Проекты национального масштаба

1 стр. из 1

Такое решение было принято на заседании Инвестиционной комиссии Министерства экономического развития и торговли РФ, которое состоялось в рамках X Петербургского Международного экономического форума. Комиссией рассматривались заявки на предоставление государственной поддержки за счет Инвестиционного фонда РФ.

При этом в отношении Орловского тоннеля под Невой члены отборочной комиссии были настроены более скептически, если не сказать — против. И это несмотря на представленные администрацией Петербурга аргументы, что строительство Орловского тоннеля, помимо решения городских транспортных проблем, позволит увеличить пропускную способность Волго-Балтийского судоходного канала в 1,2 раза. Под вопросом оказался и проект строительства порта «Усть-Луга» — в смысле открытия федерального финансирования.
Напомним, на деньги Инвестфонда претендовало 12 проектов со всей России (было подано 46 заявок), однако в ходе заседания комиссии было сказано, что далеко не все представленные проекты находятся на должном уровне разработки. Среди проектов, получивших одобрение комиссии помимо ЗСД, реконструкция автодороги Москва — Санкт-Петербург (с 15 по 58 км), проект строительства Богучанской ГЭС и алюминиевого завода в Нижнем Приангарье, создание нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса ОАО «Татнефть».

Теперь четырем проектам для того, чтобы получить средства, предстоит пройти смотр правительственной комиссии. Не исключено, что все 12 дошедших до комиссии проектов, в том числе и вставший под сомнение проект строительства Орловского тоннеля под Невой, в конце концов, получат одобрение МЭРТа.

Восточное полукольцо КАД построят к 1 сентября

Заседанию комиссии Инвестиционного фонда России предшествовало совещание в Смольном по вопросам строительства Кольцевой автомобильной дороги (Восточного и Западного полукольца), Западного скоростного диаметра, скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург, а также транспортных объектов, предусмотренных планом мероприятий подготовки к саммиту «Группы восьми». В совещании приняли участие министр транспорта РФ Игорь Левитин и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.
Забегая вперед, скажем, что участники совещания пришли к выводу, что все Восточное полукольцо КАД можно окончательно ввести в строй к 1 сентября этого года — весной по нему было открыто только рабочее движение. Валентина Матвиенко напомнила, что строительство КАД находится под личным контролем Президента и является приоритетным направлением для городского руководства, поэтому эти сроки обязательны для всех.

Министр недоволен проектировщиками

Сейчас Восточное полукольцо готово от Горской до Московского шоссе, за исключением проблемного четырехкилометрового участка в районе Ржевка-Пороховые, где завершаются работы по переводу газопроводов и нефтепродуктопроводов. Министр Игорь Левитин остался недоволен на совещании проектировщиками, из-за работы которых затормозились сроки пуска Восточного полукольца.
Ситуацию с проблемным участком отчасти прояснил генеральный директор Дирекции по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга Борис Мурашов, не так давно сменивший на этом посту уволенного со скандалом Егора Тратникова. По его словам, на хороший проект не хватило денег, а в существующем проекте не был учтен перенос магистрального нефтепродуктовода в районе Ржевки. Как такое могло случиться? Ведь нефтепровод — не иголка в стоге сена… Оказывается, предполагалось мост через Охту, по которому пройдет Кольцевая дорога, провести изначально над нефтепродуктоводом и его вообще не трогать. Но, как говорится, хотели как лучше, а получилось… На стадии выполнения проекта арки моста были занижены, и нефтепродуктопровод оказался под угрозой...

Трасса дорожает

Кроме того, возникла необходимость перенести газопровод и нефтепровод на участке к Морскому порту. По словам Мурашова, потребовали дополнительных затрат и другие участки дороги. В общем, новый начальник ДСТО посчитал, что если сейчас годовой объем финансирования первой очереди КАД от Приозерского шоссе до автомобильной дороги «Россия» составляет чуть больше 5 млрд. руб., то для завершения всех работ необходимо более 8 млрд.
К сведению, годовой объем финансирования второй очереди КАД от автодороги «Россия» до Таллиннского шоссе составляет 12 млрд. руб. Строительство ведется сразу по трем направлениям: автодорога «Россия» — развязка на Пулковском шоссе (генподрядчик ОАО «Мостотрест»); развязка на Пулковском шоссе — Таллиннское шоссе (генподрядчик ЗАО «ВАД»); участок между Дачным проспектом и ул. Предпортовой (генподрядчик ОАО «Мостоотряд № 19»).
Таким образом, по мнению Бориса Мурашова, для завершения всех участков КАД необходимо в этом году 19,6 млрд. руб., в следующем — 37 млрд. руб., в 2008 г. — 20,9 млрд. руб.
Естественно, такой ход рассуждений, сводящийся в основном к просьбам об увеличении финансирования и без того раздутой по деньгам стройки господина Левитина не устроил. Министр напомнил, что и без увеличения финансирования четверть всех средств федеральной казны, выделенных на дорожную отрасль страны, отдается на строительство дорог в Петербурге, и потребовал от Мурашова и всех присутствующих реальных цифр. Мол, с деньгами и дурак построит, а вы попробуете обойтись тем, что есть…

ЗСД в графике

С Западным скоростным диаметром на совещании разделались быстрее. Генеральный директор ОАО «ЗСД» Игорь Лукьянов доложил, что уже завершено проектирование 3-го участка, сейчас проектируются 4-й и 5-й участок — это центр трассы и порт. Все работы идут по графику. Трудно решать лишь имущественно-правовые вопросы, — пожаловался Лукьянов. Тем не менее, решен вопрос о переселении гаражей автолюбителей Кировского и Московского районов на другие участки. Кроме того, губернатор Валентина Матвиенко пообещала до 1 августа выпустить распоряжение о выделении земельных участков под ЗСД. Напомним, до конца года на ЗСД готовы освоить 5 млрд. руб.

