С чего все начиналось…

1 стр. из 1

Как зарождался питерский водопровод и когда появилась первая в городе канализация — об этом пойдет рассказ в статье.

Начало городского централизованного водоснабжения в Петербурге было положено Акционерным обществом Санкт-Петербургских водопроводов, устав которого был утвержден 10 октября 1858 г. В том же году 31 декабря общество представило проект водоснабжения центральной, так называемой незаречной, части города, ограниченной р. Невой, Обводным каналом и р. Пря­жкой, с населением 400 тыс. человек, исходя из нормы водопотребления 3,5 ведра (43 л) воды в сутки. Мощность водопрвода составляла 1 млн. 400 тыс. ведер в сутки (17 220 куб. м/сут.). До 13 декабря 1863 г., даты пуска в эксплуатацию построенного городского водопровода, Петербург оставался единст­венной столицей в западной Европе, не имеющей водопровода.

Сравнение водопроводного дела в XIX в.и к началу XX в. в России и за границей приводит не в пользу России. К указанному времени в США насчитывалось около 5 000 водопроводов, в Германии из 219 городов с населением свыше 20 тыс. человек водопровод был построен в 214 городах, в Англии насчитывалось 1 300 водопроводов и т. д.

По сведениям, собранным врачебным управлением России, на 1909 г. из 762 городов европейской части России водопроводы имелись в 149, из 120 городов Польши водопроводом было обеспечено 9, из 50 городов Сибири водопровод имелся в 2 городах, из 103 городов Кавказа водопроводом было обеспечено только 7 и из 46 городов Средней Азии водопроводы были в 5 городах.

Что касается канализации, то она, можно сказать, находилась в плачев­ном состоянии. По сведениям той же врачебной комиссии, на 1909 г. в европейской части России канализация была в 27 городах, в Сибири ка­нализации ни в одном городе не было, в Польше — в 6, на Кавказе — в 6 и в Средней Азии городов с канализацией не было.

В Санкт-Петербурге прокладка сетей для отвода дождевых вод началась в достаточно широких масштабах в начале XIX в. Для этой цели уклады­вались прямоугольные трубопроводы из деревянных пластин. Дождевые воды таким образом предполагалось отводить в ближайшие водные протоки. Для приема и сбора доковых нечистот во дворах устраивались «вы­греба», сделанные в большинстве своем так же из деревянных пластин, из которых они должны были вывозиться по мере их накопления за пределы города. Такая канализация строилась без всякого плана и соблюдения ук­лонов, обес-печивающих движение сточных вод по трубопроводам без выпадения твердых примесей, и представляла собой чрезвычайно примитивное сооружение.

С увеличением плотности заселения домов росли объемы сточных вод и, соответственно, расходы по отвозке нечистот, и домовладельцы стали самовольно присоединять «выгреба» к уличным трубопроводам, предназначен­ным для отвода дождевых вод. В результате таких самочинных присоеди­нений началось интенсивное засорение трубопроводов нечистотами, требо­вавшее их частой очистки. Эти работы нередко сопровождались разрыти­ем улиц. Сброс сточных вод в водные протоки вызывал загрязнение воды в них. Благодаря водопроницаемости деревянных трубопроводов сточная жидкость проникала в грунт, окружающий трубопроды, и заражала его. Та­ким образом происходило загрязнение городской среды: воды, почвы и воздуха. Как отмечалось в одном из отчетов в послереволюционный период, прове­денные анализы такой почвы показали, что она мало отличалась от «клад­бищенской земли». Часть нечистот, сбрасываемых через канализационные выпуски в Неву и Большую Невку, неизбежно попадала через приемники водозаборных сооружений Главной и Заречной станций в водопроводную сеть. Даже при обеззараживании водопроводной воды полной гарантии безвредности питьевой воды для здоровья населения не было. Повышалась вероятность эпидемий и смертности от желудочно-кишечных заболеваний.

В 1845 г. был издан закон, запрещавший сброс сточных вод в уличную дождевую сеть. Однако закон совершенно не проводился в жизнь и в кон­це концов был забыт. Присоединение домовых выпусков к дождевой сети активизировалось и особенно возросло после 1863 г., когда в строй вступил городской водопровод, в результате чего увеличилось водопотребление воды населением, соответственно возросло и количество сточных вод. В 1864 г. была создана канализационная комиссия, объявившая конкурс на составление проекта канализаций города. На рассмотрение было представ­лено около 40 проектов с самыми разнообразными решениями проблемы канализования Петербурга. Все проекты, по тем или иным мотивам, были забракованы, и конкурс оказался безрезультатным.

Домовладельческое городское самоуправление не было заинтересовано в строительстве канализации, наоборот, оно было заинтересовано именно в провале всяких попыток реального осуществления канализации города...

Самовольным присоединением «выгребов» домовладельцы снижали свои расходы по вывозке нечистот, но зато сильно увеличились расходы города по содержанию уличных трубопроводов — их очистке и ремонту. Это обстоятельство заставляло Городскую Думу искать какой-то выход из создавше­гося положения. Однако вместо коренного решения проблемы проводились меры местного характера: замена деревянных трубопроводов на бетонные или кирпичные, увеличение их диаметра, расширение сети трубопроводов и т. п.
В результате в Петербурге стихийно возникла канализация, совершенно противоречащая всем основным требованиям и нормам, выработанным мировой практикой строительства и эксплуатации канализа­ционных сооружений. Несмотря на то что Петербург принадлежал числу 10 наиболее крупных городов мира, он единственный из них не имел кана­лизации, достойной столицы великой страны на начало XX в.

К 1917 г. общая протяженность городских улиц составляла 800 км. Из них 486 км составляла протяженность сетей, в том числе деревянных трубопроводов — 356 км (44%) и 130 км (16%) — бетонных. 320 километров улиц (40%) не имели никакой канализации. Эти улицы как правило располагались на окраинах города и были населены рабочим людом. Общая протяженность канализационной сети (уличных магистралей и присоединений) равнялась 1 130 км. Было 1 580 канализационных выпусков в водные протоки, 12 483 домовых присоединений. Общее число функционирующих «выгребов» («очистных сооружений») — около 40 000. Из 800 км уличных магистралей насчитывалось до 44 км (5,4%) дефектных, ветхих трубопроводов, требующих срочной замены, так как на них происходили частые провалы...

В 1925 г. на основе современных в то время санитарно-гигиенических требований был составлен проект раздельной системы канализации, подробный для Васильевского острова и схематичный для остальных частей города. Строитель­ство канализации на Васильевском острове было завершено в 1935 г. Проектирование и строительство канализации в остальных частях города началось в полную меру только в послевоенный период и продолжается до нас­тоящего времени...

Дата: 21.08.2006
В. Д. Дмитриев
"Петербургский строительный рынок" 8 (92)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!