Особенности сноса в условиях уплотнительной застройки

1 стр. из 1

Особенностью архитектуры Петербурга является чрезвычайно плотная застройка исторического центра города, линейные фасады зданий, плотное примыкание строений друг к другу. В условиях такой застройки демонтаж любого здания превращается в сложную инженерную задачу.

Во времена активной застройки исторического центра города основными строительными материалами были камень и кирпич. Но сваи, на которые в условиях крайне обводненной почвы ставились все без исключения здания, были деревянными. Нетрудно представить, что стало с деревянными конструкциями за прошедшие века. О капитальном ремонте этих зданий не может быть и речи. Остается лишь один выход — демонтировать строения, угрожающие безопасности населения. И вот тогда возникает сложнейшая инженерная задача — ветхость зданий такова, что любое динамическое воздействие на грунт в районе демонтажа, будь то направленный взрыв или просто удар демонтажным шаром, может привести к неконтролируемому обрушению зданий в непосредственной близости от зоны демонтажа.

Одним из вариантов решения этой проблемы является использование специализированной техники — экскаваторов-разрушителей. В 2005 г. холдинговой компанией «Ассоциация по сносу зданий» был приобретен первый в России экскаватор-разрушитель Komatsu Demolition PC450 (Япония). Эта уникальная техника вооружена навесным гидравлическим демонтажным оборудованием производства Atlas CopcoKrupp (Германия), которое позволяет производить демонтаж непосредственно с уровня земли на высоте до 25 м. Специальное оборудование экскаватора позволяет разрушать конструкции здания, дробя их на мелкие элементы размером не более кирпича, которые, падая, не могут оказать какого-либо значимого динамического воздействия на грунт. Рабочего пространства такой технике требуется не больше, чем обычному экскаватору, а усилие разрушения, оказываемого на конструкции зданий, достигает 1 млн. т, что позволяет раздробить даже гранитные глыбы. Впервые эта техника была применена при демонтаже комплекса аварийных зданий на Лиговском пр., 26. К нему примыкает знаменитый Дом Мурузи, который является памятником архитектуры федерального значения. Демонтаж был проведен в кратчайшие сроки, жители соседних домов не испытывали дискомфорта, все окружающие здания и инженерные сети остались в целости и сохранности.

Но не всегда требуется комплексное разрушение зданий, иногда фасадные стены здания должны остаться нетронутыми, а внутренние конструкции (перегородки, перекрытия) демонтированы. Самый известный пример подобных работ — здание Пассажа на Невском проспекте. Раньше эти работы выполнялись исключительно ручным методом — очень затратным и медленным. В 2005 г. «Ассоциация по сносу зданий» первой в России применила технологию дистанционного демонтажа посредством демонтажных роботов Brokk (Швеция). Компактные самоходные дистанционно-управляемые демонтажные роботы, оснащенные широким спектром гидравлического демонтажного оборудования, обладающие броневой, термической и радиационной защитой, позволяют вести демонтаж в опасных и агрессивных средах, проводить высотный демонтаж, сложный демонтаж в обрушенных конструкциях. И все эти работы проводятся без присутствия людей в зоне демонтажа.

Есть еще одна проблема, возникающая при любом виде демонтажа. Это строительная пыль. Специалистам «Ассоциации по сносу зданий» в 2005 г. удалось разработать уникальную систему активного пылеподавления, мировых аналогов которой пока не существует. Впервые эта система была применена при демонтаже комплекса аварийных зданий на Лиговском пр., 26. Тогда проведенные заборы проб воздуха показали, что в районе демонтажа воздух чище, чем в прилегающих к району демонтажа территориях. В настоящее время эта система проходит сертификацию и повсеместно применяется специалистами холдинга при проведении работ.

Экологические аспекты демонтажа заслуживают отдельной темы для разговора. В Петербурге совсем несложно заниматься демонтажными работами, для этого требуется минимум лицензий. Надзорных органов, контролирующих деятельность, всего 9.(Для сравнения — в Москве их 29.) Поэтому количество фирм, создаваемых для выполнения одного-единственного заказа, увеличивается день ото дня. И вполне естественно, что проблемы экологии волнуют меньше всего руководителей таких фирм. Стоимость размещения строительных отходов на полигонах твердых бытовых отходов невелика, эффективного контроля за деятельностью подобных фирм не существует. И никого не беспокоит, что окрестности Петербурга постепенно превращаются в одну огромную свалку, потому что полигоны в последнее время переполнены и массово закрываются, а строительные отходы сбрасываются в ближайшие парки и леса. Каждый год в Петербурге образуются 1 300 000 т строительных отходов, и эта цифра растет год от года. На сегодняшний день в Петербурге не существует ни одного специализированного предприятия, перерабатывающего строительные отходы, хотя до 80% отходов могут и обязаны быть переработаны.

Казалось бы, проявление интереса к переработке строительных отходов должно всячески поощряться со стороны городских властей. Но в Петербурге сложилась уникальная ситуация: если в Москве пакет документов, регламентирующих подобную деятельность, разработан и принят еще в 1998 г., и насчитывает 29 правовых актов, то у нас до сих пор не могут обеспечить правовую основу для подобной деятельности, создав 8 правовых актов, которые зачастую противоречат друг другу. Предприниматели не могут даже сертифицировать переработанные материалы — для этого нет соответствующей правовой базы. Неужели никого в правительстве Петербурга не волнуют проблемы экологии родного города? Такими темпами мы можем вместо культурной столицы Европы стать мусорной столицей. Если обратиться к мировому опыту, то очевидно, что  ни в одной цивилизованной стране мира отходы не закапывают в землю — налоговое бремя за подобные действия разорит самую успешную компанию. Специалистами подсчитано, что одна переработка строительного мусора в Петербурге позволит зарабатывать до $20 млн. в год. Но, видимо, городу не нужны налоговые отчисления от такой деятельности.

Дата: 23.07.2006
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 6-7 (91)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!