания-Питер». Она выбирает площадку для нового завода между участками в Шушарах и Каменке. Ранее компания отказалась от строительства завода в Ломоносовском районе из-за срыва сроков ввода участка КАД. Второе свое сборочное производство в регионе Scania планирует развернуть до конца 2008 г. Его первоначальная мощность составит 1 тыс. машин в год, что вдвое больше нынешнего завода на Люботинском проспекте в Петербурге.

Ленобласть заманивает инвесторов

Чиновники соседнего субъекта — Ленинградской области — естественно, не могут оставаться равнодушными к инвестиционным победам соседа. Тем более, что у самой области тоже немало на счету инвестиционных успехов. Кроме того, Шушары — пограничный поселок, одной ногой стоящий на территории города, другой — области. Скажем, одноименный совхоз «Шушары», где до сих пор производят молоко, выращивают картофель и капусту, входит в областной агропром.
Шушарская промзона размещена на торфяном грунте, как скептически оценивает проект Toyota-Шушары вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас и, в свою очередь, приглашает на свою территорию инвесторов, экономически связанных с концерном «Тойота» — например, электротехнический концерн Nippon Denso.
Г. Двас делает прогноз, что налоги, получаемые городом от компании, могут в конечном счете не окупить расходов на подготовку необходимой инфраструктуры. «Вместе с тем, — добавляет вице-губернатор, — косвенный эффект от прихода в Санкт-Петербург инвестора с именем, безусловно, имеет место. От этого выигрывает и Ленинградская область. В свое время подобными инвестиционными «флагами» для области стали «Филип Моррис» в Коммунаре, «Катерпиллар» в Тосно, «Форд» во Всеволожске. За первенцами с мировыми именами потянулись в регион и другие инвесторы. Таким образом, можно с большой долей вероятности предположить, что одним из стимулов прихода «Тойоты» в Петербург стало утверждение тремя годами ранее «Форда» в Ленобласти».
Г. Двас надеется, что теперь компании, идущие в Северо-Западный регион вслед за «Тойотой», придут и в область. Им готовы здесь предоставить необходимые производственные площадки. Одной из первых таких компаний, повторим, может оказаться японская фирма Nippon Denso — производитель электротехники и комплектующих для автомобилей. Представители этой компании еще в октябре 2004 г.обусловили свой приход на российский рынок решением компании «Тойота».

Дата: 21.08.2006
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 8 (92)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!