Форум «Мир мостов-2006»

1 стр. из 1

В Санкт-Петербурге 7–8 июня в рамках специализированной выставки «Дороги, мосты, тоннели — 2006» состоялся III Международный форум «Мир мостов». Это событие собрало представителей мостостроителей из многих регионов страны и зарубежья. В центре внимания участников форума находились различные актуальные проблемы отрасли и пути их решения, новые разработанные и реализованные проекты строительства, реконструкции и модернизации мостовых сооружений.

После оглашения приветствий состоялось пленарное заседание. На нем с докладом «Международное сотрудничество в реализации крупных проектов строительства мостов» выступил доктор Ристо Кивилуома, директор WSP Wind Enginee-ring WSP ConsultingKORTES Ltd (Хельсинки, Финляндия). По его мнению, международное сотрудничество мостостроителей особенно выгодно тем, что в работе над проектом объединяются выдающиеся профессионалы, владеющие лучшими отраслевыми достижениями научно-технического прогресса. Главной же сложностью в подобной работе является необходимость знания местных условий, практики решения различных вопросов и особенностей культуры, а также языковой барьер, время и затраты, необходимые на частые переезды.

Крупные мосты — это структуры, в технологии построения которых лишь частично могут быть эффективно использованы местные стандарты дизайна и опыта. Высокая сложность проекта обычно требует опыта зарубежных коллег, чтобы дополнить команду. Финансовые затраты велики, вопрос эстетического и других факторов выбора места для постройки моста крайне важны, поэтому решение таких вопросов целесообразно при формировании опытной международной высокопрофессиональной команды.

Вопросы, при решении которых необходимо международное сотрудничество в разработке дизайна моста, включают в себя: мостостроительные конкурсы, технико-экономическое обоснование проекта, опытно-конструкторские работы, обучение персонала, использование ветровой энергии и обслуживание сооружения. Желательно, чтобы основные конструкции моста, многие специализированные технические изделия, например, ванты, расширительные швы, подшипники, буферный упор и т. д., производились транснациональными фирмами, которые обладают большим опытом такой работы и широкой дилерской сетью.

В качестве примеров практического опыта доктор Ристо Кивилуома рассказал об участии финской стороны в международных проектах при постройке крупных сооружений в России (мосты в Санкт-Петербурге, Ульяновске, Архангельске), Индии (мост Ченаб Арх), Вьетнаме (мосты Бинх в Хайфонге и Вай-Чай) и Индонезии.

Далее директор СПб ГУП «Мостотрест» Ю. Петров рассказал, что по поручению Губернатора города разработана Концепция развития и приведения в нормативное состояние дорожных сооружений Санкт-Петербурга до 2015 г.

В настоящее время транспортная ситуация Санкт-Петербурга характеризуется как неудовлетворительная. В большой степени это связано с тем, что чрезвычайно высок процент мостовых сооружений, имеющих неудовлетворительное техническое состояние. При этом за последние 5–10 лет не приостановлено накопление дорожных сооружений, требующих ремонта. В настоящее время количество таких сооружений достигает 40%.

На 200 мостах со сроком службы более 30 лет гидроизоляция, опорные части и деформационные швы полностью изношены. На 51 сооружении габариты проезжей части не соответствуют категории автодорог. На 6 разводных мостах значительно изношены механизмы и приводы. В 15 транспортных и пешеходных тоннелях необходима модернизация и замена насосного оборудования. Сохранение существующей тенденции ухудшения состояния сооружений в Санкт-Петербурге может привести к тому, что через 10–15 лет придется решать проблему не восстановления мостов и путепроводов, а их перестройки, что потребует увеличения финансовых ресурсов в 3–4 раза.

