«Популярная механика» реформы технического регулирования

1 стр. из 1

Реформа технического регулирования, активно обсуждаемая профессиональной общественностью на протяжении последних 3 лет, требует такого же развитого механизма информационной поддержки, как и другие проекты национального масштаба. Такого мнения придерживаются создатели Российской сети центров нормативно-технической документации (ЦНТД), образованной летом 2005 г. на базе консорциума «Кодекс».

За 3 года своего осуществления реформа технического регулирования успела стать одной из наиболее противоречивых законодательных инициатив. Призванная изменить характер взаимоотношений бизнеса и власти, сократить административное давление на производителей и усилить государственный контроль за безопасностью продукции, реформа явила свои системные недостатки: нестыковки в Федеральном законе РФ «О техническом регулировании», замедленные темпы разработки и принятия технических регламентов при необоснованном отступлении от действующих документов.

Строительная отрасль, теснейшим образом связанная с вопросами применения нормативно-технической документации, оказалась на «переднем крае» реформы и первой разделила все трудности, связанные с ее осуществлением. Согласно ст. 46 упомянутого закона, в переходный период, до вступления в силу соответствующих технических регламентов, остаются обязательными положения действовавших СНиПов, ГОСТов и других документов, но только в части соблюдения безопасности, охраны окружающей среды и «не-введения» в заблуждение потребителей.

Однако критериев, позволяющих отделить обязательные требования от рекомендательных, предложено не было, в результате чего образовался «правовой вакуум»: новых техрегламентов пока нет, старые документы частично утрачивают статус обязательных. Ухудшила положение и ситуация, сложившаяся с регистрацией нормативно-технических документов бывшего Госстроя в Минюсте: так, в последнее время подавляющему большинству утвержденных СНиПов было отказано в регистрации, они не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений. Очень скоро «факультативность» применения подобных документов стала приносить свои плоды: так, по данным начальника отдела Управления государственной вневедомственной экспертизы Службы государственного строительного надзора и экспертизы Петербурга Валерия Сорокина, «всего около 5 % поступающих в экспертизу проектов разработаны без значительных нарушений строительных норм и правил и не требуют доработки».

Ситуация фактически была отдана на откуп судебной практике, которая расставляла точки над i в каждой конкретной ситуации, что многократно повысило интерес общественности к подобного рода документам, а также СНиПам, ГОСТам, СанПиНам, которые рассматривались в судебных спорах. Однако единого ресурса, способного такую информацию предоставить, в России на тот момент времени не было.

Стало очевидным, что в условиях сложившегося «кризиса взаимодействия» реформе техрегулирования необходима как административная, так и информационная поддержка. Положение изменилось в августе 2005 г., когда на базе консорциума «Кодекс» начала создаваться Российская сеть ЦНТД — новая бизнес-структура, занимающаяся просветительской деятельностью в этой сложной области. На поддержку российских строителей сетью были мобилизованы все способы информирования: общероссийские семинары с участием представителей органов власти, уполномоченных на реализацию реформы, интервью с экспертами, публикация новостей о ходе реформы на сайте www.cntd.ru и, наконец, электронные системы нормативно-технической информации семейства «Техэксперт», содержащие в актуальном и систематизированном виде законы, нормы, правила, стандарты, материалы судебной практики — всю ту информацию, вокруг которой велось столько оживленных дискуссий.

В сентябре 2005 г. в Министерстве регионального развития была создана рабочая группа по реализации системы технического регулирования в строительстве. Вскоре правительственной комиссией по техническому регулированию была одобрена отраслевая концепция реформы и намечен блок технических регламентов, представленный общественности 29 марта 2006 г. в Москве, на семинаре Россиийской сети ЦНТД «Актуальные вопросы экспертизы и надзора при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов».

«Этот блок неоднороден, — отметил на семинаре эксперт данной рабочей группы Сергей Кавицкий. — Есть группа из 3 системообразующих регламентов, на которых строятся уже все остальные элементы системы. Это общий технический регламент «O безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территории». Это ключевой, с нашей точки зрения, регламент «О требованиях к безопасности зданий и других строительных сооружений гражданского и промышленного назначения», который должен включать в себя все требования по безопасности на этапах инженерных изысканий, проектирования, экспертизы проектирования, получения разрешения на строительство, выполнения строительно-монтажных работ и сдачи объекта в эксплуатацию. Третий регламент включает требования безопасности к строительным материалам и изделиям».

Однако с принятием этих документов возникли новые проблемы. Охватывая широкий спектр взаимоотношений между производителем товара и потребителем, техрегламенты должны включать все фундаментальные требования именно по безопасности. Но с этим согласны далеко не все: например, МЧС России считает необходимым также отразить в регламенте другие, более детальные параметры: требования профилактики и предупреждения всех чрезвычайных ситуаций как техногенного, так и всех других характеров, меры предупреждения и ликвидации последствий на прилегающих территориях. В результате процесс разработки технических регламентов блокировался уже на концептуальном этапе.

Новое слово в споре министерств сказало Правительство РФ, подписав 29 мая распоряжение, вносящее в программу разработки технических регламентов на 2006–2008 гг. существенные изменения. Эксперты назвали новую редакцию программы «самой радикальной»: в ней более чем в 2 раза, с 84 до 181, увеличен список наименований технических регламентов, продлен срок их разработки до 1,5–2 лет, а также установлена персональная ответственность каждого министерства и ведомства за разработку соответствующего регламента. Однако по данным электронной системы «Техэксперт», последнее из 3 положений в новой программе пока не отражено.

Как будет развиваться ситуация в дальнейшем, покажет время. Однако уже сегодня мы можем говорить, что система информирования специалистов строительного комплекса в виде Российской сети ЦНТД действует, предоставляя специалистам по налаженным каналам из органов власти всю актуальную нормативно-правовую и нормативно-техническую информацию, которая требуется им в профессиональной деятельности. Таким образом, новые техрегламенты пользователи сети будут встречать «во всеоружии».

Дата: 23.07.2006
Александр Коротышев
"Петербургский строительный рынок" 6-7 (91)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!