1 стр. из 1
Вопросы:
1. Существует ли статистика лизинговых операций по Санкт-Петербургу или Северо-Западному региону?
2. Каковы прогнозы развития лизинга в нашем регионе?
3. Что выгоднее: лизинг или кредит?
4. Сильна ли конкуренция на рынке лизинговых услуг, сколько основных игроков?
5. Что сегодня мешает развитию лизинга, что нужно сделать, чтобы это развитие стимулировать?
6. Защищены ли лизинговые компании от рисков на законодательном уровне, высока ли доля риска?
7. По какому принципу формируется портфель лизинговых услуг?
Компания ООО «Райффайзен-Лизинг» — первая лизинговая компания в России, учрежденная российским банком со 100% западным капиталом.
На вопросы 1, 3, 4, 6, 7 отвечает заместитель директора филиала компании в Санкт-Петербурге Андрей ДОНЧЕНКО. На вопросы 2 и 5 — управляющий директор компании Галина КОСТЫЛЕВА.
1. Такая статистика существует в следующих вариантах:
- данные, полученные по опросам «Северо-Западной лизинговой ассоциации»;
- данные об исследованиях рынка лизинга, проводимые журналом «Эксперт Северо-Запад»;
- статистика, публикуемая журналом «Лизинг Ревю».
2. В настоящее время развитие рынка лизинга перешло из стадии интенсивного роста в стадию поступательного роста. Годовой объем портфелей лизинговых компаний увеличивается в среднем на десятки процентов (еще несколько лет назад многие фирмы увеличивали свои лизинговые портфели за год в разы, а то и десятки раз).
Наблюдается достаточно явная специализация лизинговых компаний:
- по целевому лизингополучателю (крупные компании, средние и мелкие компании, ПБЮЛ);
- по политике, касающейся вопросов рисков (низкорисковые и высокорисковые компании);
- по группам предметов лизинга (грузовая и строительная техника, технологическое оборудование, энергетическое оборудование, легковые автомобили);
- по стоимости услуг.
Развитие лизинга в регионе будет идти по пути:
- увеличения конкуренции между лизинговыми компаниями;
- интенсивного регионального развития;
- специализации компаний.
3. Предприятие, принимающее решение о приобретении основных средств, сталкивается с проблемой выбора одного из трех вариантов финансирования инвестиционных проектов: использование собственных средств, финансирование за счет банковского кредита и приобретение техники и оборудования по лизингу. Лизинг обладает следующими преимуществами перед другими вариантами инвестирования (см. табл.).
Рассматриваемый фактор | Вариант финансирования инвестиционного проекта |
собственные средства | кредит | лизинг |
Высокая вероятность единовременного приобретения необходимого имущества (наличие достаточного количества свободных денежных средств для его оплаты) | нет | да | да |
Необходимость аккумулирования значительных объемов собственных средств предприятия на реализацию проекта | да | нет | нет |
Отнесение на себестоимость затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта | нет | нет | да |
Возможность применения в отношении приобретаемого имущества ускоренной амортизации с коэффициентом до 3-х | нет | нет | да |
Рассмотрим преимущества лизинга перед другими вариантами финансирования.
- Лизинг позволяет предприятию при минимальных единовременных затратах приобрести современное оборудование и технику в достаточных количествах. При этом нет необходимости при приобретении дорогостоящего имущества аккумулировать собственные средства, которые как правило вложены в запасы, готовую продукцию, участвуют в расчетах с дебиторами, т. е. являются источником финансирования текущей деятельности предприятия.
- Лизинговые платежи относятся на себестоимость, что позволяет экономить значительные суммы при уплате в бюджет налога на прибыль.
- Возможность применения в отношении объекта лизинга механизма ускоренной амортизации с коэффициентом до 3-х позволяет предприятию максимально быстро восстановить через себестоимость инвестиционные затраты. По истечении действия Договора лизинга имущество отражается на балансе лизингополучателя по минимальной либо нулевой остаточной стоимости. В дальнейшем предприятие может существенно снизить себестоимость производимой продукции по статье «Амортизация основных фондов». Также можно реализовать имущество, которое являлось объектом лизинга, по рыночной цене, которая будет намного выше его остаточной стоимости, получив тем самым дополнительную прибыль.