Учитывая это, необходима разработка нового подхода к эксплуатации и ремонту искусственных сооружений на автодорожной сети города. Нормативное состояние мостового парка должно быть достигнуто к 2015 г., основными путями для чего являются:
1. Модернизация транспортных узлов, в результате которой будет существенно снижена нагрузка и обеспечена возможность ремонта или реконструкции таких сооружений:
 -  в рамках реализации сквозного проезда по набережным Обводного кан. с реконструкцией Шлиссельбургского моста предусматривается строительство южной набережной Обводного кан. с выходом на пр. Обуховской обороны; дополнительно следует рассмотреть возможность строительства путепровода по пр. Обуховской обороны с последующей ликвидацией Шлиссельбургского моста;
 -  модернизация транспортного узла связи Фрунзенского и Невского районов через железнодорожные пути московского направления со строительством путепровода на пересечении пр. Александровской фермы с путями, строительство развязки на продолжении пр. Салова и транспортной связи Дунайского пр. с ул. Грибакиных, что позволит существенно улучшить транспортную ситуацию на путепроводе Невский и провести его реконструкцию с уширением проезжей части и улучшением транспортной схемы на подъезде к путепроводу со стороны Невского района; дополнительно следует рассмотреть также возможность строительства транспортной развязки на пересечении Софийской ул. и пр. Славы;
 -  расширение правобережного транспортного тоннеля у Литейного моста с реконструкцией Пироговской наб., которые следует увязать по времени с капитальным ремонтом Литейного моста.
2. Мероприятия по повышению надежности и безопасности эксплуатации разводных мостов: модернизация оборудования приводов разводных механизмов крыльев мостов, реконструкция Дворцового и Тучкова мостов; капитальный ремонт Литейного, Володарского, Биржевого мостов; переустройство разводных Ушаковского, Каменноостровского, Б. Крестовского, 1-го Елагина мостов.
3. Капитальный ремонт мостов Невс-кого пр., в т. ч. Аничкова и Зеленого мостов.
4. Капитальный ремонт каменных мостов (10 сооружений).
5. Реконструкция сооружений из клепаных металлических конструкций и мостов с использованием чугунных пролетных строений (9 сооружений).
6. Капитальный ремонт железобетонных мостов постройки 1930-х гг. (4 сооружения).
7. Переустройство деревянных мостов, включая 2-й и 3-й Елагины, 2-й Лаврский, Горсткин, Кронверкский, на которых следует предусмотреть устройство коммерческих и торговых зон с целью активного привлечения средств инвесторов, а также переустройство деревянных мостов:  Б. Петровский, Лазаревский, Красный Судостроитель и др.
8. Капитальный ремонт и реконструкция набережных (общая протяженность набережных — примерно 16 км).
9. Модернизация насосного и электротехнического оборудования транспортных и пешеходных тоннелей (15 сооружений).

В целом, для приведения дорожных сооружений Санкт-Петербурга в нормативное состояние необходимо ежегодно ремонтировать 12–15 мостовых сооружений и 2–2,5 км набережных. С учетом ввода в эксплуатацию новых мостовых сооружений необходимо предусмотреть перспективный рост объемов финансирования работ по содержанию дорожных сооружений начиная с 2007 г.

Заместитель генерального директора НИПИ Территориального развития и транспортной инфраструктуры, к. т. н. А. Сырков сделал доклад «Перспективы развития мостового строительства в Санкт-Петербурге в свете Генерального плана развития города до 2025 г.».

Городские искусственные сооружения — мосты, путепроводы, эстакады, тоннели — по мере развития транспортной инфраструктуры приобретают все большее значение. Удельная протяженность искусственных сооружений в составе новых магистралей с каждым годом растет. Так, протяженность 43 мостовых и тоннельных сооружений на участке КАД вокруг Санкт-Петербург, от станции Горская до трассы М-10 «Россия» общей длиной 69,3 км, составила 12 560 м, или 18%. В проектной проработке ЗСД, проходящего преимущественно в зоне застройки, доля протяженности мостовых и тоннельных сооружений достигает уже более 50%.

Особое место занимают разводные мосты через Неву и ее рукава. Несмотря на свою архитектурную выразительность они создают разорванность улично-дорожной сети. Первой непрерывной связью через Неву стал Большой Обуховский мост по трассе КАД. В перспективе новые переправы через Неву должны по возможности проектироваться в виде высоководных неразводных мостов или подводных тоннелей.

Генеральный план Санкт-Петербурга, разработанный ЗАО «Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектный институт градостроительного проектирования» в 2002–2005 гг. и утвержденный ЗакСом в декабре 2005 г., предполагает большой комплекс мероприятий по транспортным сооружениям.

Предусматривается решение вопросов преобразования и развития улично-дорожной сети с целью создания системы скоростных дорог и магистралей непрерывного движения, образующих основной транспортный каркас города и разгрузки центра от транзитных потоков автотранспорта.

