|
|||||
1 стр. из 1 В Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург) открылась выставка генеральных планов города «Градостроительное величие СПб», посвященная 300-летнему юбилею градостроительной деятельности в Северной столице. Ровно триста лет назад по Указу Петра I был создан первый вневедомственный градостроительный орган, положивший начало упорядоченности застройки города. За всю историю города было разработано двадцать генеральных планов (последний принят в виде закона СПб в конце 2005 г.). Ни один из них не был реализован до конца. «Пояснительную записку» к выставке журналистам озвучил историк градостроительства (как он самоназвался), кандидат архитектуры Сергей СЕМЕНЦОВ. Санкт-Петербург — это единственный в мире город, который изначально развивался по генеральному плану. До 1917 г. разработка и реализация всех генпланов шла под непосредственным контролем главы российской империи. «Это были не просто отдельные чертежи территориального развития столицы, а комплексные программы развития всех сфер жизни. Они включали систему функционального зонирования, межевания, имущественно-правового законодательства, управления», — отметил в вводном слове Сергей Владимирович. В настоящее время в коллекциях и архивах Санкт-Петербурга, Москвы, Стокгольма, Парижа и Берлина обнаружено более трех тысяч градостроительных документов, часть из которых и представлена на выставке в Этнографическом музее. Как демонстрируют эти документы, в развитии города есть определенная цикличность — то город стремительно раздвигает свои границы, поглощая существующую застройку и создавая новую (стадия экстенсивного развития), то переключает свое внимание на реконструкцию и благоустройство уже освоенных территорий (стадия интенсивного развития). Именно на стадии интенсивного развития как правило создавались основные общегородские ансамбли. После Октябрьской революции город «завис» на стадии экстенсивного развития, стал развиваться как областной город. «Каждый тип градостроительной стратегии, — отметил Семенцов, — имеет особые принципы территориального развития. Так в XIX — начале XX вв. наиболее совершенной была система урегулирования. В XX в. сформировалась мощная практика экстенсивного освоения территорий. В последнее десятилетие наметился переход к стратегии реконструкции». …На выставке представлена первая карта Ингерманландии как территории России. На ней появляется новое название — Санкт-Петербург. Традиция разработки единого государственного документа — Генплана — начинается с Проектного плана крепости Санкт-Петербург с Кронверком (1705–1706 гг.). Уже в чертежах Трезини появляется фрагментарно-функциональное зонирование города, которое получило свое конкретное и полное развитие в известном документе — «Генеральный чертеж Санктъ-Питербурху» архитектора Леблона (1717 г.). Французским зодчим детально прорисованы торговые, деловые и культурные зоны (Сенат, Ратуша, Академия художеств). Разработана стройная система жилья — от элитного до рядовой застройки. Рисунок представляет собой город-крепость, расположенный в основном на Васильевском острове, частично — на Петроградской стороне и «материке» (Адмиралтейском острове). Традиционно план Леблона называют моделью идеального города, формальной, оторванной от действительности. Историк градостроительства категорически с этим не согласен: «Это потрясающий, уникальный, абсолютно реальный план!». Он объединяет острова в единую территорию города, включенную в общий овал Обводного канала. По внешнему обводу канала должна идти многослойная линия фортификационных укреплений, что было очень актуально в связи с международной обстановкой. Предполагалось, что центр города будет формироваться на Васильевском острове, «точкой кристаллизации» которого должен стать дворец Петра I. Перед дворцом на площади планировалось установить монумент Петру I (который так туда и не попал и, «погуляв» несколько столетий по городу, нашел свое место у Инженерного замка). В леблоновском генплане впервые предусмотрен отвод огромных зон под общедоступные сады. Предусматривалось строительство 22 храмов разных конфессий. На плане обозначены 3 моста — приблизительно там, где сейчас находятся Троицкий, Дворцовый и Биржевый мосты. «Леблон был вредным, заносчивым французом, генералом архитектуры. Думал, приедет, всех расставит по местам — не получилось. В частности, из-за интриг, которые поддерживал и Меншиков, испортивший градостроительные замыслы Петра». Ради справедливости, следует отметить, что реализовать петровские градостроительные замыслы было очень сложно — он их неоднократно менял самым непредсказуемым и катастрофическим образом. Небезынтересным является План города-резиденции и крепости Ст. Питербурха (1722 г.), переданный шведскому королю через военнопленного соотечественника. В настоящее время документ хранится в Военном архиве Швеции. Это самый точный и достоверный план… нереализованных прожектов 1712–18 гг. Считается, что он был передан в шпионских целях по заданию Петра. Второй единый генплан был выполнен при Елизавете в 1748–1749 гг. в СПб Академии наук и художеств. Он был издан в виде альбома и передан в дар европейским монархом. «На него можно смотреть до бесконечности! В то время ни одна столица мира не имела такой архитектуры — все они были средневековыми городами с характерными узкими улочками. Петербургский план вызвал ошеломление в мире — создать такое на пустом месте! По нему учились», — с придыханием пояснял кандидат архитектуры. По его словам, чертеж «Новый планъ столичнаго города и крепости Санкт-Петербурга» интересен тем, что это был первый генплан интенсивного развития столицы. Именно с него начинаются масштабные проекты реконструкции. Генеральный план Петергофа (1796 г.) и карта окрестностей (1912 г.) демонстрируют, что город и его окрестности изначально развивались как единый градостроительный организм. Уже при Петре I пригородные территории стали раздаваться знати под обустройство ближних и дальних дач. При Елизавете активно формировались зоны летних военных лагерей. Со временем у петербуржцев сформировался устойчивый сезонный уклад жизни. Зимой и осенью горожане (от Акакия Акакиевича до представителей высшего света) жили в снимаемых доходных домах, а весной и летом — на дачах. Вследствие этого в пригородах создавали такую же инфраструктуру, как и в городе (театры, рестораны и т. д.). Чертежи Шуберта (города и окрестностей) уникальны по своей точности. «Не верьте, что Россия — издревле страна дураков и плохих дорог. Вокруг Петербурга были совершенные дороги и шоссе, начиная с XIV века! И сегодня можно найти в свое время совершенную дорогу XVII века», — сказал Сергей Владимирович. «Планъ преобразованiя С.Петербурга» (1910 г.) содержит множество «современных» градопреобразовательных предложений. Так, уже тогда поступило предложение расширить Невский проспект, который не справлялся с нагрузками. Московский вокзал предлагалось передвинуть, что позволило бы расширить Знаменскую площадь. Под эту затею было проведено 6 конкурсов. В заключение историк градостроительства сказал: «Со времен Петра I в генетический код градостроительного развития города была целенаправленно заложена программа создания СПб как одной из мировых столиц. Вплоть до XIX в. Петербург вызывал шок в градостроительном мире. В городе сразу регулярно создавалась система город-пригород. Целые поколения западных архитекторов учились этому у нас. Когда в Париже разрабатывали проект реконструкции, французские архитекторы приезжали в Петербург. То же происходило, когда европейские города дошли до страшного экологического состояния и осознали необходимость создания города-сада. СПб был котлом, где разрабатывались и воплощались передовые мировые архитектурные идеи. Он до сих пор остается городом мирового градостроительства». Дата: 21.08.2006 Ирина Кравцова "Петербургский строительный рынок" 8 (92)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||