- При оформлении лизинговой сделки требования, предъявляемые к заемщику, не такие жесткие, как при обычном кредитовании. Кроме того, вероятность получения в лизинговой компании долгосрочного финансирования намного выше, чем при кредитовании, т. к. многие банки практически не предоставляют кредитов на срок более 1 года, но при этом лизинговая компания, являющаяся постоянным и надежным заемщиком, без проблем получает долгосрочные кредиты.
- Лизинговая компания может построить более гибкий график платежей по сравнению с требованиями банков по кредитным договорам. При этом существует возможность изменения графика платежей на протяжении действия договора лизинга с учетом, например, сезонных колебаний в реализации продукции лизингополучателя либо влияния иных факторов, связанных с текущей деятельностью предприятия.
- При заключении Договора лизинга значительно снижаются по сравнению с кредитованием требования к гарантийному обеспечению сделки (предоставлению залогов и т. д.). Это связано с тем, что до окончания действия договора предмет лизинга является собственностью лизинговой компании и частично обеспечивает обязательства предприятия перед лизинговой компанией.
4. Постоянно увеличивается число компаний, предлагающих услуги лизинга. Число ЛК в регионе превышает 100. Подавляющий объем лизинговых операций осуществляется ведущими универсальными ЛК ( таких примерно 20). Основным, определяющим успех рыночным фактором является доступ ЛК к кредитным ресурсам, политика в области рисков и квалифицированный менеджмент ЛК. Сегодня практически не осталось средних и крупных клиентов, не работавших с ЛК. Как правило, каждый более или менее крупный лизинговый проект подготавливается лизингополучателем на условиях тендера между лизинговыми компаниями.
5. Можно выделить несколько причин:
- несовершенство и нечеткость налогового законодательства, что приводит к возникновению разных трактовок у налоговых органов и лизинговых компаний (к примеру, по налогу на имущество, по возврату НДС, по досрочному выкупу) и, по сути, к увеличению налогового бремени для лизинговых компаний;
- трудности финансирования, связанные с привлечением долгосрочных и дешевых ресурсов, проблемы банковского кредитования лизинговых компаний;
- постоянное изменение законодательства, правовая незащищенность лизинговых компаний;
- высокая стоимость привлекаемых компаниями финансовых ресурсов, низкая платежеспособность клиентов;
- отсутствие развитого вторичного рынка многих видов оборудования, макроэкономическая нестабильность, возможность банковского кризиса;
- «непрозрачность» бизнеса клиентов и как следствие трудности в кредитном анализе;
- несмотря на вышеуказанные недостатки на российском рынке работают компании, которые имеют возможность предложить клиентам хорошо структурированные лизинговые сделки на привлекательных для клиента условиях.
6. Законодательство РФ о лизинге проработано достаточно хорошо, в чем немалая заслуга IFC (International Finance Corporation), которая в начале 2000-х гг. сформировала «Группу по развитию лизинга в России». Принят Закон РФ «О финансовой аренде (лизинге)». Лизинг подробно описан в Налоговом кодексе РФ. Однако существует достаточно много пробелов в бухгалтерском и налоговом учете лизинговых операций, что ведет к возможности неоднозначной трактовки налогообложения и учета лизинговых операций.
Это особенно болезненно для лизинга, т. к. его преимущества лежат прежде всего в области оптимизации налогообложения.
К счастью, дополнительно выходящие нормативные документы и формирую-щаяся судебная практика постепенно сужают области неопределенности лизинговых операций.
7. Основными показателями, характеризующими структуру портфеля ЛК, являются:
- отраслевая структура портфеля (например: энергетика, транспорт, строительство и пр.);
- вид предметов лизинга (автотранспорт, дорожностроительная техника, дерево-обрабатывающее оборудование и т. д.);
- размер лизингополучателей и их кредитоспособность;
- размер лизинговых сделок;
- сроки лизинга.
