1 стр. из 1
Исторический центр города с его гранитными набережными, сложившимися архитектурными ансамблями улиц и площадей, с необыкновенно разнообразным стилистически, но гармоничным обликом — место практически священное для каждого подлинного петербуржца. Тем не менее каждый год мы узнаем о все новых и новых — и крайне редко хоть сколько-нибудь приемлемых — вторжениях новых зданий и сооружений в старый Санкт-Петербург. Что же делать, чтобы спасти уникальное лицо нашего города, ради которого в него приезжают десятки и сотни тысяч туристов со всего света? С таким вопросом мы обратились к ряду известных в Санкт-Петербурге людей.
Председатель Петербургского Союза архитекторов Владимир ПОПОВ:
— Мне кажется, что главное — не просто запретить новое строительство в центре Санкт-Петербурга (ведь город — не музей, он не может оставаться совершенно неизменным), но четко и ясно определить — как, где и при каких условиях можно вести строительную деятельность. Очень важно также скоординировать и синхронизировать деятельность городского Совета по охране культурного наследия и Градостроительного совета, поскольку по многим вопросам они взаимосвязаны.
Принципиально важно, на мой взгляд, выработать систему регламентов, предписывающих правила строительства в историческом центре Санкт-Петербурга. Высотный регламент уже принят; нужны объемный, структурный, иные регламенты, чтобы новые строения корректно включались в существующую архитектурную среду.
Причем для Санкт-Петербурга строгость в решении этих проблем гораздо более актуальна, чем где бы то ни было. Других городов, где в таких объемах и на таких гигантских пространствах была бы более-менее сохранена историческая застройка, просто нет. Для примера скажу, что исторический центр Венеции, которым гордится вся Италия, по площади составляет примерно 1/40 часть исторического центра Санкт-Петербурга. Это великое счастье, что сохранилось так много. Это и огромная ответственность.
Директор Государственного Эрмитажа Михаил ПИОТРОВСКИЙ:
— Сегодня среди некоторых строителей и архитекторов получила распространение мысль о том, что облик исторического центра Санкт-Петербурга за минувшие столетия менялся неоднократно, и теперь наступил некий «новый этап» в его развитии, в ходе которого можно возвести в старых районах «новые шедевры» — памятники нашей эпохи. Я думаю, что такой подход принципиально не верен.
До нашего времени достаточно случайно сохранился уникальный городской ландшафт, полюбоваться которым приезжают люди со всего мира. Не случайно ведь весь исторический центр внесен ЮНЕСКО в список памятников истории и культуры всемирного значения. Он сохранился в сравнительно неизмененном виде, уцелев и во время революции и «социалистического строительства» (в ходе которого был утрачен ряд уникальных памятников, но сам облик центра Санкт-Петербурга удалось отстоять), и во время войны, когда немецкие оккупанты вели варварские бомбардировки и обстрел.
И вот теперь нам предлагают уничтожить уникальность нашего города разными сомнительными проектами, вторгающимися в архитектурный ландшафт, уничтожающими парки и скверы, занимающими площади. На мой взгляд, в историческом центре вообще нельзя ничего строить. Существует много домов в крайне плохом состоянии — их надо восстановить, отремонтировать, отреставрировать. Это, кстати, даст не меньший доход потенциальным инвесторам. Вторгаться же в исторический силуэт города нельзя ни в коем случае, иначе мы утратим уникальный памятник под открытым небом — город Санкт-Петербург.
Начальник Управления застройки города КГА правительства Санкт-Петербурга Александр КОШАРНЫЙ:
— Чтобы сохранить исторический облик города, главное — соблюдать законы, которые у нас есть и которые в том числе защищают центр Санкт-Петербурга от неоправданных строительных вторжений. Делают это и недавно утвержденный Генеральный план города, и Правила застройки, которые должны быть приняты в ближайшее время. Они предусматривают наличие системы охранных зон, регламентируют режим охраны, включают в себя высотный, объемно-пространственный регламенты, определяющие что именно и в каком месте можно строить.
Тщательное соблюдение установленных правил и обеспечит сохранение исторического облика нашего города. Других вариантов нет.
Председатель петербургского отделения ВООПИК Владимир ЛИСОВСКИЙ:
— Мне кажется, что прежде всего необходимо разобраться с тем, что такое историческое ядро Санкт-Петербурга, какой границей оно очерчено? Еще в 1988 г. все центральные районы города были объявлены объединенной охранной зоной, в рамках которой теоретически вообще нельзя строить. В нее вошел фактически весь Санкт-Петербург начала ХХ в.: на юге она простриралась до Обводного канала, на севере в нее входила вся Петроградская сторона. С моей точки зрения, невозможно устанавливать охранные зоны таких масштабов. Это, с одной стороны, превращает их в нечто аморфное и непозволяющее решать задачи, которые перед ними ставятся, а с другой — создает непреодолимые препятствия для дальнейшего развития города.
Я полагаю, что в Санкт-Петербурге должна быть создана система зонных регламентов. Необходимо сформировать градации, соответствующие исторической значимости тех или иных территорий. Нужно разделить ядро города на ряд зон: совершенно закрытая — для нового строительства, с разрешением реконструкции без изменения основных архитектурно-пластических характеристик среды, с возможностью нового строительства до определенный пределов, включая высотный регламент, и так далее.
Самый центр нужно оградить от строительства вообще. Дело в том, что благодаря усилиям русских зодчих в центре Санкт-Петербурга была создана очень точно рассчитанная гармоническая система пространств с идеально расставленными доминантами — высотными, объемными, визуальными. И вмешательство в эту среду означает только ее разрушение в большей или меньшей степени.
Помимо Невского пр. и прилегающих к нему территорий в эту зону должны входить Адмиралтейство, площади вокруг него, стрелка Васильевского острова, Зимний дворец, Марсово поле, Летний сад, Петропавлавская крепость. Именно на этом пространстве должна быть создана объединенная охранная зона с самым строгим режимом, не допускающим никакого вмешательства в сложившуюся архитектурную среду. И именно она должна входить в число объектов всемирного исторического наследия под опекой ЮНЕСКО. «Неприкосновенный» участок этот сравнительно небольшой — примерно 2,5% от площади всего Санкт-Петербурга. На мой взгляд, именно эту территорию необходимо охранять наиболее тщательно, не допуская никаких в нее вторжений. По мере удаления от этого ядра, на мой взгляд, возможно все более активное вмешательство современных архитекторов и строителей в облик города.
Дата: 21.08.2006
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 8 (92)
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!