ЗАО «Метробетон»: стратегия лидерства

1 стр. из 1

— Владимир Васильевич, во время наших с вами бесед мы много говорили об истории становления завода «Метробетон», о самых разных видах продукции предприятия, о подходе к вопросам качества бетона, касались наиболее насущных проблем производства. Что, по-Вашему, позволяет заводу успешно решать поставленные задачи, быть лидером на своем секторе рынка? — В последних номерах вашего журнала, выпущенных ко Дню строителя и к выставке Batimat, мы вкратце говорили о нашем коллективе и даже поименно называли менеджеров предприятия — моих коллег и главных помощников (№ 7—8 и 9, 2001). Мы, так сказать, представили картину современного этапа развития завода. Однако в то время, когда начинались новые экономические отношения, нашей главной задачей было сохранить предприятие, а потом постепенно поднять его на достойный уровень. Основные силы и средства тратились на переоборудование завода, выпуск новой продукции и внедрение современных технологий. Все эти годы предприятие развивалось благодаря самоотверженной работе старых сотрудников. Но чем выше планку мы брали, тем очевиднее и актуальнее становилась проблема нехватки опытных высококвалифицированных кадров. Начались пробуксовки. Специалисты физически не успевали обрабатывать массу новой информации, что стало сказываться на общей ситуации на заводе. — Вы затронули очень больную тему — нехватку кадров… — Да. К сожалению, в результате многочисленных реформ была практически разрушена система профессионально-технического образования. Если в прежние времена базовые ПТУ готовили рабочих по всем необходимым специальностям, то сегодня днем с огнем не сыщешь молодежь, обладающую элементарными профессиональными знаниями и навыками. Специалисты сварщики, слесари, формовщики, бетонщики — буквально на вес золота. Мы пришли к пониманию того, что необходимо создавать собственную базу по обучению молодой смены. Это стало одним из первых шагов на пути наших реформ. Но главное — руководство приняло линию на структурную реорганизацию предприятия, было разработано новое штатное расписание. — В чем заключается реорганизация завода «Метробетон»? — Во-первых, мы полностью компьютеризировали предприятие, создали единую информационную сеть. Весь производственный процесс должен управляться компьютером. Поэтому сейчас для нашей компании создается специальная программа, которая увяжет в единое целое все циклы работы — от получения заказа до момента выпуска готовой продукции. Это сэкономит время, массу материальных и моральных ресурсов. Во-вторых, на предприятии появился заместитель директора по кадровой политике. В его обязанности входит работа с персоналом, подбор новых сотрудников, а также координация переобучения и повышения квалификации специалистов завода, причем как рабочих, так и ИТРовцев. И это неудивительно. Чтобы держать руку на пульсе, сегодня требуется постоянное ознакомление с новыми технологиями, материалами и оборудованием. Мы собираемся организовать учебный процесс прямо на предприятии. Для этого у нас есть и материальные, и интеллектуальные ресурсы. Кстати, с компьютеризацией завода у сотрудников появилась насущная необходимость овладения навыками пользования ПК. Поэтому большинство инженерно-технических работников и все руководство предприятия во главе с вашим покорным слугой прошли специальный курс обучения. К тому же мы не забываем о самообразовании. Затем, в компании была введена должность юриста. Мы следим за тем, чтобы все операции и сделки на предприятии совершались строго в соответствии с буквой закона и требуем того же от наших партнеров и клиентов. Были проведены и другие структурные изменения. Начал работать отдел сбыта, куда вошла и диспетчерская служба. Появился отдел маркетинга. Там работают менеджеры по продаже товарного бетона и железобетона. Им вменено в обязанность контролировать прохождение заказов с момента заключения договора до его выполнения. Также усилился контроль качества продукции, в связи с чем расширилась лаборатория и ОТК. В прежние годы на заводе существовал огромный производственно-технический отдел, решавший массу вопросов. Мы из него выделили планово-экономический отдел и отдел главного технолога. — Не стала ли структура предприятия слишком громоздкой? — Напротив. В работе завода появилась четкость и ясность. Каждое подразделение отвечает за конкретный участок. Контролировать финансово-экономическую деятельность бурно развивающейся компании стало гораздо легче. Мы можем ежемесячно отслеживать, какие внутренние процессы происходят на предприятии, следить за себестоимостью продукции и оценивать рентабельность нашей работы. Не следует также забывать, что завод сам по себе сложнейший организм, который следует постоянно поддерживать — следить за исправностью машин и оборудования, по необходимости ремонтировать цех и складские помещения, обеспечивать топливом и запчастями парк миксеров и т. д. Вновь складывающаяся структура завода позволяет каждому сотруднику заниматься своим делом, работая на благо всего предприятия. Благодаря структурным реформам мы смогли как бы взглянуть на завод со стороны. Если какой-то цех начинает отставать, это мгновенно выявляется и мы принимаем неотложные меры. Таким образом, производственная цепочка нигде «не провисает». Механизм работает как часы. — Все эти факторы и определяют рентабельность производства? — Несомненно. Помните, в советские времена был знаменитый лозунг о снижении себестоимости продукции? Тогда эти слова казались пустым звуком. Теперь же, в условиях жесточайшей конкуренции, их воплощение стало жизненной необходимостью. Продукция завода «Метробетон» устраивает наших клиентов именно благодаря ее высокому качеству при относительно низкой стоимости. То есть наша работа по структурной реорганизации предприятия приносит хорошие плоды. Кроме того, немаловажную роль играют наши поездки на международные строительные выставки. Мы лидеры в производстве товарного бетона и изделий из него на рынке Северо-Запада России, поэтому должны держать руку на пульсе, быть в курсе последних мировых тенденций развития отрасли. — В связи со структурной реорганизацией предприятия какие перспективы открываются перед компанией? — Сейчас мы готовимся к 300-летию Санкт-Петербурга и понимаем, что в ближайшее время нас ждет настоящий строительный бум. Мы продолжаем выпускать тюбинги для обделки участка «Размыв». Однако следует констатировать, что прошедший год не принес нам значимых строек, за исключением КАД. Поэтому надо думать о завтрашнем дне. Тем более что он обещает быть напряженным. Теперь, когда структурная реорганизация на предприятии практически завершена, мы сосредоточиваем внимание непосредственно на проблемах производства бетона, решаем, выпуску какой продукции отдать предпочтение. Постепенно мы откажемся от изготовления некоторых видов изделий из бетона, сократим ассортимент и за счет высвободившихся ресурсов будем развивать наиболее перспективные направления, такие как выпуск контейнеров для хранения и утилизации радиоактивных отходов и пр. Эти шаги важны также с точки зрения дальнейшего повышения качества продукции. Наконец, важно еще раз подчеркнуть, что мы работали и продолжаем работать, руководствуясь принципом самодостаточности, не гонясь за «длинным рублем». Компания «Метробетон» занимает на рынке уверенную позицию и будет укреплять ее за счет дальнейшего повышения качества изделий, снижения себестоимости продукции и продуманной системы управления предприятием.

Дата: 12.11.2001
Беседовал Александр СИМОНОВСКИЙ
"Петербургский строительный рынок" №11
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!