Структура портфеля лизинговой компании определяется также желаниями и возможностями ЛК: желанием, то есть стремлением акционеров вести деятельность компании на определенных рынках инвестиций, а возможностями — в первую очередь тем видом кредитных ресурсов (стоимость, объем, срочность и пр.), к которым имеет доступ ЛК.
Компания ОАО «ГЛАВЛИЗИНГ» предоставляет услуги лизинга техники и оборудования, одна из ведущих лизинговых компаний в сегменте дорожной и дорожно-строительной техники. На вопросы отвечает Петр ВАНЮКОВ, директор Департамента по развитию бизнеса.
2. Рассматривая ситуацию на российском рынке лизинга в целом, можно отметить, что сегодня лизинговые компании увеличили объемы своей деятельности на уже традиционных для них рынках и начали осваивать новые отрасли, то есть стали более активно работать с малым и средним бизнесом, расширили свое присутствие в регионах.
Произошли заметные структурные сдвиги по сегментам российского лизингового рынка. Очень активно развивается лизинг транспорта, объем сделок в нем увеличился практически в 2 раза. Существенный интерес рынок проявляет к сегменту железнодорожного подвижного состава. Здесь достаточно высокая степень конкуренции и большой объем средней сделки. Вместе с тем активное заключение сделок в этом сегменте объясняется наличием дополнительных стимулов: постоянно растущим спросом со стороны «Российских железных дорог» и ростом цен на железнодорожный транспорт. Еще одним фактором стали изменения в законодательстве, позволившие заметно сократить сроки амортизации на объекты таких сделок.
Большие надежды лизингодателей связаны с растущим потенциальным спросом на коммерческие помещения в лизинг. Их общая доля в портфеле большинства лизинговых компаний пока незначительна, но есть основания рассчитывать на серьезное развитие данного сегмента. Лизинг недвижимости на сегодняшний день представляет реальную альтернативу банковскому кредиту или ипотеке, и есть основание полагать, что он будет развиваться в ближайшие годы высокими темпами. Так, доля лизинга недвижимого имущества в общей сумме заключенных договоров лизинга составляла: в 2002 г.— 0,2%, а в 2005 г. достигла 5%. В мировой практике она составляет порядка 30%. При этом, следует отметить, что одна сделка с недвижимостью стоит нескольких договоров с другими предметами лизинга.
Для полноценного развития лизинга недвижимости необходимо решение нескольких вопросов: это прежде всего возможность привлечения долгосрочных кредитов (свыше 5 лет), устранение существующих противоречий в законодательстве, а также более активное участие риэлторских и строительных компаний, для которых лизинг недвижимости зачастую остается малознакомым продуктом, в отличие от традиционных аренды и купли-продажи.
Еще одна тенденция, наметившаяся в последнее время — это перемещение лизинговых компаний по мере насыщения ликвидных секторов в сектора с менее ликвидным имуществом. Исторически рынок лизинга начинался с легкового транспорта. В дальнейшем он охватил грузовой транспорт специальную технику как самые ликвидные позиции с точки зрения вторичного рынка. Сейчас по мере насыщения этих сегментов рынка начинают открываться новые: это промышленное оборудование, металлообработка, деревообработка, энергетическое оборудование и т. д.
Промышленная индустрия сегодня демонстрирует положительную динамику роста и потенциал для дальнейшего развития. Во-первых, это связано с тем, что большинство предприятий осознали преимущества лизинга. Во-вторых, возросла географическая доступность услуги. Хотя более половины лизинговых компаний зарегистрированы в Москве и Санкт-Петербурге, объем сделок, приходящихся на эти регионы, составляет лишь треть от общего объема. При этом наблюдается как появление значительного количества региональных компаний, так и активная региональная экспансия столичных лизинговых компаний.
Можно заметить, что лизинговые предложения сегодня становятся все более и более доступными, их общий ценовой уровень падает, маржа сокращается; в перспективе успех будет сопутствовать тем компаниям, которые умеют контролировать свои издержки и идут по пути сокращения себестоимости во всех аспектах.