Лесами и полями

Следом настала очередь «виновника торжества» — руководителя проектной компании «Петербургдорсервис» Евгения Медреса. Получив от министра порцию нелицеприятной критики за некачественно выполненный проект Восточного полукольца КАД, министр спросил Медреса, не случится ли промашка с проектированием на Западном полукольце? Ситуация была похожа на урок в первом классе. Левитин поинтересовался, сколько нефте- и газопроводов надо будет переносить в западной части КАД. Евгений Медрес обиженным тоном пояснил, что во второй части проекта продуктопроводы вообще не встречаются… Вместе с тем возникают новые сложности: трасса в основном идет по лесам первой категории Ленинградской области.
К сведению, протяженность Западного полукольца составит 36,2 км, здесь предстоит возвести 7 развязок, 1 искусственное сооружение, 5 ДПС, 4 площадки отдыха.
Министра такой расклад опять не устроил. Почему дорогу предлагается вести по лесам, тогда как в первоначальном варианте подразумевались сельхозугодья, то есть — поля? Оказалось, «за время пути собачка могла подрасти»: дорога по лесу обойдется намного дешевле, так как лес принадлежит государству, а сельхозугодья — частным лицам, и их надо выкупать. Всего-то за 3 млрд. руб. …

Депутаты обещали поторопить правительство

Буквально следом за совещанием на уровне министра транспорта, с перерывом в полторы недели, в Смольном в конце июня состоялось выездное совещание Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, которое также было посвящено проблемам строительства Кольцевой дороги, правда, впридачу с дамбой (Комплексом защитных сооружений Петербурга от наводнений). В совещании приняли участие губернатор В. Матвиенко, представитель Президента России в Северо-Западном федеральном округе И. Клебанов, руководитель Росавтодора О. Белоозеров, заместитель Росстроя В. Коган. Вел совещание председатель комитета М.Л. Шаккум.
Губернатор поблагодарила думцев за внимание к Петербургу и его проблемам, подчеркнув, что оба проекта — и КАД, и КЗС — имеют важное значение не только для города, но и для всей страны, поэтому нужно закончить их в срок. А между тем, срок этот, как известно, неоднократно переносился... В. Матвиенко напомнила депутатам о том, что до сих пор не выпущено постановление Правительства Российской Федерации о программе завершения строительства Комплекса защитных сооружений. Депутаты приняли решение обратиться в правительство России по этому вопросу.

Москва — Петербург: по дороге с ветерком

Следующим на совещании рассмотрели проект строительства платной скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург, о котором доложил генеральный директор ОАО «ГипродорНИИ» Олег Скворцов. Общая протяженность трассы — 670 км, стоимость строительства — 240 млрд. руб. Дорогу планируется проложить в обход населенных пунктов и охранных зон южнее автомагистрали «Россия». За счет этого скорость движения по трассе составит не менее 150 км в час. Ширина — 8 полос, причем на подходе к Москве — 10, от Ленинградской области — по Новгородской и Тверской — 6. Дорога будет строиться на основе частно-государственного партнерства. Министр Игорь Левитин поинтересовался, на основании чего выбрана трасса. Главный критерий, пояснил Олег Скворцов — принадлежность земли государству. К примеру, более 90 % трассы в Ленинградской области пройдет по лесам первой категории. Правда, на территории Петербурга планируется изъять 460 га земли, принадлежащей собственникам. По словам вице-губернатора Александра Вахмистрова, почти все собственники, кроме совхоза «Детскосельский», уже дали согласие на продажу своей земли. Концессионный конкурс на строительство дороги будет объявлен в 2007 г. Срок строительства дороги — 5 лет, но есть вероятность, что его удастся сократить.
Известно, что в результате конкурса Рос-автодор получит федеральную поддержку на строительство участка трассы 15–58 километр со стороны Москвы. Его стоимость оценивается в 54 млрд. руб., заявка в инвестфонд — более 25 миллиардов. Этот участок является самым загруженным на будущем автобане. По оценке главы Росавтодора Олега Белозерова, его строительство обеспечит выезд из Москвы в ленинградском направлении и в сторону аэропорта Шереметьево без пробок. Уже сейчас есть 11 бизнесменов (в основном иностранных), которых заинтересовала возможность инвестировать средства в этот проект.

Надземный экспресс тоже хочет средств из Инвестфонда

Вместе с тем на средства из Инвестфонда, возможно, будет претендовать и проект создания Надземного экспресса в Петербурге, о чем заявил председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов.
Сейчас первый этап проекта находится в стадии проектирования и обоснования инвестиций, которая должна завершиться в октябре. Проектирование ведет ООО «Гипротранс», объем затрат городского бюджета 57 млн. руб. После завершения на правительственном уровне должно быть принято решение об объявлении концессионного конкурса.
По словам Максима Соколова, чтобы минимизировать затраты на реализацию проекта, экспресс будут стараться провести по свободным от застройки землям.
Он также сообщил, что уже есть инвесторы, готовые принять участие в строительстве надземного экспресса, переговоры проводились и на Петербургском экономическом форуме, в том числе с иностранными инвестиционными банками.
Напомним, что сейчас объем инвестиций в создание надземного экспресса оценивается в $420 млн.

Дата: 23.07.2006
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 6-7 (91)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!