Программа предусматривает:
 -  завершение строительства Кольцевой автомобильной дороги вокруг города (КАД);
 -  строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД);
 -  строительство участков магистралей непрерывного движения вдоль границ центральных районов города по трассе Обводного кан. с реконструкцией существующих железнодорожных путепроводов и мостов и по набережным правого берега Невы и Большой Невки (завершение работ по формированию Центральной дуговой магистрали, ЦДМ);
 -  строительство радиальных участков магистралей непрерывного движения с развязками в разных уровнях по трассам: Витебского пр. на участке от Московского шоссе до Обводного канала; Митрофаньевского шоссе от ЗСД до Обводного канала; вдоль Зеленогорской железнодорожной линии с западной ее стороны — от Выборгского шоссе до набережной правого берега Невы;
 -  строительство новой широтной магистрали в южной части города: от пр. Ста-чек, через новый Большой Смоленский мост через Неву (в створе Большого Смоленского пр. и ул. Коллонтай) с выходом в правобережье Невы;
 -  Орловский тоннель с выходом в правобережье: на Пискаревский пр. и шоссе Революции, а на левом берегу — на Смольную наб.;
 -  мост между Васильевским островом и Петроградским районом — в створе ул. Ремес-ленной и Адмиралтейским районом и в створе 22–23 линии;
 -  реконструкция автодорожных въездов в город со строительством транспортных развязок с железнодорожными линиями, строительство нового моста через Малую Неву в створе Ремесленной улицы;
 -  строительство транспортных переходов через Неву в центральной зоне города.
 
Эти меры должны обеспечить разгрузку центра от транзитных потоков автотранспорта, создание системы городских скоростных дорог и магистралей непрерывного движения, образующих основной транспортный каркас города. Генеральным планом также предусмотрены строительство и реконструкция мостов через малые реки и каналы.

К числу наиболее крупных транспортных путепроводных развязок, строительство и реконструкция которых намечена в Генеральном плане Санкт-Петербурга, относятся: транспортная эстакада, соединяющая пр. Энергетиков с ул. Руставели, Невский путепровод, развязка на пересечении продолжения ул. Салова до выхода к ул. Седова. Всего на период расчетного срока Генерального плана предусматривается строительство 104 новых путепроводных развязок и реконструкция 5 существующих.

Заместитель главного инженера ЗАО «Институт «Стройпроект» П. Выгодин сделал доклад на тему «Мосты в устье Невы на трассе Западного скоростного диаметра». Он, в частности, отметил, что уникальные мостовые сооружения ЗСД, проходящего по акватории дельты Невы, станут одной из доминант «Морского фасада» Санкт-Петербурга.

Плановое расположение трассы и характер продольного профиля ЗСД, являющегося магистралью будущего, позволяют создать масштабную и целостную композицию современного транспортного сооружения, которое не только соединяет берега дельты Невы, но и обогащает пространство, разнообразит городской силуэт, придает современный вид Невским панорамам, насыщает их новым качеством.

Мостовые сооружения ЗСД — это путеводная нить, которая соединит центр композиции с флангами, северным и южным берегами Невской губы, и свяжет городское и морское пространство. С двух сторон Васильевского острова проходят два основных судоходных фарватера — Петровский (с севера) и Корабельный (с юга), через которые предполагается запроектировать мосты с отметками проезжей части 38–40 мнад водной акваторией. Эти сооружения станут форпостами города на водных просторах Невской губы.

В качестве конструктивного решения на Корабельном фарватере выбран мост вантовой системы с центральным пролетом 320 м и пилоном высотой 120 м. Реализация предложенной идеи не только обогатит вид акватории, но и позволит исправить некоторые негативные моменты, влияющие на восприятие города с воды. В частности, упорядочивается силуэт, уходят на задний план малопривлекательные портовые и очистные сооружения. Корабельный фарватер получает достойное обрамление. На более композиционно сформированном Петровском фарватере предлагается построить мост экстрадозной системы с центральным пролетом 210 м и с пилонами высотой 60 м.

Таким образом, мостовые сооружениям Западного скоростного диаметра в дельте Невы будут играть важную и ответственную роль в формировании Морского фасада Северной столицы.

По окончании пленарного заседания работа форума проходила в трех секциях: «Проектирование и строительство объектов в Санкт-Петербурге. Современные материалы для мостостроения»; «Современные технологии в проектировании и строительстве мостов»; «Нормативная база в мостостроении. Подготовка специалистов для мостостроительной отрасли».

Программа второго дня форума предусматривала теплоходную экскурсию по Неве — от Вантового моста до моста Лейтенанта Шмидта — с посещением реконструируемых и строящихся объектов и обзором конструктивных решений и особенностей эксплуатации мостов Санкт-Петербурга, которую провел директор СПб ГУП «Мостотрест» Ю. Петров. Поездка вызвала живой интерес участников форума. Все были единодушны в убеждении, что подобные мероприятия именно в городе мостов, Северной столице России, должны стать доброй традицией для профессионалов мостостроительной отрасли.

Дата: 23.07.2006
Андрей Зюзин
"Петербургский строительный рынок" 6-7 (91)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!