3. Главное преимущество лизинга перед кредитом заключается в том, что в условиях недостатка оборотных средств и отсутствия необходимого для кредитования залогового обеспечения предприятие все-таки может привлечь финансовые ресурсы для покупки нового оборудования, для своего развития.
Преимущества лизинга перед банковским кредитом:
- лизинг позволяет легально оптимизировать налогообложение, поскольку лизинговый платеж в полном объеме относится на себестоимость, уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль; ускоренная амортизация получаемого в лизинг имущества позволяет экономить на налоге на имущество; льготы позволяют сокращать расходы пользователям лизингового имущества на 10–20% по сравнению с иными схемами финансирования инвестиционных проектов;
- получение имущества посредством лизинга более технологично и сопровождается комплексом дополнительных услуг;
- лизинг, в отличие от кредита, как правило не предполагает дополнительных залогов; решение о заключении лизингового договора меньше зависит от кредитной истории предприятия, чем вопрос выдачи кредита, и может быть принято в течение дня;
- лизинг позволяет сохранить существующие кредитные линии и не затрудняет открытие новых.
Сегодня многие компании активно работают над увеличением производительности труда, улучшением качества продукции, снижением ее себестоимости, поэтому есть необходимость в технике, станках, в технологических линиях и других основных средствах. Здесь крайне важно самим предприятиям скрупулезно анализировать свои финансовые возможности, точность бизнес-планирования, чтобы уверенно и спокойно обслуживать свои обязательства перед лизинговой компанией.
Основной «плюс» лизинга заключается именно в комплексности этого вида финансирования — не ухудшая структуру баланса, предприятие может привлечь заемные средства, получив при этом ощутимые налоговые выгоды на законных основаниях.
4. Интенсивное развитие российского рынка лизинга, отмена лицензирования этого вида деятельности, востребованность самой услуги в реальном секторе экономики привели к обострению конкуренции между лизинговыми компаниями. В своем развитии и стремлении занять лидирующие позиции на рынке лизинговые компании двигаются по пути универсализации.
Абсолютное большинство отечественных лизинговых компаний являются универсальными, то есть работают со всеми типами техники и оборудования в различных отраслях экономики и предоставляют клиентам полный комплекс лизинговых услуг. Такой формат сложился в силу объективных факторов. Чтобы развиваться, привлекать и удерживать клиентов, российским лизинговым компаниям со временем приходилось осваивать новые виды услуг, выходить на новые рынки.
При выборе стратегии лизингового бизнеса определяющим критерием выступает удобство клиентов. Универсализация и специализация лизинговых компаний должна складываться исходя из экономической целесообразности в ответ на определенный спрос со стороны рынка. Наиболее активно в процесс универсализации включаются крупные лизинговые компании, имеющие разветвленную сеть филиалов, а средние и мелкие стараются сохранить преимущества своей специализации. Естественно, в зависимости от конъюнктуры рынка и возможностей лизинговой компании те или иные направления будут выделяться как приоритетные. Остальные лизинговые компании, наверное, займут другие свободные ниши с учетом уже имеющегося у них опыта работы, отраслевой принадлежности, географического положения, размеров бизнеса и т. д. Выбирать определенную нишу имеет смысл только в случае, если лизинговая компания обладает в данном сегменте существенными преимуществами. Специализироваться, предоставляя стандартную форму услуги, не имеет смысла. В этом случае универсальные лизинговые компании смогут без труда «подкорректировать» свои предложения и обогнать «специализирующегося» конкурента. Кроме того, жесткая специализация означает высокие риски, связанные с повышенной зависимостью от определенных рынков. Универсализация позволяет такие риски снизить. С другой стороны, из-за ограниченности ресурсной базы лизинговая компания среднего размера не может эффективно развивать все направления. Приходится вводить ограничения и выделять приоритетные направления. В обозримой перспективе большинство лизинговых компаний поделятся по принципу: своя ниша (специализация клиентской базы или услуг), масштаб (универсализация, возможность работать на федеральном уровне и предлагать все виды услуг), регион (работа на местном рынке).
Дата: 23.07.2006
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 6-7 (91)
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!